Газета "Рыбак Сахалина"
18 ноября 2010 года

Камчатский вариант. Не ждали

Итоги конкурса на рыбопромысловые участки 2008 года поставлены под сомнение.

Президиум Высшего арбитражного суда принял беспрецедентное решение – отменить результаты одного из конкурсов на рыбопромысловые участки в Камчатском крае, который состоялся два года назад. Последствия такого решения могут зайти очень далеко.

Накануне лососевой путины 2008 года впервые в истории Камчатки состоялся конкурс в виде торгов по долгосрочному закреплению рыбопромысловых участков (организатор – Федеральное агентство по рыболовству и его территориальное управление). Цена вопроса была чрезвычайно высока. Фактически решалось, кто будет иметь стабильный бизнес в течение ближайших 20 лет, а кто его навсегда потеряет.

На кон было поставлено порядка 450 морских и речных участков в десяти районах края. Чтобы получить участок, компания должна была набрать на конкурсе наибольшее количество баллов по четырем критериям. Первый: освоение квот за прошлые годы. Второй: количество работников из числа местных жителей. Третий: возможный суточный выпуск рыбопродукции. Четвертый: размер суммы, которую конкурсант готов выплатить в бюджет края за предоставление участка.

В список победителей попало примерно четверть из более чем 200 претендентов. Те, кто остался “за бортом”, с 2008 года пытаются добиться признания результатов конкурса недействительными – либо по отдельным участкам, либо вообще. Наиболее активно выступили предприятия “Колхоз Красный труженик”, “Роял Стэйт”, “Росс-фиш” и “Норис”.

Аргументы у них примерно одинаковые. Например, такой. По правилам проведения конкурса, заявитель, претендующий на участки для промышленного рыболовства, должен документально подтвердить наличие у него трудовых ресурсов, завода по переработке рыбы и т. д. Однако к конкурсу допустили ряд компаний, которые официально не имели ни работников, ни заводов. Победить они вряд ли могли. Но их участие при общем подсчете баллов снизило шансы на победу у одних конкурсантов и повысило – у других. Есть серьезные основания полагать, что эти компании подыгрывали будущим победителям, манипулируя баллами. Например, если кто-то заявлял в качестве платы за участок 500 млн. рублей или 2,5 млрд., это существенно отражалось на баллах всех конкурсантов, хотя было ясно, что никто таких денег платить не собирался.

Однако суд эти факты не принимал в расчет. Истцы прошли Арбитражный суд Камчатского края, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, Пятый арбитражный апелляционный суд во Владивостоке, Высший Арбитражный Суд РФ. Но ничего не добились.

Последней инстанцией оставался Президиум Высшего арбитражного суда. Мало кто верил, что после стольких отказов по искам последует какое-то принципиально новое решение. Но оно-таки последовало.

Пока речь идет только об одном иске, который был подан ООО “Норис”. Компания требовала отменить итого конкурса по рыбопромысловому участку № 74 (Соболевский район), который был предоставлен рыболовецкой артели “Колхоз Октябрь”. “Норис” утверждает, что мог бы выиграть этот участок, если бы не нарушения со стороны конкурсной комиссии. Например, она приняла в расчет намеренно завышенное денежное предложение от одного из участников.

И вот что решил Президиум Высшего арбитражного суда: признать недействительными торги по рыбопромысловому участку №74 и договор, заключенный с артелью "Колхоз “Октябрь”. Решить вопрос о последствиях такой отмены поручено Арбитражному суду Камчатского края.

Надо добавить, что в Высшем арбитражном суде находится еще несколько аналогичных дел, рассмотрение которых было отложено до того момента, пока не будет решения по участку № 74. Теперь, когда такое решение принято в пользу истца, его товарищи по несчастью тоже могут рассчитывать на благополучный исход.

Приведет ли это к переделу бизнеса и к отставкам чиновников, входивших в конкурсную комиссию? Такие прогнозы делать еще рано. Но очевидно, что последствия ожидаются серьезные.

Когда два года назад глава Федерального агентства по рыболовству А. Крайний был на Камчатке, его спросили, могла ли конкурсная комиссия принять неверное решение. Он ответил так: “Мерседес” хорошая машина. Но тоже иногда ломается. Если суд примет решение отменить итоги, отменим и проведем конкурс заново. Ничего страшного нет".

К. МАРЕНИН. «Камчатский край».

Газета “Рыбак Сахалина” № 45 18 ноября 2010 г.