Газета "Рыбак Сахалина"
15 июля 2010 года

Лосось-2010. У нас что, рыбопромысловые участки объявились на реках?

Такую недоуменную фразу произнес на заседании комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб в Сахалинской области природоохранный прокурор.

На этом заседании, состоявшемся 7 июля, было рассмотрено шесть вопросов. И их содержание, и процедура обсуждения, и принятые решения, казалось бы, не должны ни у кого, в том числе рыбаков, вызывать беспокойство. Управленческая модель – как строить промысел и распределять рекомендованные к вылову объемы лососевых, на которую покушалось Федеральное агентство по рыболовству РФ, пока остается прежней. То есть такой, какая была применена на Сахалине и Курилах в путину прошлого года и полностью оправдала себя. Но, тем не менее, сомнения остаются…

Повестка заседания была дополнена оперативным вопросом, который и обсуждался первым. Докладывая его, врио директора СахНИРО А. В. Буслов предложил от имени ученого совета института приостановить промысел горбуши на западе Сахалина с 8 по 20 июля. Соображения очевидны. На тот момент из рекомендованных 600 тонн красной рыбы в этой подзоне было уже добыто 577 тонн, то есть более 90 процентов. Вместе с тем заполнение нерестилищ производителями остается катастрофически низким, что связано, прежде всего, с депрессивным состоянием япономорской популяции горбуши. Перерыв позволит рыбе зайти в верхние участки рек и в какой-то мере улучшить баланс ее численности. А с подходом океанической горбуши, который ожидается в третьей декаде месяца, ее добычу можно будет возобновить. Решение о приостановке промысла было принято для всех неводов, за исключением мониторинговых.

В этой же Западно-Сахалинской подзоне в юго-западном промысловом районе двум предприятиям – ООО «Дружба» и ООО «Орлан», освоившим ранее установленные объемы рыбы более чем на 70 процентов, по их заявкам дополнительно выделено соответственно 200 и 150 тонн горбуши. Оснований для отказа у комиссии не было.

Затем анадромная комиссия рассмотрела блок из трех вопросов, докладчиком по которым выступил начальник ФГУ «Сахалинрыбвод» В. Г. Самарский.

Во-первых, он предложил утвердить места добычи тихоокеанских лососей на базовых реках лососевых рыбоводных заводов с использованием для отлова излишних производителей рыбоучетных заграждений, закидных неводов и рыбоводных забоек. При этом пояснил, что все заявки предприятий и ходатайства муниципальных образований, поступившие в комиссию и Сахрыбвод, учтены. В свою очередь руководитель Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства Е. П. Широков напомнил о принятом в декабре прошлого года коллегиальном решении, что путина этого года будет проходить по аналогии с предыдущей и что операторы на реках определяются по принципу: в чей рыбопромысловый участок река впадает, тому и приоритет. После небольшой дискуссии и уточнений отдельных позиций предложенного перечня комиссия определила места добычи лососей для 29 рыбоводных заводов с указанием добывающих организаций.

Таким же образом был обсужден вопрос об установке рыбоучетных заграждений на реках для регулирования пропуска производителей тихоокеанских лососей. О характере этого обсуждения можно судить по приводимому ниже фрагменту диктофонной записи.

Ю. В. Хщенович, сахалинский межрайонный природоохранный прокурор:

– Реки, где целесообразна установка рыбоучетных заграждений. Откуда эта целесообразность возникла на сегодняшнее число?

В. Г. Самарский:

– Мы считаем, что при развитии промысловой ситуации этого года в указанных реках вероятнее всего будут необходимы работы по регулированию. Это не означает, что во всех этих речках работы будут проводиться.

Ю. В. Хщенович:

– А какая нужда вот сейчас выносить этот вопрос и закреплять предприятия за реками?

В. Г. Самарский:

– Чтобы люди уже знали, что они будут обеспечивать меры по сохранению той рыбы, которая зашла на нерестилища. Это предложение рыбаков. Все просят, давайте быстрей, скажите, будем мы в этом году работать в случае перезаполнения? Они сами хотят охранять.

Ю. В. Хщенович:

– Еще один вопрос, Владимир Григорьевич. Вот река Сима, на ней ОАО «РК Прибой» стоит. Ко мне поступило заявление. Более десяти лет на этой реке «Аякс» работал, а теперь появился «Прибой». Чем это вызвано?

В. Г. Самарский:

– «Аякс» только в прошлом году работал. Это пограничная речка. От кого пришла заявка, того мы и включили. Если комиссия какое-то другое решение выработает – ради Бога!

Ю. В. Хщенович:

– А вы вообще объявления давали по всем субъектам хозяйствования о сборе заявок?

В. Г. Самарский:

– Нет, конечно!

Ю. В. Хщенович:

– Ну так в чем же дело?

В. Г. Самарский:

– Все материалы приходят в комиссию. Люди туда пишут.

А. М. Кобелев, депутат Сахалинской областной Думы:

– Юрий Владимирович, я думаю, ничего страшного нет, что объявили реки, где можно РУЗы ставить. Потому что надо готовиться и рыбакам. Поставили, а потом комиссия будет решать, когда перекрывать. В этом году и гидрология у нас сложная, вода уже свыше 20 градусов, речки обмелели. Так что надо.

