Газета "Рыбак Сахалина"
03 февраля 2011 года

Итоги, проблемы, задачи

Предлагаем вниманию читателей традиционную рубрику нашей газеты, где руководители рыбной отрасли области отвечают на три одинаковых вопроса:

1. Главный итог 2010 года?

2. Главная проблема 2010 года?

3. Главная задача 2011 года?

Сегодня слово предоставляется двум руководителям.

Е.П. ШИРОКОВ, руководитель Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству РФ:

1. Путина на Сахалине и Курилах прошла достаточно продуктивно, даже несмотря на то, что к берегам подошло относительно небольшое количество лосося. Ведь 2010 год стал так называемым нерыбным, но и с таким «ярлыком» промышленники добыли около 90 тысяч тонн горбуши, 26 тысяч тонн кеты. Ситуация была непрогнозируемой, и никто и не ждал таких подходов, как в предыдущем году. В связи с этим хочу отметить, что мне понравился порядок работы комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области. Она хорошо отработала, проблем в принятии принципиальных решений не было. В конце путины возник вопрос в части ограничений в добыче кеты, ситуация не всем пришлась по душе, но она понятна, вины комиссии нет: кета «искусственная», и приоритетное право на ее вылов должны иметь предприятия, которые ее разводят.

2. Я не могу не отметить ту ситуацию, которая широко обсуждалась в рыбацкой среде в сентябре прошлого года. Сахалинские рыбаки требовали отставки руководства территориального управления и Федерального агентства по рыболовству после передачи в суд исков о признании договоров на пользование рыбопромысловыми участками недействительными. Большинство исков мы отозвали, осталось 19. Два предприятия в одностороннем порядке расторгли договоры, не потребовалось судебных тяжб. По нескольким делам мы суд выиграли, так как речь шла о существенном изменении предмета договора. В этом случае по закону, а не по справедливости суд должен решить: оставить договор действующим либо отменить его в силу ничтожности. На основании сформированного реестра мы выставим участки на конкурс, и какие-то компании его выиграют. Будем общаться с пользователями и закрывать эти вопросы.

Конфликтные ситуации никого не радуют и никому не нужны. Нужна спокойная и стабильная работа. Именно поэтому на Сахалин приезжала делегация руководства Федерального агентства по рыболовству. Совместно с рыбопромышленниками мы провели рабочую встречу, где присутствовали все заинтересованные стороны. Были затронуты важнейшие вопросы, такие, как браконьерство на нерестовых реках в период летней путины-2010, постановка мониторинговых неводов и рыбоучетных заграждений, кампания Сахалино-Курильского теруправления по признанию договоров на пользование РПУ ничтожными, а также возможности увеличения видового состава объектов рыболовства в акватории Охотского моря. Диалог власти и бизнеса длился более 3 часов. Подход к решению части проблем был выработан на месте.

3. В 2011 году мы должны обеспечить эффективную охрану рек, своевременную выдачу промысловых разрешений, если понадобится, будем работать без выходных. Рыба идет – мы работаем.

Л.П. ЧУРА, председатель Сахалинской областной организации профсоюза работников рыбного хозяйства:

1. Если говорить непосредственно о профсоюзной жизни, то в прошлом году завершился очередной пятилетний период, когда мы проанализировали свою работу, подвели итоги и обновили свой актив в ходе отчетно-выборной кампании на всех уровнях рыбацкого профсоюза. В большинстве первичных профорганизаций остались прежние лидеры, новые избраны только в двух – на Холмской жестянобаночной фабрике и в Сахалино-Курильском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству РФ. Хочу от всей души поблагодарить Лидию Дмитриевну Тарасенко, которая более тридцати лет успешно возглавляла профком Холмской ЖБФ, а теперь ушла на заслуженный отдых.

Главное, что хочу отметить в связи с отчетами и выборами. У нас нет выбывших из профсоюза по собственному желанию, выбывают только юридические лица – малые предприятия и организации по причине их банкротства. Такова невеселая примета времени.

