Газета "Рыбак Сахалина"
23 декабря 2010 года

Путин, Крайний и народ

Из стенограммы пленарного заседания Межрегиональной конференции «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока до 2020 года. Хабаровск, 6 декабря 2010 г.

А.А. Крайний: Владимир Владимирович, ещё одна просьба. Пользуясь случаем, наказ к правящей партии, учитывая, что рыбаки России дают на выборах «Единой России» до 90% голосов. И даже не надо улыбаться – это абсолютно реальные данные. Не надо никого подталкивать, уговаривать. Как только мы говорим рыбакам: ребята, правящая партия приняла вот этот закон и вот этот закон – там дальше можно не агитировать. На 10 лет квоты, на 20 лет участок, и всем всё понятно становится. Людям дали горизонт планирования жизни, понимаете? До этого правила менялись каждые полтора года. Раздавали карты, а потом говорили: играть будем в домино. Вот сейчас это кончилось благодаря правящей партии.

Но у меня просьба. Сейчас в Госдуме находится законопроект, что называется тонкая настройка закона. Там ряд дефиниций, которые надо принять, 166-й закон о рыболовстве. У меня просьба к фракции «Единой России» в Государственной Думе: прошу рассмотреть. Он все уже у вас прошёл, есть заключение Правительства, был комитет по природным ресурсам, который господин Туголуков возглавляет. Просьба рассмотреть на пленарном заседании. Спасибо…

В.В. Путин: Скажите, о чём идёт речь. Конкретно, ещё раз.

А.А. Крайний: Ну, там есть ряд положений, есть по воспроизводству…

В.В. Путин: Какой закон?

А.А. Крайний: 166-й – «О рыболовстве». Это поправки в этот закон.

В.В. Путин: Внесение изменений в этот закон?

А.А. Крайний: Да.

В.В. Путин: И все там уже согласовано? Вопрос только в том, чтобы вставить в повестку дня и провести?

А.А. Крайний: Совершенно справедливо.

Н. Селюк (Ассоциация коренных малочисленных народов Приморского края): …И по закону о рыболовстве. У нас квота смешная – 5 тонн. У нас закон 1963 года, по-моему, – 50 кг рыбы на человека в год. В этом году дали одной общине 5 т кеты в Ольгинском районе. Люди приехали из Красноармейского района в Ольгинский ловить 5 тонн. Они остались без рыбы.

А.А. Крайний: Владимир Владимирович! Прежде всего, по закону о гарантиях прав коренных и малочисленных народов Севера и Дальнего Востока они могут ловить как с участком, так и без участка. Поэтому я не очень понимаю, почему им дали в одном районе, а они приехали из другого района. Это или местные власти там…

Н. Селюк: Это географически так.

А.А. Крайний: Нет, я понимаю. Но им не надо было ехать из Красноармейского района: они могли бы ловить у себя, то есть где угодно могут ловить КМНСы.

Н. Селюк: В таких объемах в Красноармейском районе нет рыбы.

А.А. Крайний: Понятно. У нас есть другая история…

В.В. Путин: Нет, вот другую не надо. Давайте про эту. У нас у каждого есть своя история…

А.А. Крайний: Они имеют право ловить абсолютно спокойно, свободно и без ограничения.

Н. Селюк: Обман!

В.В. Путин: Обман?

Н. Селюк: Обман.

А.А. Крайний: Ну, знаете, это написано в законе, Владимир Владимирович, поэтому что значит «обман»? Им даже разрешение не надо выписывать – КМНСам. Они выходят и ловят. Поэтому не знаю, кто тут кого обманывает. Эти гарантии прописаны в федеральном законе.

В.В. Путин: Нет, но они же говорят, что эта квота – квота маленькая…

Н. Селюк: Владимир Владимирович! Люди из Удегейского, Красноармейского района. У них 650 км до Ольги. Приехали, показали документы на вылов рыбы…

А.А. Крайний: Так. Кому?

Н. Селюк: Написано: кета амурская. Рыбинспектор – очень внимательный. Говорит: а у нас нет амурской кеты. Езжайте во Владивосток – это 650 км – и переправляйте документы. Приехали, исправили, поехали опять в Ольгу. И всё равно не дали рыбу ловить из-за одного слова «кета амурская»…

В.В. Путин: Послушайте, это на самом деле серьёзный вопрос. Это и есть административные барьеры, которыми пользуются недобросовестные люди и которые не дают нормально работать.

А.А. Крайний: Владимир Владимирович, мы разберёмся, но дело в том, что тут я не понимаю, что происходит, потому что КМНС не нужно разрешения выписывать. По закону не нужно. Они могут прийти и ловить на берег реки.

В.В. Путин: Ловить что?

А.А. Крайний: Рыбу, кету в том числе. Там не нужны разрешения по закону – для личного потребления, для традиционного образа жизни, не для реализации. Это тоже очень важно.