Ю. В. Хщенович:

– Можно сделать так: реки такие и такие, но без субъектов. А дальше вопрос уже решать по каждому водному объекту.

Е. П. Широков:

– А что это даст, сегодня решить или через месяц? Что-то поменяется? Как выходила река Могучи в границы участка ООО «Могучи», так она туда и выйдет. Там Петров не появится.

П. С. Колотушкин, исполняющий обязанности начальника областного управления по рыболовству:

– Здесь не знаю, ошибка или нет. Реки, которые у нас в Макаровском районе – Горянка и Гребянка, в Ногликском – Конги. Надо перепроверить, правильно ли на них предприятия указаны.

В. Д. Сливин, член правления ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области»:

– «Мираж» на Кирпичной тоже надо вычеркнуть.

С. П. Карепкин, заместитель председатель правительства Сахалинской области, заместитель председателя комиссии:

– Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы установить рыбоучетные заграждения на реках согласно приложению № 3, за исключением рек Горянка, Гребянка, Конги и Кирпичная ?..

В принятых по этому и предыдущему вопросам решениях юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулирование пропуска и отлов излишних производителей тихоокеанских лососей, обязаны вести раздельный учет и предоставлять в Сахалино-Курильское теруправление ФАРа сведения о вылове рыбы согласно Правилам рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Они же должны обеспечить исчерпывающие меры по сохранению производителей, зашедших на естественные нерестилища.

Комиссия также определила дни и периоды пропуска производителей для естественного и искусственного воспроизводства тихоокеанских лососей в соответствии с графиками, разработанными согласно приказу Росрыболовства № 249 от 26 марта 2010 года.

В заключение были уточнены места постановки орудий лова в Восточно-Сахалинской подзоне для ООО РХ «Владимирово» в соответствии с рекомендациями ФГУ «Сахалинрыбвод».

Как видим, заседание анадромной комиссии, хотя и не обошлось без эмоций, спорных и порой острых моментов, в целом проходило спокойно, в деловой и бесконфликтной обстановке. И все же об одном «подводном камне», который рано или поздно может напомнить о себе, хотелось бы порассуждать.

Его обнаружил природоохранный прокурор Ю. В. Хщенович при обсуждении второго вопроса повестки дня: «Формулировка – определить местами добычи тихоокеанских лососей базовые реки. У нас что, уже рыбопромысловые участки объявились на реках? Или как?». Произнеся эту недоуменную фразу, он даже пригрозил внести свое прокурорское представление. Но, получив от кого-то из членов комиссии ответ, что так записано в правилах рыболовства, или согласился, или отложил разбирательство на потом. А жаль!

Дело в том, что промысловые участки на нерестовых реках действительно объявились. И мы уже писали об этом (статья «Рыба, ты чья?» в номере «Рыбака Сахалина» за 3 июня с. г.). Речь, в частности, шла о приказе Федерального агентства по рыболовству № 44 от 29 января 2010 года, которым внесены изменения в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. И теперь пункт 31.16 этих Правил излагается в следующей редакции: пользователи водными биоресурсами не вправе «осуществлять добычу (вылов) тихоокеанских лососей за пределами рыбопромысловых участков, за исключением рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации, промышленного рыболовства на рыбоводных забойках и рыбоучетных заграждениях (выделено мною. – Г. Г.), а также в целях предотвращения гибели рыб до нереста вследствие переполнения нерестилищ и заморов». Иначе говоря, рыбу можно ловить не только для закладки икры на искусственное воспроизводство горбуши или кеты, не только для изъятия излишних производителей, чтобы предотвратить заморные явления, как было до сих пор. Отныне открытым текстом в нерестовых реках разрешается промысел как коммерческая деятельность. Разве в таких случаях река фактически не объявляется промысловым участком? Если мы неправильно понимаем эту формулировку, будем благодарны за компетентное разъяснение наших заблуждений.

Правила рыболовства – это подзаконный акт. Оценка того, как они соотносятся с базовым для рыбной отрасли Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» – как раз и является компетенцией прокуратуры. Разумеется, соответствующего уровня.

Что касается самого приказа Росрыболовства, то он, независимо от его законности или незаконности, обязателен для исполнения всеми структурами, подведомственными федеральному агентству. И ФГУ «Сахалинрыбвод», и ФГУП «СахНИРО», и Сахалино-Курильским территориальным управлением ФАРа. А что бывает за неисполнение таких приказов, продемонстрировала прошлогодняя лососевая путина, по итогам которой были заменены руководители всех названных выше структур. То есть их главной задачей, выходит, был отнюдь не рекордный вылов рыбы, за такое выдающееся достижение с должности не снимают. Так что же тогда? Свои предположения на сей счет мы уже высказывали. Судя по всему, упомянутый приказ для того и появился на божий свет, чтобы облегчить выполнение этих не слишком афишируемых задач.

Остается надеяться, что анадромная комиссия никому не позволит превращать нерестовые реки в промысловые участки, как это было в позапрошлом и прошлом годах. Будьте бдительны, господа честные чиновники!