Газета "Рыбак Сахалина"
14 января 2010 года

Пятерки Александра ШУШПАНОВА

15 января 2010 года председателю рыболовецкого колхоза им. Котовского Александру Ивановичу ШУШПАНОВУ исполняется 55 лет

55 – цифра, на мой взгляд, очень приятная. Она не столь официозна, как 50 или 60, но зато состоит из двух симпатичных пятерок, к которым душа неравнодушна еще со школьной поры. Применительно к Шушпанову они, кроме простого обозначения возраста, могут с полным основанием считаться и оценкой его трудовой деятельности, и оценкой его личностных качеств.

Как мне кажется, в биографии Александра Ивановича Шушпанова цифра 5 играет какую-то если не мистическую, то весьма символичную роль.

В 1975 году, в возрасте 20 лет, он окончил Лиепайское мореходное училище и по распределению прибыл на Сахалин.

В 1980 году, в возрасте 25 лет, стал капитаном СРТМ «Рощино» Невельской базы тралового флота. Путь от матроса до капитана Шушпанов прошел за 5 лет.

5 лет он возглавлял экипаж этого траулера-морозильщика.

В 1985 году, 25 лет назад, Шушпанова пригласили в рыбколхоз имени Котовского капитаном нового СТР «Каратаево».

В 2000-м году, в возрасте 45 лет, Александр Иванович Шушпанов был избран председателем колхоза.

Словом, куда ни кинь взгляд, везде – ПЯТЬ.

О Шушпанове мне довелось писать довольно много. И хотя я старше по возрасту, никогда не называл его просто по имени. При первой встрече с тогда уже 26-летним капитаном, услышав, как более взрослые члены экипажа называют его уважительно Иванычем, тут же выбросил из головы панибратское Саша и перешел на имя-отчество. И даже на областной комсомольской конференции, делегатом которой он был и где все называли друг друга, естественно, только по имени – молодежь ведь! – к моему языку прочно приклеилось «Александр Иванович». И ведь не сказать, что Шушпанов выглядел уж очень взрослым – скорее, наоборот. Но было в нем что-то такое – то ли вызывающая повышенное уважение внутренняя сила, то ли еще что, но иначе как Александром Ивановичем я называть его уже не мог. Хотя, может, с моей стороны это была обычная привычка. Но, тем не менее, так и повелось – вот уже почти 30 лет.

В восьмидесятые годы, когда я с ним познакомился, имя капитана Шушпанова гремело по всему Дальнему Востоку. Возглавляемые им экипажи СРТМ «Рощино» и СТР «Каратаево» досрочно выполняли рейсовые и годовые задания. За наибольший вылов по Дальневосточному бассейну – около 10 тысяч тонн за год – Дальрыба выделила ему лучший по тем временам автомобиль – «Волгу».

Конечно, время тогда было иное, страна не только не ограничивала отечественных рыбаков какими-то квотами, а наоборот – требовала ловить больше и больше, чтобы кормить рыбой народ. Как бы сейчас сказали, действовала олимпийская система. Все были в равных условиях, к максимальному улову стремились все (это же еще и заработок), но рекордные показатели «Рощино» были недосягаемы. Это не везение, это – мастерство.

Из газеты «Советский Сахалин» за 1 марта 1984 года:

«4 ноября прошлого года комсомольско-молодежный экипаж СРТМ «Рощино» Невельской базы тралового флота рапортовал о завершении пятилетней производственной программы.

В канун выборов в Верховный Совет СССР рыбаки вернулись из очередного рейса. И снова с трудовой победой: рейсовое задание выполнено на 185 процентов».

Из газеты «Молодая гвардия» за 11 декабря 1986 года:

«После пятимесячного рейса в Южно-Курильской и Приморской экспедиции к родным берегам вернулся инициатор и победитель всесоюзного социалистического соревнования комсомольско-молодежный экипаж СТР «Каратаево» колхоза имени Котовского.

Возглавляет этот коллектив молодой, но уже известный на Дальнем Востоке капитан А. И. Шушпанов. Под его руководством рыбаки судна еще в апреле выполнили план года…

Все это вместе взятое позволило экипажу судна к октябрю справиться с заданием года на 159 процентов. Ко всему надо добавить, что у СТР «Каратаево» после постройки это был всего второй рейс».

О людях простых рассказывать очень просто. Гораздо сложнее – о человеке неординарном, который находится в гуще жизни, в круговороте событий и судеб и волей-неволей обязан быть разноплановым, многогранным, оставаясь в то же время самим собой, со своим внутренним стержнем. Не хотелось бы, говоря о Шушпанове, оценивать его казенными и мало что говорящими словами производственной характеристики. Попробую прибегнуть к помощи редко используемой у нас характеристики астрологической. Может, она расскажет нам всю правду?

