Газета "Рыбак Сахалина"
23 февраля 2012 года

III Всероссийский съезд работников рыбного хозяйства

Съезд работников рыбного хозяйства работал 16 февраля в Москве в Колонном зале Дома Союзов. За минувшие годы, отметил руководитель Росрыболовства А.А. Крайний, стены зала многое видели, здесь в свое время проходили блистательные балы благородного дворянского собрания, описанные в «Евгении Онегине» и «Войне и мире». Но впервые в этом легендарном зале собрались рыбаки.

В работе съезда приняли участие более 600 делегатов со всех концов России – представители рыбопромысловых и перерабатывающих компаний, науки, логистических и торговых фирм, общественных объединений, органов государственного управления.

Более детально о работе съезда и прозвучавших на нем предложениях мы расскажем в следующем номере. А пока ограничимся публикацией речи первого заместителя председателя правительства В. А. ЗУБКОВА, с которой он выступил на открытии рыбацкого форума, и выступления заместителя председателя правительства Сахалинской области С. П. КАРЕПКИНА (также в сокращении).

Из выступления В. А. ЗУБКОВА

В таком представительном составе, сказал первый вице-премьер, мы собираемся впервые за последние 10 лет. За эти годы нам удалось полностью реализовать предложения предыдущего съезда и существенно продвинуть развитие отрасли. Фактически заново создана нормативно-правовая база отрасли. Доли квот распределены на 10 лет, а рыбопромысловые участки – до 20 лет. Реализуются программные документы – Стратегия развития отрасли до 2020 г., отдельная федеральная целевая программа. На практике применяются экономические меры поддержки: это и субсидирование ставок по кредитам, снижение платы за пользование биоресурсами, переход предприятий на единый сельхозналог, снижение таможенного бремени. Последовательно снижаются административные барьеры.

В результате этих системных решений созданы четкие и понятные условия работы отрасли. Это позволило рыбохозяйственному комплексу, несмотря на мировой финансовый кризис, за короткий период выйти из депрессивного состояния, стать одним из наиболее инвестиционно привлекательных секторов российской экономики.

Подтверждение этому – высокие результаты, которые уже не первый год показывают ваши предприятия. С 2008 г. стабильно растут объёмы выловленной рыбы: каждый год прибавляется по 300 тысяч тонн. За прошлый год этот показатель превысил 4,2 миллиона тонн.

Такая динамика создаёт реальную возможность для достижения целевого показателя, определённого Доктриной продовольственной безопасности, – не менее 80% отечественной рыбопродукции в общем балансе.

Сегодня перед отраслью стоят новые, ещё более амбициозные задачи. Необходимо не снижать набранных темпов развития, продолжить качественные преобразования в отрасли.

В этой связи хотел бы обратить внимание на ряд основных вопросов.

Наиболее принципиальный – распределение ресурсов. Закрепление долей квот по историческому принципу доказало свою эффективность. Вместе с тем, как это бывает, жизнь берёт своё: есть компании, которые неэффективно осваивают квоты. И здесь возникает вопрос о более активном использовании норм закона, позволяющих изымать квоты. Но действовать здесь надо очень аккуратно. Есть и те, кто по объективным причинам оказался в сложной ситуации, и ему надо подставить плечо, помочь. Но в отношении предприятий, сознательно нарушающих нормы и правила, необходимо принимать решения. Приоритетное право доступа к основному ресурсу производства должны иметь эффективные пользователи. И решать эту задачу надо в тесном взаимодействии с рыбацким сообществом.

В целом же хотел бы ещё раз подчеркнуть, что практическая реализация нормы о долгосрочном закреплении квот – основа стабильности отрасли, привлечения в неё новых инвестиций. Правительство не планирует какие-либо изменения действующего механизма и после 2017 г. Более того, правительство готово рассмотреть возможность продления сроков действия договоров о долях квот на 20 лет.

“Прибрежное рыболовство” – это понятие появилось во многом благодаря конструктивной позиции глав регионов, их диалогу с рыбопромышленниками. Правительство, продолжил первый вице-премьер, планирует и далее поддерживать развитие прибрежного рыболовства на базе выделения соответствующих квот, в том числе с учётом задач по социально-экономическому развитию регионов. Здесь тоже есть свои проблемы. Росрыболовству необходимо разработать новую Концепцию развития прибрежного рыболовства. Такое поручение уже дано. Прошу региональные власти активно подключиться к этой работе.

