Газета "Рыбак Сахалина"
23 октября 2008 года

Крайний задачу выполнил: формируется закрытый клуб игроков

21 октября Росрыболовство должно было огласить список всех, кто допущен к распределению квот на вылов водных биоресурсов на срок до 2019 года. До 27 октября будет произведен расчет квот, закрепляемых за заявителями, а 12 ноября счастливчики узнают разрешенные к добыче объемы.

Глава Росрыболовства Андрей Крайний на прошедшем на прошлой неделе заседании правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса сказал, что новые условия распределения квот приведут к сокращению числа рыболовецких компаний. «Чего мы и добивались», – добавил он. Таким образом, «формируется абсолютно закрытый клуб игроков, попасть в него другими путями невозможно», – считает Крайний (будем надеяться, что так оно и произойдет, хотя все знают, что в России исключения, которые, несомненно, последую после этого распределения, тоже станут правилом).

В ведомство поступило 1557 заявок, что меньше, чем число выданных лицензий до 2009 года, которых свыше 1700. Это связано и с тем, что многие компании обанкротились, и с тем, что рыбаки начали объединяться, что является позитивным фактором.

А. Крайний твердо пообещал, что квоты не будут выделяться рыболовецким компаниям, замеченным ранее в систематическом нарушении законодательства. А тех, кто квоты получил, но был уличен в нарушении правил вылова и вывоза биоресурсов, штрафовать не будут, у них просто изымут право на квоту, тем самым лишив бизнеса на десять лет.

Отдельное внимание будет уделяться компаниям с участием иностранного капитала. Рыбный промысел относится к стратегическим отраслям, и зарубежные инвесторы должны получать разрешение правительственной комиссии по иностранным инвестициям на владение рыболовецким бизнесом в России. Кажется, это несколько отпугнуло желающих, и сейчас происходит массовый выход иностранных акционеров из рыбопромышленных компаний. Но Росрыболовство подозревает, что выход лишь формальный и потенциально такие компании могут оказаться нарушителями нового постановления о регистрации всего улова на российской таможенной территории, поэтому за ними будет особый контроль.

Глава правительственной комиссии по вопросам рыбохозяйственного комплекса, первый вице-премьер Виктор Зубков попросил повнимательнее отнестись к процессу отбора и не допустить к рыбным богатствам всяких «жуликов и проходимцев».

- Необходимо исключить любые злоупотребления и коррупционную составляющую при рспределении квот, – указал В. Зубков, открывая заседание правительственной комиссии. – Сейчас к вам потянутся ходоки. В основном, это люди честные, но жуликов и проходимцев будет достаточно – их не подпускать на пушечный выстрел.

- Ходоки уже идут, но если бы ходили рыбаки, – иронично посетовал г-н Крайний. – Приходят уважаемые люди и просят «понежнее» взглянуть на какую-нибудь компанию.

В целом на заседании правительственной комиссии глава «Росрыболовства» казался вполне удовлетворенным тем, как идет работа в соответствии с новыми правилами промысла. Основными новациями, напомним, являются квотирование добычи сроком на десять лет и обязательная регистрация улова на российской таможенной территории.
Больше всего Андрея Крайнего волнуют два нерешенных вопроса – о регулировании перегрузки и транспортировки промышленного улова, а также квотирование рыболовов-любителей.

Первое необходимо, чтобы «перекрыть лазейку» «черным браконьерам», которые перегружают улов в открытом море на иностранные суда, имеющие право заходить в российскую зону, и таким образом избегают отечественной таможни и уплаты сборов. Росрыболовство предлагает выдавать разрешения на транспортировку и таким образом исключить возможность нелегальных уловов со всех сторон.

“В настоящее время законодательство России в сфере рыболовства в достаточной степени регламентирует лишь работу промысловых судов, которые ведут вылов рыбы, но то, что происходит потом – перегрузка вылова на другое судно, его транспортировка за пределы района промысла – практически не регулируется”, – заявил руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.