*- Александр Иванович, людям обычно бывает трудно оценить себя. Со стороны, как говорится, виднее. Вы родились 15 января 1955 года. Не знаю, верите ли вы в гороскопы, но вот что говорит о людях, родившихся в этот день, известный астролог, автор многих книг Вронский. Цитирую дословно:

«МЕСТО В ЖИЗНИ – в упорядоченном обществе или на политической арене. Душевное удовлетворение приносит собственная власть, даже в небольшом коллективе. Особенно хорошо, когда дела идут «как по маслу». Опыт для этих людей превыше всего, будь это собственный, чужой или даже книжный.

ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ: здесь требуется определенный режим на каждый день службы с точным указанием и отмеренным количеством дел. К любому труду отношение честное и добросовестное, это совокупность долга, обязанности и ответственности. Для них работа – сильнейший наркотик или даже божество, без чего жить невозможно и немыслимо.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ: это люди предпочитают находиться или работать в коллективе, где они себя чувствуют, как муравей в муравейнике. Окружающий мир, коллеги по работе восхищаются преданностью этих людей своему делу, их самоотверженностью, решимости и непоколебимости преодолеть любые помехи и преграды. К числу недостатков относится чрезмерная осторожность, предусмотрительность, слишком требовательное отношение к сослуживцам. У некоторых наблюдаются приступы депрессии и страха, доводящие их до язвы желудка. А такое состояние сильно мешает дальновидению, перспективному просматриванию судьбы.

ПРОФЕССИЯ – руководитель, управляющий, заведующий. Главные сферы и области деятельности – промышленность и производство.

Они полны жажды жизни, приключений, подвигов. Обладая мягким характером, они распространяют вокруг себя веселье и довольство, даже кратковременное счастье. Умеют обращаться с людьми и деньгами, хорошо зная им цену, вес и значение. Они быстро увлекаются, энергичны и стремительны. Им как воздух требуются большие пространства, свобода мыслей, свобода передвижения. Во всё, что касается их собственной личности, вкладывают максимум силы, умения».

- Как считаете, насколько эти слова соответствуют вашему характеру, вашему представлению о себе? Можете прокомментировать некоторые из приведенных астрологом характеристик? Судя по гороскопу, у вас трудно найти хоть какой-то недостаток. Это правда?*

- (смеется) Наши недостатки – это продолжение наших достоинств. Так, кажется, говорят. Недостатки, думаю, есть, но они не такие, чтобы вступать в конфликт с окружающим миром. Ну а если идти по порядку высказанного астрологом… Какой человек не хочет жить в упорядоченном обществе? К сожалению, наше общество к такому пока не относится. У нас перемены к так называемому лучшему совершаются с такой быстротой, что ничто хорошее не успевает как следует прижиться. Должно быть, мы ходим по кругу: все время на повороте. Как говорил известный юморист по имени Виктор Степанович, мы сегодня на таком этапе экономических реформ, что их не очень видно. Сказал он это в середине девяностых, но фраза актуальна и сейчас.

Не буду оценивать обстановку в рыбной отрасли – об этом много пишется и говорится, но скажу, что принятые в этом году в области новации в организации лососевого промысла пошли только на пользу: имею в виду олимпийскую систему. Хочу надеяться, что возврата к старому не будет, хотя такие поползновения существуют.

Что касается политической арены, то отвечу словами американского юмориста Уорда: «Я не политик, и других дурных привычек у меня нет». Я производственник, практик и обязательно должен видеть результаты своего труда.

Приносит ли удовлетворение собственная власть? Большую часть жизни, исключая период курсантства и работы матросом, я был маленьким и большим командиром, начальником. И считаю, что власть – это в первую очередь ответственность перед людьми, которые доверяют тебе, которые надеются на тебя. Когда всё идет как по маслу, тогда и наступает удовлетворение. Но в том-то и дело, что путь полит не маслом и не розами усыпан. Надо много пахать. А власть сама по себе… Может, чиновникам это ближе, за ними не конкретные люди, а абстрактная масса, называемая народом, перед которой и отчитываться не надо. А в бизнесе ни один руководитель не может получать наслаждение только оттого, что находится при власти. Да и не власть это, в конце концов, бизнесмен у нас – да и везде – зависит от многих факторов и от многих людей: от рядовых исполнителей, от партнеров по бизнесу, от того, стабильно ли поступает электричество, хороши ли законы и чиновники, обладающие в нашем обществе реальной властью. Вспомните слова Бисмарка: «С плохими законами и хорошими чиновниками можно править страной. Но если чиновники плохие, не помогут и самые хорошие законы».

Теперь об опыте, который превыше всего… Абсолютно про меня! Мне очень повезло, что после окончания мореходки попал на СРТМ «Рощино», где капитаном был Август Арнольдович Теолан. Он был блестящим капитаном. Это мой учитель, много знаний можно было получить от него. У меня было желание, я всё схватывал на лету. Я хотел знать всё!

