Газета "Рыбак Сахалина"
08 сентября 2011 года

Браконьеры начали войну

В ночь с понедельника на вторник в районе реки Найба была проведена браконьерская акция устрашения. Чувствуя, что незаконный бизнес, существовавший почти 20 лет, из-за того, что у реки появился настоящий хозяин, исчезает, браконьеры объявили неприкрытую войну законопослушным и добросовестным рыбопромышленникам, которые дают работу сотням местных жителей и обеспечивают их нормальной зарплатой.

Мы хорошо помним 90-е годы, когда у Найбы гремели выстрелы – криминальные группировки, подгребая рыбный бизнес, делили сферы влияния. Время изменилось, но криминал ни реку, ни морское прибрежье добровольно покидать не собирается: пройдет несколько дней, закончится шторм, и в море на виду Стародубского будет открыто, как и в прошлом году, хозяйничать моторизованный браконьерский флот, выставляя многокилометровые сети.

Ситуация принимает угрожающий характер. Подобные действия в довоенные и послевоенные годы справедливо квалифицировались как вредительство. Я не знаю, какая статья существует сейчас на этот счет в Уголовном Кодексе, но, думаю, что правоохранительные органы подберут необходимую. Если – необходимое уточнение – захотят всерьез расследовать это дело. Хотя, на мой взгляд, вопрос стоит очень остро – кто кого? Или закон победит, или беззаконие одержит верх.
О том, что произошло, коротко говорит рапорт бригадира бригады прибрежного лова председателю рыболовецкого колхоза имени Котовского:

«Довожу до вашего сведения, что в ночь с 5. 09. 11 на 6. 09. 11 произошло ч/п. В районе р. Найба (3 км на север и 3 км на юг) были отрезаны все центральные тросы от орудий лова с использованием «болгарки». Данные действия были произведены неизвестными лицами».

В дальнейшем выяснилось, что были отрезаны центральные и на морских неводах ряда других пользователей – «Новиков и К», «Пиленга». По нашим сведениям, пострадали шесть неводов. Некоторые из них, ничем сейчас не соединенные с берегом, уплыли, насколько нам известно, в море, что создает серьезную угрозу для окружающей среды.

Понятно, что содеянное – это не только месть браконьеров за то, что им мешают сейчас вести нелегальный активный бизнес, но и попытка в преддверии массового выхода на незаконный промысел кеты избавиться от конкурентов, какими они считают подвергшиеся нападению предприятия.

Что имеет народ и область от действий браконьеров, думаю, особо говорить не надо.

А вот что имеет страна, например, от работы холдинга, в который входят рыбколхоз им. Котовского, ООО «Антрацит» и ООО «Меридиан». Назову две цифры. Только за эту путину выплачено уже 143 миллиона рублей зарплаты. Зарплаты белой, чистой, на которую уплачены все налоги. Более 90 процентов работающих здесь – жители Стародубского и Быкова.

Руководители хозяйствующих субъектов, пострадавших от действий браконьеров, обратились с соответствующими заявлениями в полицию (бывшую милицию) и прокуратуру. Вот только смогут ли наши правоохранительные органы найти виновных, которые тщательно подготовились к совершению теракта (даже мотор с собой принесли, чтобы «болгарка» смогла работать).

Но оставим правоохранительным органам их законное право выполнить свою работу (честно говоря, не хочется, чтобы браконьеры остались победителями). А я хочу сказать вот о чем.

МИНУВШИЙ понедельник в редакции начался с нескольких звонков от рыбаков-любителей – так они представились. Разными словами, но говорили они об одном: что их, приехавших на Найбу половить красноперку, охранявшие реку люди якобы незаконно прогнали с реки, нарушив тем самым все мыслимые и немыслимые права человека. Чего-чего, а горячей убежденности в своей правоте у российского человека, даже если он в корне неправ, всегда хватало.

Ни в чем не смею подозревать звонивших. Сейчас все, кто не является профессиональным рыбаком, по определению является любителем.

И для многих из них в разгар лососевой путины отчего-то самой вкусной и желанной становится именно красноперка, которую непременно надо ловить в устье нерестовой реки и обязательно на рыбопромысловом участке.

Но отчего-то в изъятых рыбоохраной уловах зачастую наличествует вовсе не красноперка.

10 августа, например, на Найбе была задержана группа любителей из 19 человек, у них изъят микроавтобус, который использовался для перевозки рыбы, 3 лодки, 4 мотора, мобильные телефоны и радиостанции, около двух тысяч экземпляров лосося и т.д.

3 сентября в Найбу начался массовый заход кеты. В эти же дни на реке была задержана еще одна группа рыболовов-любителей, у которых изъято две резиновые лодки, руль-мотор, ставная сеть длиной 100 метров, перегородившая всё русло реки, 191 хвост незаконно добытой кеты.

Подобные рыболовы-любители были задержаны на реке Анна – они пытались перекрыть устье реки.

