Газета "Рыбак Сахалина"
28 ноября 2013 года

Благовест над островами

Снятые колокола еще десятилетия звучали на Сахалине.

Большой интерес историков, краеведов, всех православных Сахалина и Курил, наверняка, вызовет объемное и красочное, а также богато иллюстрированное издание «Благовест над островами», не так давно увидевшее свет. Его выпуск посвящен 20-летию образования Южно-Сахалинской и Курильской епархии. Презентация уникальной книги, вышедшей тиражом три тысячи экземпляров, прошла в  областной универсальной научной библиотеке.

Рассказ же о новинке начну с определения слова «благовест»  –  это  церковный колокольный звон,  извещающий о начале богослужения. Когда он первый раз прозвучал на Сахалине и Курилах? Первая часть издания, подготовленная доктором исторических наук Александром Ивановичем Костановым, посвящена истории возникновения,  распространения и попытки уничтожения православия на Сахалине и Курильских островах. При этом автором исследован громадный временной пласт  –  с начала  17 века и до конца 80-х годов прошлого столетия.  Для абсолютного большинства читателей станет открытием, что строительство первой часовни на Сахалине начали матросы под руководством поручика корпуса морских штурманов Петра Ивановича Маргасова в посту Кусунай (ныне село Ильинское) в 1861 году.

В 1868 году на Сахалин был направлен священник Софийской церкви Симеон Казанский. Именно он инициировал строительства первых православных храмов на Сахалине. Один из них – церковь св. Николая в посту Корсаковском  – заложили в мае 1870 года при его участии солдаты 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона и военные моряки из экипажей знаменитой шхуны «Восток» и клипера «Всадник».

По штатам управления островом, утвержденным в 1894 году, на Сахалине по «духовному ведомству»числилось 10 служителей с окладом 1000-1200 рублей в год. Как отмечает А.И. Костанов, мрачная атмосфера  «Острова отверженных» не налагала какого-либо особого отпечатка на деятельность сахалинских священников. Заключалась она, как правило, только в церковных службах по праздникам, требах и школьных занятиях. Но именно в этом и состоял, очевидно, для многих первопоселенцев высший духовных смысл этой миссии, роднивший дикий и суровый остров с далекой и желанной Россией.

Весьма любопытная информация приводится в книге о деятельности православной церкви в годы каторги, во время и после русско-японской войны, в результате которой южная часть Сахалина отошла под суверенитет Японии, в период Гражданской войны.

Новая и трагическая страница в истории православия  началась в 1925 году, когда на север Сахалина установилась советская власть. Через пять лет, к 1930 году, здесь не осталось ни одного действующего православного храма. А многие священнослужители были репрессированы.

С сахалинских церквей сняли кресты, купала, а колокольный звон заменили  новыми гимнами. Но православие не ушло из жизни людей. В народе, основную массу которого составляли, казалось бы, убежденные атеисты, сохранились традиции и принципы христианской веры.  И самое удивительное, отмечает А.И. Костанов, все последующие десятилетия над Сахалином звенели церковные колокола. И это не художественный образ, а реальный исторический факт. Мало кто знает о том, что на сахалинских маяках – мыс Крильон, мыс Жонкьер, мыс Марии, мыс Елизаветы  –  долгие годы использовались как запасное сигнальное средство старинные церковные колокола.

По документам 1950-80 годов Сахалинская область  относилась к тем регионам, где усилиями партийно-советского аппарата поддерживалась «благоприятная религиозная  обстановка». Это означало,  что на Сахалине и Курилах не было ни одной официально зарегистрированной религиозной организации.

Трудно назвать число жителей области, пострадавших в послевоенные годы за религиозные убеждения. Преследования хотя и носили завуалированный характер, но они все-таки были. Об этом, в частности, свидетельствуют материалы персонального дела Ю.Н. Лагунова  – начальника отдела  управления тралового флота в городе Невельске. В апреле 1974 года его исключили из партии «за веру в бога и совершении религиозных обрядов, несовместимых с марксистско-ленинским мировоззрением». Проступок этого коммуниста с тридцатилетним стажем состоял лишь в том, что он носил крестик, молился дома и в служебном кабинете, а в день рождения жены дарил ей книги с надписью: «С богом…».

Вторая часть новой книги, написанная  Еленой Федоровной Назаровой, повествует о возрождении и укреплении православия в пределах Южно-Сахалинской  Курильской епархии с 1988 по 2011 год.  Многие старожилы, наверняка, помнят, что первый православный приход в Сахалинской области был основан в 1989 году, добиться разрешения на его открытие было не просто. 4 июля 1989 года на Сахалин прибыл  священник Константин Островский  присланный из Хабаровска «для устроения м духовного окормления верующих». Именно он помог организовать первую православную общину в Сахалинской области. А первое богослужение на островной земле (рождество Предтечи и Крестителя Господня  Иоанна) прошло 7 июля 1989 года в номере гостиницы «Рыбак», где остановился отец Константин.  

Весьма подробно в новом издании рассказывается о деятельности Южно-Сахалинской и Курильской епархии, которая была основана 23 февраля 1993 год. А многочисленные и высокого качества фотографии (более 250) увековечили  важнейшие события  в ее двадцатилетней истории. Книга, предназначенная для широкого круга читателей, знакомит со всеми православными храмами Сахалина и Курил, миссионерской работой Русской православной церкви в островном регионе. Остается лишь взять новое издание в руки – не пожалеете…

П. ОЧЕРОВ. Газета «Рыбак Сахалина» № 47 от 28 Ноября 2013 г.