Газета "Рыбак Сахалина"
11 июля 2013 года

Закон об аквакультуре даст позитивный импульс развитию отрасли

С особым вниманием сахалинские рыбаки следили за судьбой законопроекта «Об аквакультуре…», призванного решить неотложные вопросы важнейшей отрасли рыболовства. В канун профессионального праздника у нас в гостях депутат Госдумы от Сахалинской области, член думского комитета по природным ресурсам, экологии и природопользованию Георгий Карлов.

- Георгий Александрович, это первый закон, который депутату от Сахалина удалось продвинуть на уровень принятия, сделать завершающий рывок. Расскажите, что дает рыбакам этот документ и почему мы ждали его столько лет?

- За последние буквально полгода удалось консолидировать отрасль. В ходе работы над законопроектом объединилась рыбацкая общественность, профильные ассоциации, регионы. Для принятия закона многое сделал сенатор от Сахалинской области Александр Верховский. И это наше объединение в итоге дало положительный результат, что очень радует, потому что сработали вместе мы динамично и эффективно. Объединившись, нам под силу любая проблема, любая задача.

Аквакультура, наконец, получила законодательную базу, и это главное. Теперь закон дает право 38 нашим рыборазводным заводам, предприятиям, занимающимся воспроизводством различных морепродуктов, жить и развиваться, строить новые мощности и планировать будущее. Во-первых, закон расставляет все точки над «i» в самом понятии «аквакультура», определяет право собственности на выращенную продукцию. Одним словом, устанавливает правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе в части защиты прав и интересов рыбаков, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Во-вторых, закон отдельной статьей разрубает гордиев узел в отношении проблем  прибрежного рыболовства, растянувшихся на годы.

Документ с 2007 года пылился на полках парламента, в 2011-м был рассмотрен лишь в первом чтении, с тех пор шли долгие дебаты по отдельным его статьям. И буквально за несколько месяцев процесс вышел на финишную прямую – 21 июня закон был принят Госдумой и 2 июля уже подписан президентом.

- Ну а почему он так долго ждал своего часа?

-  Наверное, потому, что должен был ответить на главный – принципиальный вопрос: чья будет собственность на произведенную продукцию. Об этом долго спорили. Важно и то, что закон определил отнесение аквакультуры к сельскому хозяйству. За период обсуждения к законопроекту  поступило более130 поправок от субъектов законодательной инициативы разных уровней, куда вошли и поправки сахалинских рыбаков. Эти дополнения собирались мной в стенах областной Думы, на совещаниях регионального правительства, при встречах с рыбацкой общественностью, были предметными и важными.

- В законе прописаны основания к изъятию промышленного возврата. Что это значит?

- Это значит, что для предпринимателей, работающих на рыборазводных заводах, появилось реальное понятие «промысловый возврат», права на который будут принадлежать им. Всё, что связано с индустриальной аквакультурой, имеется в виду воспроизводство рыбы в садках, в закрытых водоемах естественного либо искусственного происхождения, всё, что выращено руками рыбаков-фермеров, теперь будет являться их собственностью. С принятием необходимой нормативно-правой базы открываются новые инвестиционные возможности в отрасли, решаются вопросы экономики и занятости населения Дальнего Востока.

- Вы были автором одной из поправок в закон, касающейся прибрежного рыболовства, какой именно?

- В законе появилась отдельная статья о прибрежном рыболовстве, которая  разрешает затянувшийся на годы спор между рыбаками и властью, в частности, с пограничниками, о переработке и перегрузах уловов на судах в условиях прибрежного рыболовства. По всей стране прокатились протесты общественности, написаны тысячи обращений рыбаков в  Госдуму и в правительство. На мой взгляд, золотую середину в этом споре нам удалось найти.

По представлению прибрежных субъектов РФ правительством будет сформирован перечень районов промысла, где поставка уловов на берег невозможна, а также перечень видов водных биоресурсов и продукции из них. Теперь предприятия смогут получить разрешения на переработку и перегрузку своих уловов в море. Это даст субъектам абсолютную возможность четко отслеживать и понимать: там, где невозможно обеспечить своевременную переработку улова на берегу (а это практически весь Сахалин и Курилы), такие зоны тоже будут эффективно облавливаться. И, наоборот, там, где возможна загрузка береговых мощностей и их развитие, закон не допустит бесконтрольного вылова и доставки уловов к чужим берегам.

Мы получили результат, которого ждали и о котором говорили много лет  – по факту существовавшим, но законом ранее не предусмотренным. Суть поправки была в том, что эта норма закона, не дожидаясь 2014 года,  должна вступить в силу через 10 дней после официального опубликования Закона .Опубликован закон 3 июля, уже на следующий день после его подписания президентом. Ко Дню рыбака нам удалось сделать приятный подарок всей отрасли.

- Значит, закон начнет действовать уже в нынешнюю лососевую путину?

- Именно так.

- Закон об аквакультуре пока называют «рамочным». Почему? Неужели он настолько несовершенен?