Из газеты «Молодая гвардия» за 22 декабря 1982 года:

«На рубке «Рощино» можно было написать «Академия А. А. Теолана. Ее прошли многие. Дольше всех в ней учился Шушпанов. Не по нерадивости – наоборот, потому что был самым способным учеником. Начал с матросов – закончил капитаном, сменив на мостике учителя. Знания, приобретенные у Августа Арнольдовича, получили законченную форму в виде нескольких заповедей.

Заповедь первая: записывать всё, что может пригодиться в экспедиции. Записывай на картах, в дневниках, в уме любую информацию: течения и изобаты, ветер и рельеф дна, способы траления и плотность косяков, время года и всё остальное…

Штурманы у Шушпанова на вахтах первое время хватались за голову: капитан требовал от них вроде бы бессмыслицу – записывать рельеф дна даже во время перехода из одного района лова в другой.

Заповедь вторая: верь приборам, умей с ними работать.

Заповедь третья: береги людей. 120-130 заметов за экспедицию. В среднем один в день. Другие суда, как правило, делали много больше.

Заповедь четвертая: не стесняйся учиться».

- Александр Иванович, судя по вашей биографии, комментировать пункт «Отношение к работе» вроде бы и бессмысленно.

- Думаю, его всецело можно отнести ко многим деловым людям, людям творческим, которые чего-то добиваются и добились в этой жизни своим трудом и своими знаниями, но не лукавством, хитростью, близостью к власти.

«Я КАК РОДИЛСЯ, ТАК ВСЁ ВРЕМЯ И РАБОТАЮ», – пошутил однажды Шушпанов.

Он только пошел в первый класс, когда умер отец, которому было всего 37. На руках у матери и бабушки, которая жила с ними, осталось трое детей: сестре – девять лет, младшему – год, Саше – семь. Старший в доме мужчина.

Конечно, сказать, что на его детские плечи взвалилась вся мужская работа, было бы неправдой. Ребенок – он и есть ребенок. Мама работала учителем физики и математики в сельской школе, заработки педагогические известно какие. Выручало личное хозяйство – огород, корова. И тут уж без детей не обойтись. Так что копать, сажать, пахать, косить Шушпанов научился очень рано. Впрочем, от других сельских ребятишек в этом отношении он не слишком отличался: в деревне дети сызмальства приучаются к труду – и ни зазорным, ни предосудительным это никогда не считалось, всё в порядке вещей.

А на каникулах после седьмого класса Саша пошел работать уже по-настоящему – на кирпичный завод. Там платили весьма неплохие деньги (истинная правда, сам годами раньше так же работал на каникулах на кирпичке – только он в Белгородской области, а я в соседней Воронежской. Работа, сейчас понимаю, была весьма вредная – вынимать из остывающей печи теплый еще красный кирпич. До сих пор помню этот специфический запах гари. Но деньги действительно платили хорошие). Так Шушпанов проводил все каникулы.

А 1 сентября ученик выпускного 10-го класса Александр Шушпанов не явился на традиционную школьную линейку: отсыпался после ночной смены на кирпичном заводе, с которой возвратился только в 4 утра – некем было подменить.

Так что, думаю, просить Александра Ивановича продолжать комментировать слова гороскопа о честном и добросовестном отношении к любому труду не имеет смысла. Всё и так предельно ясно.

Поэтому отложим гороскоп в сторону.

- Что мы имеем… Село, сельская школа в степной черноземной полосе, огород, корова, кирпичный завод. А кем, всё-таки, мечтали стать в юности.

- И в детстве, и в юности – только моряком. Хотел стать настоящим человеком. А еще очень нравилась морская форма.

- А что знали о море?

- Книжки читал, там очень много всякого написано. Я поначалу удивлялся почему это в мореходных училищах в большинстве своем учатся ребята из сухопутных районов, ни разу не видевшие моря. А потом понял: люди исполняют свою мечту – постичь неизведанное. В детстве и юности мы все, по крайней мере так было в наше время, – романтики. Кто-то бредил космосом, небом, кто-то – морем, кто-то геологией, молодежь ехала за мечтой за тридевять земель. Честно говоря, не припомню ни одного соклассника, который хотел бы стать бухгалтером, работником банка или менеджером по продажам, хотя нисколько не умаляю роль этих профессий. Потом жизнь, конечно, всё расставила по своим местам.

- Кем бы вы в первую очередь стали, если бы не пошли в мореходное училище?

- А «если бы» не было. То, что пришел именно в Лиепайскую мореходку, конечно случайность: объявление в газете прочитал. Но не она, так другая. Море – это осознанный выбор. Он, конечно, густо настоян на романтике, но я рад, что не изменил своей мечте и что она оказалась такой прекрасной и досягаемой. В душе я оптимист и всегда верю в лучшее, как бы трудно ни было. И раньше, и сейчас.