Кстати, о банкротстве. В минувшем году удалось приостановить развал и закрытие уже упоминавшегося акционерного общества «Холмская жестянобаночная фабрика». На это предприятие навесили неподъемные кредиты, и потому его продукция подорожала и стала неконкурентоспособной. Но приостановить – не значить предотвратить, фабрика по-прежнему под угрозой банкротства. Дальнейшая ее судьба зависит в том числе и от самого коллектива, всех членов профсоюза, которым надо выступать единым фронтом. Если генеральный директор не соответствует своему назначению, не оправдал доверия людей, необходимо добиваться его замены как несостоявшегося руководителя. Рыбная отрасль области не должна лишиться столь необходимого ей производства банкотары.

Наконец, прошедший год подвел итог борьбе профсоюзов – от первичных организаций до ФНПР – против того, чтобы в минимальный размер оплаты труда входили компенсационные и стимулирующие выплаты. И мы общими усилиями все-таки смогли добиться их исключения из МРОТа. Считаю это большой победой.

Ну а вообще, откровенно говоря, в последние годы хорошими итогами часто приходится считать хотя бы то, что не стало хуже. Увы, это действительно так.

2. Я вряд ли буду оригинальным, если скажу, что главной проблемой 2010 года, во всяком случае в нашем рыбохозяйственном комплекске, была попытка Росрыболовства в лице своего Сахалино-Курильского территориального управления устроить в Сахалинской области передел рыбопромысловых участков, то есть лишить традиционных пользователей средств производства. Судебные тяжбы, вроде бы, затихли, но можно не сомневаться, что чиновники на этом не остановятся. Так что, думаю, вся борьба еще впереди. И в этой борьбе отраслевой профсоюз, конечно же, на стороне рыбаков.

3. Хотелось бы выделить задачу, общую для всех, а не только для рыбацкого профсоюза. Она вызвана тем, что усиливается наступление собственников предприятий на права трудящихся, людей наемного труда. В частности, с подачи известного бизнесмена Михаила Прохорова (известного не с лучшей стороны) прозвучали предложения об увеличении продолжительности рабочей недели с 40 часов до 60 и упрощении для работодателя процедуры увольнения работников. То есть захотел – и уволил, без всякого согласия профсоюзной организации. Нельзя допустить, чтобы подобные «предложения» вошли в трудовое законодательство.

Мало того, власти покусились даже на права беременных женщин и молодых матерей, которые возмущены принятым в конце 2010 года (подписан президентом 9 декабря) законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Этими поправками вводится такой порядок расчета пособий по беременности и родам, что декретные выплаты, как нетрудно подсчитать, сократятся в среднем на 30 процентов. По новой методике министерства здравоохранения и социального развития они исчисляются из среднего заработка женщины не за 12 месяцев, как было до сих пор, а за 24 месяца, предшествующих году наступления страхового случая, то есть уходу работницы в отпуск по беременности, родам и вскармливанию ребенка. А учет двухгодичного периода значительно снижает размер среднего заработка будущей мамы.

Так вот у нас «борются» за повышение рождаемости. И не случайно женщины и их семьи протестуют по всей стране. Эти протесты мы поддерживали и будем поддерживать.

Еще одна наша задача – увеличение профсоюзного членства, которое у нас в отрасли пока держится на уровне 4600 членов профсоюза. В этом мы рассчитываем на поддержку Федерального агентства по рыболовству. Его руководитель А.А. Крайний совместно с ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства направил в субъекты Федерации письма, где всем рыбопромышленным предприятиям, независимо от формы собственности, рекомендуется создать у себя первичные профсоюзные организации. Конечно, рекомендацию на хлеб, как говорится, не намажешь, но все же надеемся, что авторитет федерального органа власти нам поможет.

Г. ГРИГОРЬЕВ. Газета “Рыбак Сахалина” № 4 3 февраля 2011 г.