- Позволю себе грустно пошутить: мы 14 лет вынашивали закон, и если еще столько же будем писать подзаконные акты, то рискуем просто не дожить до видимых результатов этой работы. Думаю, дело не только в законах и «нерасторопных законодателях», но и в отношении государства к бизнесу. Пришло время развернуть государственный интерес, прежде всего, в сторону производителя. В чем рыбак больше всего сегодня нуждается?  В поддержке, мотивации, стимулировании и  разумном контроле.

Но, с другой стороны, в том, что закон «рамочный», есть свои плюсы: теперь нам предстоит общими усилиями перевести его из теоретической плоскости в практическую. Важная часть его исполнения ложится на подзаконные акты, которые будут приняты Правительством Российской Федерации в течение этого полугодия. Их будет порядка 16 – 20, включая несколько постановлений правительства. И даже после принятия подзаконных актов слабые места могут проявить себя на практике. Если что-то  окажется не идеальным и вступит в противоречие с другими нормами закона – будем снова оттачивать, вносить изменения.

- Закон принят. Как вы оцениваете реакцию на содержание закона со стороны рыбаков, общественности?

- Отклики появились незамедлительно после его принятия. Это можно было наблюдать в печатных, электронных средствах массовой информации, на интернет-сайтах. Мнения разные. Но, в основном, положительные. Это особенно можно проследить по откликам из нашей области, Приморья, с Камчатки и других регионов.

- Известно, что мировое потребление рыбы в последние годы увеличилось на 30 процентов, но российская статистика тут порадовать не может. Почему, на ваш взгляд? Куда наша рыба «уплывает»?

- Статистика говорит сама за себя. В прошлом году показатели действительно снизились, но абсолютно не катастрофически. Объем вылова снизился на 0,3%, а производство рыбопродукции, включая рыбную консервацию,  снизилось на  0,4%. Более существенно сократилось производство  рыбных консервов:  по отношению к 2011 г. оно  сократилось на 7%.  Безусловно,  снижение показателей –  это повод задуматься. В отличие от приморских регионов, в центральной части России, да и во многих субъектах, культуру потребления рыбной продукции нам предстоит ещё активно развивать.

- Парадокс: страна имеет богатейшую во всем мире акваторию, но не может наладить полноценную цепочку добычи-переработки-реализации морепродуктов.

- Ситуация где-то парадоксальная, но не тупиковая. Правительством  утверждена госпрограмма развития рыбохозяйственного комплекса до 2020 года, которая ставит долгосрочные цели роста. Объём вылова планируется довести до 6 млн. 156 тыс. тонн, степень переработки сырья  –  до 80%, долю отечественной рыбопродукции на внутреннем рынке –   до 85%, среднедушевое потребление рыбопродуктов – до 28 кг.  Кстати, такое потребление рыбы – на уровне лучших мировых показателей. Достигнув хотя бы таких цифр, государство решит задачу обеспечения граждан отечественной рыбной продукцией по доступным ценам.

- Какие пробелы в «рыбном» законодательстве вас удручают и что хотелось бы изменить за время депутатского срока?

- Конечно, это закон «О любительском рыболовстве», который пока завис. Он решает важные для области вопросы, учитывая, что любительская рыбалка – одна из форм активного отдыха сахалинцев. Здесь нам нужна четкая нормативная база прямого действия, которая компенсирует многие споры в рыбацкой среде, устранит правовые недоговоренности, допускающие спекуляции или двоякие трактовки его чиновниками.

В период весенней сессии в Госдуме  прошли  парламентские слушания  на тему законодательного обеспечения эффективного развития рыбохозяйственного комплекса страны, где депутаты, руководители  профильных министерств и ведомств обсудили с рыбацким сообществом ключевые проблемы и законопроекты.  В частности, говорили о том, что в то время как зарубежные страны, имея современный рыбопромысловый флот, успешно работают в Мировом океане, осваивают и распределяют между собой океанический ресурс, российские рыбаки вынуждены работать на неэффективных устаревших судах, а в некоторых видах промысла нам уже и вовсе ловить нечем.  Нужны соответствующие нормативные процедуры, которые позволят вернуть и утвердить присутствие российского флага в Мировом океане. Воля государства в этом вопросе имеет определяющее значение.

Но прежде всего, необходимы меры стимулирования увеличения потребления отечественной рыбы на внутреннем рынке, формирования культуры потребления рыбной продукции у наших граждан, поддержки отечественного производителя на рынке ВТО с помощью имеющихся современных законодательных механизмов. В настоящее время я провожу работу по изучению текущей ситуации в части организации закупок рыбной продукции для государственных и муниципальных нужд. Мною направлены ряд запросов в различные ведомства.  Это огромный пласт, который ещё предстоит эффективно развернуть в интересах российского рыбака и потребителя.

Еще много что хотелось бы изменить, и я рассчитываю здесь на поддержку рыбаков, моих земляков. Наша общая задача – создать такое законодательство, которое стало бы понятным, прозрачным и помогало развиваться и двигаться вперед.

В. ЗЕМЛЯНСКИЙ. Газета «Рыбак Сахалина» № 27 от 11 июля 2013 г.