Сбыт рыбопродукции. Все вы знаете, её непросто произвести, а успешно реализовать – зачастую ещё сложнее. Эти проблемы нам хорошо известны и понятны. Это и необоснованное завышение цен, и отсутствие специализированных рыбных рынков, и наличие в цепочке поставок многочисленных посредников, зачастую фирм-однодневок. В результате цена рыбопродукции в рознице в разы превышает её себестоимость.

С 2010 г. работает Закон о торговле. Его положения существенно облегчили доступ малых и средних производителей к торговой инфраструктуре. Закон зафиксировал сроки возврата средств торговыми сетями за поставленную продукцию и ограничил бонусы. Тем не менее, определённые проблемы остаются. Сейчас мы вносим в закон дополнительные поправки, чтобы окончательно закрыть все лазейки для дополнительных сборов. Есть торговая наценка, надо укладываться в ее рамки, а все остальное – убрать.

Присоединение России к ВТО. Это, безусловно, создаст новые условия для работы отрасли. Их ещё предстоит внимательно изучить и проанализировать. Вместе с тем и в новых условиях правительство сохранит адекватные меры поддержки отрасли, направленные на обеспечение конкурентных условий с зарубежными производителями. Нам надо еще раз внимательно посмотреть все соглашения, которые касаются рыбной промышленности.

Развитие аквакультуры. Потенциал России на этом направлении громадный, но используется пока слабо. На долю аквакультуры приходится не более 3% рыбопродукции. В других странах этот показатель достигает 40%. Ситуацию надо менять. Сейчас идет подготовка закона “Об аквакультуре”. Он уже рассмотрен Госдумой в первом чтении. По ряду вопросов его необходимо доработать с вашим участием. Думаю, полезным стало бы создание единой общероссийской Ассоциации предприятий аквакультуры. Она могла бы отстаивать интересы всех рыбоводов.

Из выступления С. П. КАРЕПКИНА

Сахалинская область – островной регион. Рыбопромышленный комплекс Сахалина и Курил занимает передовые позиции в стране:

Вылов около 700 тысяч тонн с возможностью переработки на берегу более 3 миллионов тонн – это цифры, говорящие сами за себя. Достаточно сказать, что каждая 15-я банка рыбных консервов – продукция сахалинских производителей.

В области сосредоточен реально «весь отраслевой комплекс»:

- в прибрежном и океаническом рыболовстве работают 670 судов, для которых доступны расположенные на территории 42 морских порта и портпункта;

- в воспроизводстве и аквакультуре функционируют 37 рыборазводных заводов, которые выпускают 750 миллионов штук малька;

- проводятся масштабные научные исследования и охраняются многокилометровые нерестилища;

- развито любительское рыболовство и промысел коренных народов.

По каждому из этих вопросов можно проводить отдельный съезд, я в своем выступлении остановлюсь на некоторых, как нам кажется, самых актуальных.

Жизненно важно решить вопрос о возможности осуществлять прибрежное рыболовство за пределами территориального моря. Такие полномочия правительству даны. Надо принимать решение. Это позволит более эффективно использовать ресурсы. К примеру, в прошлом году правительству удалось решить вопрос о стеркодерах. За промысловый год ими выловлены десятки тысяч тонн минтая, экипажи получают хорошую зарплату, оставшаяся задолженность ВЭБу своевременно выплачивается. НО осваивать прибрежную квоту в экономзоне им не разрешается. Хочу подчеркнуть, что это лучшие суда в мире в своем классе! Они могут производить высококачественное филе минтая. Но могут в Баренцевом море, а в Охотском – нет! Вопрос касается не только стеркодеров и не только Сахалинской области. Это проблема для всего Дальневосточного федерального округа. Надо устранить этот искусственный барьер.

Любительское рыболовство. Срочно необходимо принять закон. Но даже его принятие в весеннюю сессию не решит проблемы сахалинских рыболовов, так как вступит он в силу с 2013 года, а при наличии моратория на проведение конкурсов нерешенной останется проблема с организацией лова ценных пород (для нас это лососевые). Предлагаю выработать временную схему действий для любителей ловить лосось на спиннинг с учетом того, что комиссию по регулированию возглавляет губернатор.

Аквакультура. Законопроект об аквакультуре забуксовал. Дальнейшая затяжка отвернет от этого сектора многих потенциональных инвесторов. И не только инвесторов – рыбохозяйственная наука практически стоит на месте.

Для примера:

Частный бизнес построил 21 завод по разведению лосося на Сахалине и Курилах, НО существует тенденция потери интереса к этой деятельности.

Конечно, мы в области понимаем значимость воспроизводства и всячески стараемся его поддерживать. Настоящим прорывом стало строительство лососевых рыбоводных заводов на искусственных водотоках, не имеющих аналогов в мире.