Реплика: Да дайте только для еды поймать.

А.А. Крайний: Потому что у нас на Камчатке заявок от КМНС было на 70 тыс. тонн. Но это другая история, другой субъект.

Реплика: 5 тонн.

В.В. Путин: Андрей Анатольевич, я понимаю, о чем Вы говорите. Я с рыбаками встречаюсь регулярно. И крупные предприятия обращают на это внимание. Чтобы здесь не злоупотреблял никто ссылками на необходимость обеспечения традиционных промыслов малых коренных народов, это понятно, тем не менее, есть какие-то элементарные нормы, которые всё-таки нужно людям дать.

А.А. Крайний: Владимир Владимирович, после окончания конференции я готов завтра доложить.

В.В. Путин: Я Вас прошу, Андрей Анатольевич, не отмахиваться от этого. Вполне допускаю, что это проблемы, с которыми люди реально сталкиваются в жизни. И Вы посмотрите на это повнимательнее. Сейчас закончится конференция, поговорите, но потом мне скажите, в чём там дело.

Т.Ф. Романова: Президент ассоциации коренных малочисленных народов Камчатского края. Не надо здесь Крайнему лукавить. На вылов рыбы для коренных народов и по Корякскому округу – 10 проверяющих. При этом бабушка и маленькие дети, которые вообще по-русски не умеют разговаривать, должны заявку заполнять. Это как понимать?

Она правильно говорит: разрешение надо. Выиграл участок, там и лови – есть там рыба, нет рыбы. В этом плане я её поддерживаю.

Е.А. Борисов (президент Республики Саха (Якутия)): Владимир Владимирович, я хотел бы объяснить насчёт рыболовства.

Эта проблема у нас, в Республике Саха (Якутия), также существует. Здесь речь идёт о противоречии двух законов – закона о рыболовстве, который принят в 2008 году, и закона о малочисленных народах, который принят в 1995 году. Они противоречат друг другу в том плане, что все рыбные промыслы, не учитывая, есть там малочисленные народы, живут или не живут, все рыбные промыслы продаются на аукционах и не учитывают интересы тех народов, которые проживают вокруг этих промыслов. Поэтому сегодня необходимо решить эту проблему, чтобы в законе о рыболовстве были учтены нормы закона 1995 года.

Т.Ф. Романова: Уважаемый Владимир Владимирович, всё-таки ещё раз о проблемах коренных малочисленных народов Севера. Президент краевой Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края.

Я к Вам сегодня прицельно хочу обратиться. Насколько я знаю, завтра, 7-го числа, в Правительстве Российской Федерации состоится заседание Правительства под руководством Зубкова Виктора Алексеевича, где будет рассматриваться вопрос о внесении изменений и дополнений в закон о рыболовстве в части традиционного рыболовства. Будет рассматриваться проект Министерства регионального развития, в котором совершенно исключены как субъект закона о рыболовстве национальные общины. То есть традиционное рыболовство предполагается рассмотреть как рыболовство для личного потребления. Предполагается в законе утвердить: я поймал, вот я съел… Можно одежду из кожи рыбы сшить, можно собак накормить, но продавать будет нельзя. И общинам квоты тоже выдавать нельзя, потому что национальную общину как субъект рыболовства в этом законе рассматривать вообще не предполагается.

Эта инициатива у нас исходит из Камчатского края и поддерживается Федеральным агентством по рыболовству. Хабаровский край неоднократно направлял предложения по оптимизации традиционного рыболовства с тем, чтобы общины были стимулом для развития Дальнего Востока, для развития нашей территории. Это малые отдалённые села. В эти села никогда не придут ни бизнес-структуры, ни государство. И только мы сами, коренные народы, развивая свои общины, развивая свою территорию, можем влиться в развитие всего Дальнего Востока. Я думаю, что это очень важно, поскольку оттока коренного населения в другие западные территории никогда не будет. Мы здесь жили, живём и будем жить, несмотря ни на какие кризисы, несмотря ни на какие катаклизмы, потому что это наша родина. Я бы хотела, чтобы этот вопрос был пристально рассмотрен и обращаюсь к Вам за поддержкой.

В.В. Путин: Хорошо. Я уже говорил о том, что мы, безусловно, должны обеспечить интересы малых коренных народов Севера. И территории, о которых мы говорим… Нужно сделать таким образом, чтобы за их спиной не вставали никакие структуры, которые под видом коренных малых народов использовали ли бы какие-то льготы и занимались бы крупномасштабной производственной деятельностью. Только об этом идёт речь. Но то, что интересы самих малых (малочисленных) народов должны быть обеспечены, здесь и спору нет. И я прошу ведомства соответствующим образом это иметь в виду, учесть при рассмотрении тех вопросов, о которых сейчас было сказано, на правительственной комиссии.

Газета “Рыбак Сахалина” № 50 23 декабря 2010 г.