Газета "Рыбак Сахалина"
13 января 2011 года

Наша рыбалка

На Первой речке.

После переезда в начале 90-х из Холмска в Южный перволедье обычно открывал на Малом Буссе, где два-три раза отводил душу на морской малоротке, затем переключался на лов декабрьской наваги, которую находил в достаточных для себя количествах в Аниве на Лютоге. Однако в последние несколько лет именно в декабре клев этой рыбы здесь был настолько слабым и нерегулярным, что пришлось искать более уловистые наважьи места. Вот почему в моей рыбацкой практике появилась Первая речка. Так рыболовы-любители издавна нумеруют реки, впадающие в бухту Лососей залива Анива. Если обратиться к карте, то первой от села Соловьевки в сторону Песчанского будет Сусуя, второй – Средняя, третьей – Цунай, четвертой… Впрочем, дальше смотрите сами.

В этом году лед на Малом Буссе, по причине известной погодной аномалии, появился почти на две недели позже привычного срока, поэтому на Первую речку мы с партнером Олегом поехали только 18 декабря, в субботу.

Пробурились метрах в 150 выше разрушенного моста, в начале кривуна, ближе к правому берегу. У Олега поклевки наваги начались сразу же, еще в предрассветных сумерках, и продолжались одна за другой. У меня первая рыбина оказалась на льду с изрядным запозданием, а последующий клев, как говорится, оставлял желать лучшего. Пришлось сравнивать снасти и наживки. Я ловил на прошлогоднюю, уже не раз проявившую себя удочку с двумя блесенками, на нижнюю насаживал мясо гребешка, на верхнюю – опарышей. Партнер рыбачил на ярко-красную 8-граммовую блесну «Buler», насаживая на крючок мясо вареной креветки. Такую же блесну, но 10-граммовую, он дал попробовать мне, и у меня дело пошло гораздо веселее. Гребешком рыба тоже не брезговала, но креветка держится на крючке прочнее.

В результате я поймал 45 хороших наваг (несколько очень крупных), у Олега было за сотню. Многие рыбаки успешно ловили по соседству также малоротую корюшку. Однако около 12 часов клев прекратился (как обрезало, говорят в таких случаях), и мы ушли со льда.

Через три дня, в среду, поехал сюда же один в расчете порыбачить часиков до 11.30 и к обеду успеть на работу. Машину припарковал ближе к мосту, за что и поплатился после рыбалки.

На том же месте ловил на 8-граммовый «Buler» (приобрел несколько этих блесен), насаживая мясо креветки. С раннего утра поймал 18 наваг, и – получасовая пауза. Затем клев возобновился. Думаю, это связано с движением воды в реке в зависимости от приливов и отливов (по стоячей воде рыба либо вообще не клюет, либо клюет очень вяло). Общий улов составил 52 сковородистых наваги. Однако приподнятое настроение испортила дурацкая ситуация, в которой я оказался по милости безмозглых или бессовестных любителей порезвиться на природе: выезд моему авто перегородил микроавтобус, оставленный прямо на дороге. Не буду вдаваться в подробности, но из-за этих «нехороших людей» было потеряно около двух часов рабочего времени.

На Первой же речке был в декабре еще пару раз – 26-го (воскресенье) и 29-го (среда). Вначале с упомянутым партнером, затем с соседом Артуром. Примечательны два момента.

Воскресная рыбалка закончилась с удручающим для меня соотношением: Олег поймал 61 навагу, я – только 16. Сидели рядом, ловили на одинаковые снасти, оба использовали для наживки мясо креветки. В чем причина столь разных результатов? Как показал анализ, у меня креветка была сухой, изрядно перемороженной, а у партнера – сочной. Вот, оказывается, какие нюансы важны в рыбацком деле!

В среду наоборот, в моем улове было 42 наваги, а у Артура чуть больше десятка. Он отказался от предложенной мною блесны «Buler» и ловил на свою (как и я в первом случае) прошлогоднюю снасть. Кстати, на последней в минувшем году рыбалке я решил половить на две удочки – в соседнюю лунку опустил корюшковую гирлянду. И не зря! Кроме наваги, поймал еще 78 морских малороток.

В тот день около 12 часов, когда клев любой рыбы прекратился, мы собрались уходить к машине, но соседи уговорили подождать: «Позавчера жор повторился в половине первого». Посидели еще. Но ни в половине первого, ни в половине второго, ни в половине третьего «дядя Жора» так и не появился.

Подводя итог, я сделал для себя вывод, что Первая речка может быть не только запасным вариантом для рыбалки, но и основным. Однако надо иметь в виду, что навага здесь больше, чем в других водоемах, избалована морским червем, поэтому на любую снасть и наживку ее не возьмешь. Нельзя также пренебрегать временным фактором. Если упустишь утреннюю зорьку, можешь вообще остаться без рыбы. Такие вот зарубки на память.

Е. ГРИШИН. Газета “Рыбак Сахалина” № 1 13 января 2011 г.