В 2009 году силами и на средства частной компании построен первый такой завод на 30 миллионов штук молоди кеты в бухте Оля на острове Итуруп. Вес малька перед выпуском достигает 2,5 грамма при обычной норме в 1 грамм. В прошедшем году введен в строй еще один подобный завод в Курильском заливе. И вот эти проекты, за которые раньше давали Государственные премии, абсолютно не защищены законом. Пока не будет законодательно решен вопрос собственности на выращенную рыбу – движения вперед не будет.

Закон «Об аквакультуре» необходимо принять в кратчайшие сроки.

Представитель Приморья затрагивал вопрос о поддержке перерабатывающей промышленности за счет краевой программы (в выступлении упоминалась цифра в 43 миллиона рублей).

У нас есть свой опыт.

В области реализуются мероприятия различных программ и инвестпроектов. В их рамках, к примеру, на территории двух муниципальных образований правительство области совместно с частным инвестором реализует комплексный проект по добыче и переработке водных биологических ресурсов, который направлен на увеличение объемов улова сайры, минтая, расширения холодильных мощностей и организацию консервного производства. Стоимость проекта – более 1 миллиарда рублей: областной бюджет – 370 миллионов, средства инвестора – 700 тысяч рублей (это для сравнения с Приморьем).

Данный проект синхронизирован с реализацией в рамках ФЦП «Курилы» мероприятия по строительству пирса на острове Шикотан, что позволит обеспечить снижение транспортной составляющей в цене продовольственных грузов, а также будет способствовать решению задач развития рыбохозяйственного комплекса области.

Второй пример. По ФЦП «Курилы», с учетом современного состояния и тенденций развития рыбохозяйственногог комплекса, принято совместное решение по строительству заводов на островах Кунашир, Итуруп, Парамушир и дорог к ним в рамках государственно-частного партнерства. При этом ЛРЗ строят частные инвесторы за счет собственных средств – это около 1 миллиарда рублей, а строительство автомобильных дорог к местам размещения заводов планируется профинансировать из средств федерального и областного бюджетов.

Я согласен с теми выступающими, которые говорили, что главное – это единообразное понимание «точек» направления инвестиций: не распыление средств и затыкание дыр, а финансирование перспективных объектов инфраструктуры. Для этого, конечно же, нужно использовать потенциал федеральных программ. В консолидации финансов частного бизнеса и бюджетов всех уровней нам видится перспектива.

О науке. Лев Николаевич Бочаров (директор ФГУП «ТИНРО-центр». – Ред.) более чем точно сформулировал проблемы и задачи, стоящие перед наукой. Я с ним согласен. Недофинансирование научных исследований влечет за собой необъективную оценку промыслового запаса, а то и вовсе дезориентирует рыбаков. Примером тому может служить прогноз тихоокеанских лососей в прошлом году. Не пришла рыба на Курилы, хотя прогноз был оптимистичный. Предприятия готовились – а в результате подсчитывают убытки.

Об образовании и кадрах. Выступление будет неполным, если не коснуться такого сдерживающего развитие отрасли фактора, как проблема обеспечения кадрами и их недостаточной квалификации. Интенсивно развивающийся малый и средний бизнес, а также фактор внедрения новых технологий и оборудования на предприятиях предъявляют к работникам повышенные требования, в том числе и обязанность владения смежными профессиями. На Сахалине существует единственное специализированное учебное заведение, выпускающее специалистов для рыбной отрасли, и расположено оно в пострадавшем от землетрясения Невельске. Прорабатывается вариант открытия на базе этого колледжа филиала Дальрыбвтуза, что, уверен, улучшит ситуацию с обеспечением рыбной отрасли кадрами. Для восстановленного Невельска «мореходка» – это не только будущие кадры для предприятий, это – символ подъема, критерий оценки деятельности всей отрасли.

Уважаемые коллеги!

Съезд позволяет определить ориентиры и установить приоритеты для развития рыбохозяйственного комплекса России в будущем. Но я хотел бы напомнить всем присутствующим о заседании Госсовета при Президенте РФ по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, прошедшем в 2007 году в Астрахани. Именно там была уточнена программа действий на несколько лет вперед. Я предлагаю от имени съезда обратиться в правительство страны с просьбой инициировать проведение заседания Госсовета, которое бы обеспечило максимальное ускорение реализации жизненно необходимых для развития отрасли решений.

Газета «Рыбак Сахалина» № 07 от 23 февраля 2012 г.