И этим примерам нет числа во всех районах области. Каждый день у рыболовов-любителей, ловящих «красноперку» на Найбе, изымают десятки сетей и других незаконных орудий лова. «И что самое интересное, – написал на форуме для рыбаков-любителей один из его участников, – для многих любителей ловить сеткой, сачком, кошкой – это в порядке вещей, они себя даже браконьерами не считают». Браконьерами, как ни странно, они считают профессиональных рыбаков. Это ж какое извращенное сознание надо иметь!

«Почему народ не волнует, что уже как неделю браконьеры пытаются сами отрегулировать реки Сахалина своими «рузами»? – цитирую неизвестного пользователя с форума «Сахкома». – Еду на День рыбака по побережью Долинского района: реки Береговая, Дудинка, Айдар, Черная перекрыты наглухо сетями, и бракаши внаглую гребут рыбу на виду у отдыхающих сахалинцев… Все радуются такому «празднику» и даже берут у браконьеров рыбу на уху, идет всобщее ликование. Те же бракаши везут свежевыловленную горбушу во Взморье, где ее принимают местные сахалинские скупщики по 35-40 рублей за кг, при этом никто не платит за ВБР и никаких налогов».

Браконьеры? Любители? Попробуй тут разберись. Хотя известно, что одно другому не мешает.

Хочу сказать вот что. Насколько понимаю, известная у нас общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» позиционирует себя как защитника интересов рыболовов-любителей, всегда и во всём считая, что любитель всегда прав, и его надо только любить и любить (по крайней мере, другой точки зрения из уст его представителей слышать не приходилось). Но любитель любителю рознь, невода на Найбе резали, надо полагать, не профессионалы, и кошками дергают рыбу тоже не профессиональные рыбаки, а любители. Но врагами общественных экологов являются отчего-то, на мой взгляд, не настоящие браконьеры, хоть и под званием любителей, а добропорядочные рыбопромышленники, вносящие большой вклад в экономику области. Их «ЭВС» подозревает сразу во всех грехах. Не успели охранники удалить с нерестовой речки Фирсовки в период хода лосося любителей, как тут же «Экологическая вахта Сахалина» пишет в комиссию по анадромным видам рыб и природоохранному прокурору письмо, в котором сообщает, что эти любители совместно с полевой группой «ЭВС» проводили обследование заполнения нерестилищ реки от устья вверх по течению. По оценкам любителей-экологов, обстановка в реке хорошая, но, тем не менее, они считают, что принятие решения об установке РУЗа противоречит закону и предлагают обсудить свое письмо на заседании комиссии.

А что, если всем нам, ихтиологам и неихтиологам, самостоятельно отправиться на обследования рек, а потом поучать рыбаков-профессионалов, как им жить? Думаю, рыба не обрадуется.

Вот провела «Экологическая вахта» обследование реки Ай. Выяснилось, что заполнение реки слабое и «следы браконьерства были также обнаружены единично», так как, по словам местных жителей, рыбы сейчас в речке нет, ловить нечего. В то же время комиссия приняла решение об установке рыбоучетного заграждения на реке. «Выражая серьезное беспокойство по поводу такого усердия в «спасении» по сути и без того пустой реки от «излишнего» лосося, «Эковахта» обратилась с протестом в соответствующие инстанции. РУЗ сняли. И тут же появились не единичные, а массовые следы браконьерства: устье реки оккупировали любители. Со спиннингами – это понятно, но ведь и с «кошками», тройниками (наш корреспондент попытался близи сделать фото начавшегося безобразия, но из-за агрессивности многих любителей-кошкодеров не рискнул это сделать, ограничившись снимком с большого расстояния, который не сможет показать всей прелести начавшегося по требованию Экологической вахты любительского лова). Невольно начинаешь думать, а не в защиту ли подобных рыболовов выступили экологов, требуя «открыть» речку?

Понятно, спрос с общественников невелик, общественники работают по своему плану, в интересах спонсоров или грантодателей и никому из властей они в сём не подотчетны. И это правильно.

Но я не очень понимаю, почему так озабочена «Экологическая вахта» положением дел в связи с установкой РУЗа, например, на Найбе (хотя и не знаю, установлен ли там РУЗ)? Неужели вахта хочет открытием реки обеспечить браконьеров хорошими подходами кеты? А по-другому, учитывая масштабы сегодняшнего браконьерства на реке, громадное количество снятых рыбоохраной сеток, и думать как-то не получается. Хотя хотелось бы, чтобы вахта подняла свой мощный голос общественников не защиту любителей с браконьерским повадками, открывая им зеленую улицу (что фактически и происходит), а в первую (главную, единственную) очередь для борьбы с лжелюбителями, которые, вспоминаю прошлогодний митинг на пл. Победы, ратовали и за то, чтобы иметь возможность ловить лосось для себя удочкой, «ну и маленькой сеточкой». Ну, что ж, десятки таких сеточек рыбоохрана регулярно снимает в Найбе: цель достигнута.

Впрочем, повторю, любая общественная организация самостоятельна в своих действиях, и не мое дело указывать, как ей действовать, на что нацеливать свои усилия. Это я просто порассуждал – как любой гражданин страны имею право на свою точку зрения.

В. КАНТЕМИРОВ. Газета «Рыбак Сахалина» № 35 от 8 сентября 2011 г.