Газета "Рыбак Сахалина"
27 июня 2013 года

Как пограничники рыбаков «раздевали»

Действующий на сегодняшний день Федеральный закон «О рыболовстве…» страдает многими изъянами, недоговоренностями, разночтениями, что в первую очередь удушающе сказывается на рыбаках, оказавшимися бесправными перед действиями всевозможных контролеров вообще и пограничниками, в частности.

В связи с тем, что в нем не прописана возможность перегрузки уловов при ведении прибрежного промысла и не обозначены различия между переработкой и обработкой рыбы, правовая неурегулированность этих вопросов вылилась в судебные споры между пограничниками и рыбаками, причем судебная практика, например, в Северном бассейне, складывалась не в пользу последних.  Так, 2011 году мурманский суд вынес решение о наложении на капитана СРТМК «Андромеда» штраф в размере 11 млн. рублей, который ему за всю жизнь не выплатить,  и на компанию «Согра» в размере 32 млн. рублей за осуществление перегрузов рыбопродукции при осуществлении прибрежного рыболовства.

Рыбаки проиграли и другие аналогичные процессы: так как в регионе сложилась определенная судебная практика, решения выносились просто автоматом.  При всем при том, что никаких основополагающих принципов они не нарушали: ловили с разрешением, с исправными средствами технического контроля, соблюдали правила рыболовства. Но пойманную рыбу, которую рыбак мог бы назвать уловом и непонятно как бы реализовывал (ведь уловы реализовывать нельзя), он назвал продукцией.

Рыбаки не согласились, что с их стороны имело место нарушение закона, и решили провести митинг протеста против произвола и необоснованного привлечения предприятий и капитанов к ответственности из-за размытых формулировок отечественного законодательства. Ведь страдать будут не пограничники, принявшие безответное решение задержать промысловые суда и запретить им вести добычу рыбы, а в первую очередь –  рыбаки, поставленные перед угрозой закрытия предприятий в результате банкротства и потери работы.

Серьезное противостояние между пограничниками и рыбаками только что завершилось на Камчатке. Начальник погрануправления контр-адмирал Щербаков (родина должна знать своих «антигероев») запретил с 1 июня 2013 года обрабатывать и замораживать уловы прибрежного рыболовства. Кроме этого, запретили перегружать рыбу в море на другие суда для доставки ее на камчатский берег. Рыболовные суда должны были своими силами везти биоресурсы на берег, даже не замораживая их. Во что за сутки-двое перехода (аналогично и на северных Курилах, не имеющих практически никаких береговых  перерабатывающих предприятий) превратятся уловы, известно даже младенцам, но только не контр-адмиралу, который, надеемся, никогда не станет вице и, тем более, полным адмиралом.

Камчатские рыбаки начали подготовку митинга против пограничников. Чтобы сбить накал справедливых страстей и урезонить служак, действующих по принципу «люминя», на Камчатку для переговоров прилетел руководитель департамента береговой охраны пограничной службы России Ю. Алексеев, занявший, в отличие от своего подчиненного,  конструктивную позицию. Митинг, в итоге, отменили.

Подобные проблемы возникали и у рыбаков Хабаровского края – еще в 2009 году при промысле сельди,  спустя год после принятия закона о рыболовстве. Ситуация тогда благополучно разрешилась с помощью ФАР и мудрой в то время позиции руководства ФСБ и погрануправления. И практически все суды края также встали на сторону рыбаков.

С подобными претензиями пограничников и угрозами нереальных многомиллионных штрафов сталкивались и сахалинские рыбаки. 

Всё это свидетельствует о том, насколько важны для рыбной отрасли и страны принятые поправки по прибрежному рыболовству.

Газета «Рыбак Сахалина» № 25 от 27 июня 2013 г.