По его словам, транспортные суда не обязаны получать какие-либо лицензии или разрешения и отчитываться о результатах своей работы перед органами, которые занимаются охраной водных биоресурсов и осуществляют госконтроль в этой сфере. В результате, отметил он, в морских районах России возросло количество транспортных судов, в том числе под флагами государств, с которыми РФ не имеет соглашений по рыболовству и которые ранее не вели активную деятельность в российский водах. Речь, прежде всего, идет о Камбодже, Панаме, Белизе, Грузии, Монголии и некоторых других, уточнил он.

Поскольку неконтролируемая деятельность транспортных судов в море может нанести ущерб продовольственной безопасности страны, мы считаем, продолжил Савельев, что необходимо обеспечить государственный контроль за их работой, причем делать это лучше с помощью введения лицензирования их деятельности. При этом он пояснил, что Росрыболовство подготовило и направило в правительство предложения по лицензированию деятельности в сфере транспортировки рыбы, которые поддержали ФСБ, ФТС и Минтранс России, а также администрации Камчатского и Хабаровского краев.

“Лицензирование предпочтительнее, прежде всего, потому, что позволит обеспечить более действенный контроль за транспортировкой уловов, так как лицензия выдается не судну, а организации, это обеспечит более добросовестное выполнение лицензионных условий и требований”, – сказал он. Кроме того, разрешения выдаются сроком на 1 год, в то время как лицензии – на длительные сроки, до 3-5 лет, что более приемлемо для законопослушных лиценциатов.

“Однако, принимая во внимание мнение Минэкономразвития и общую тенденцию к сокращению лицензируемых видов деятельности, Росрыболовство может согласиться с предложением о выдаче транспортным судам разрешений, аналогичных разрешениям на добычу водных биоресурсов, но с учетом этого вида деятельности”, – заявил А.Савельев. Для иностранных судов вопрос выдачи какого-либо разрешительного документа должен увязываться с решениями международных организаций по рыболовству, участницей которых является Россия, считают в Росрыболовстве.
Касаясь вопроса о квотировании рыболовов-любителей, Крайний сказал, что «у нас 350 тыс. профессиональных рыбаков и 20 млн. любителей», и убеждал поскорее принять постановление на выдачу квот для последних на 20 лет. «Мы их сами делаем браконьерами», а они ведь «в сущности, добропорядочные люди», сокрушался глава Росрыболовства.

Последнее, что услышали журналисты, покидая зал, была просьба Виктора Зубкова к главе Росрыболовства предоставить список «уважаемых людей», которые пытаются вмешаться в деятельность ведомства. Что с ними будет делать первый вице-премьер, осталось тайной.

Третьим пунктом повестки дня заседания правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса стоял вопрос о практике применения постановления правительства РФ от 5 сентября 2007 года «О получении разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации, и об осуществлении контроля в отношении указанных рыбопромысловых судов». Вопрос о получении разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы для сахалинских рыбаков архиважнейший.

На заседании комиссии было дано поручение проработать вопросы по упрощению контрольно-проверочных мероприятий в отношении российских рыбопромысловых судов, получивших разрешение на неоднократное пересечение государственной границы РФ, с учетом возможности повышения эффективности технического контроля их перемещения и пересечения государственной границы.

При принятии данного решения были учтены пожелания, которые высказывал губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин. Дело в том, что при принятии закона о портах забыли о “портпунктах” и “портковшах”. Все выловленные морепродукты рыбакам предписывалось сдавать только в месте, подпадающем под определение “порт”. Но на Курильских островах, например, таких мест нет вообще. Ловить на Курилах и сдавать рыбопродукцию на Сахалине экономически нецелесообразно. В итоге Росрыболовству, ФСБ России, Минтрансу России, ФТС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предписано в срок до 15 ноября 2008 г. представить согласованные предложения по функционированию “портпунктов” и “пунктов сдачи уловов”.