Газета "Рыбак Сахалина"
19 июня 2014 года

​Таранай-река – Романчуков судьба

О том, как на сахалинском рыбоводном заводе возродили популяцию местной кеты.

Чуть больше десятка лет назад мне довелось брать интервью у директора Таранайского рыбоводного завода Владимира Романовича РОМАНЧУКА. Отвечая на вопрос, о чем он мечтает, директор предприятия был краток: возродить местную популяцию кеты. Ранее ее на заводе выращивали от 3 до 10 млн. мальков ежегодно. Но в 70-е годы прошлого столетия этот ЛРЗ был сориентирован на воспроизводство исключительно горбуши. Задача, которую поставил перед собой В. Р. Романчук, была архисложная.

Да, в управлении «Сахалинрыбвод» он нашел понимание. Но кетовую инициативу поддерживали далеко не все его коллеги: ну что надо этому Романчуку? И так в передовиках постоянно ходит – план закладки горбуши предприятие стабильно выполняет, коэффициент возврата – на очень приличном уровне. Живи и радуйся. С кетой же мороки не оберешься…

В сельском хозяйстве есть понятие «зона рискованного земледелия». По аналогии можно сказать, что река Таранай для кеты – водоем рискованного воспроизводства. Отметим, на рыбоводном заводе водоснабжение не самотечное. В производственные помещения ее подают с помощью насосов. Для неприхотливой горбуши вода прямо из реки – без проблем, а вот кета «дама», что называется, привередливая. Для нее температура воды не должна превышать 8-9 градусов. Если больше – начинаются проблемы. Чтобы вырастить жизнеспособную молодь кеты, нужны грунтовые воды. Их же дебет на Таранае ограничен.

Тем не менее во второй половине девяностых годов на заводе кетою занялись вплотную. Вылавливали производителей буквально поштучно. При этом от выполнения основного задания по закладке горбуши никто не освобождал. Кету добывали исключительно на энтузиазме. Как правило, поздно вечером. А утром, как положено, выходили на работу. Уже в 1998 году собственными силами собрали 1 млн. икринок кеты. Кроме того, кетовой икрой помогли коллеги с Охотского и Ясноморского рыбоводных заводов. Весной 1999 года родные пенаты – Таранайский рыбоводный завод – покинули почти 4,5 млн. мальков кеты. Покинуть-то покинули, но каков будет их возврат?

Было от чего волноваться, сколько вложено в них труда – подсчету не подлежит. А бессонные ночи, когда прерывалось снабжение предприятия электроэнергией и приходилось дежурить у дизель-генераторов? Если температура воды превышала отметку плюс 10 градусов – в этом случае приходилась переходить на особый режим кормления молоди кеты, по предрассветному холодку.

Возвраты кеты пошли в 2002 году – тогда в Таранай вернулось около 90 тонн этого вида лососевых. Это был прорыв. Основная масса пришедшей кеты поздними вечерами сбивалась в плотную стаю у одного из ручьев. Отработав основную смену, работники завода шли на дополнительную – кетовую: отлавливали рыбу, везли на завод, где затем заготовленную икру оплодотворяли. Как ни кажется по нынешним временам удивительно, но работали рыбоводы с радостью, энтузиазмом, без каких-либо расчетов на щедрое вознаграждение.

Скажем откровенно: для того, чтобы работать в рыбоводстве, надо быть не просто энтузиастом – а фанатиком своего дела. К примеру, пришла весна, люди радуются теплу, сажают огороды. А вот для главного рыбовода завода Елены Дмитриевны Романчук первым номером – вырастить рыбную молодь. И чем погода холоднее, тем для нее лучше: не случится прогрева воды, с мальками будет все нормально. Воду на завод подают насосами. Одни приходится включать. другие – выключать. При этом не только днем, но и ночью. По осени земледельцы собирают урожай, рыбоводы же его только закладывают. При этом им не до личных приусадебных участков. Ту же картошку собирают, когда икра на инкубацию заложена в полном объеме – как правило, глубоким октябрем.

Длина каждого из 53 заводских каналов – 122 метра. Как-то Елена Дмитриевна подсчитала, что рыбовод, который кормит мальков, проходит в день 15-18 километров. При этом в большинстве случаев корм переносит в руках. Кормораздатчики хороши, когда стабильная температура воды 6-8 градусов. Как только она больше 10 градусов – мальков кормят только вручную.

2002 год обнадежил таранайских рыбоводов. Но «одна дождинка еще не дождь». Лишь стабильные подходы кеты в течение нескольких лет позволяли делать оптимистичные выводы. И они не заставили себя ждать. Сейчас таранайские рыбоводы не только сами закладывают на инкубацию порядка 20 млн. штук икринок. Но и являются своеобразными донорами – отдают кету на другие предприятия – на Соколовский и Березняковский ЛРЗ. А завод на соседней реке Ольховатка создал свое стадо кеты на базе таранайской.

Результаты, конечно, обнадеживающие, но они могли быть более высокими, если бы в 2005, 2006, 2007 годах лососевую путину не продлевали до 15 сентября. Тогда популяция кеты, особенно головная ее часть, была обловлена вместе с горбушей. Сформировать популяцию кеты, как хотелось, не удалось. Рыбаки же, к сожалению, не всегда показывают прилов.

Река Таранай – горбушевая, а естественных нерестилищ для кеты всего 3000 квадратных метров.

– Нет смысла эту кету пропускать на забойку, а там потом ее сортировать, – говорит Елена Дмитриевна Романчук. – Поэтому рыбаки взяли в 2013 году порядка 340 тонн кеты в устье, мы заложили план свой – 18,7 млн. икринок. Часть икры отдали на Соколовский ЛРЗ – свежесобранную и на стадии «глазка». С горбушей тоже проблем не было. В прошлом году были заполнены все нерестилища, мы заложили в пределах 20 млн. икринок горбуши, а еще 10 млн. отдали своим соседям – у них не хватало до плана. Учет же ската молоди в нынешнем году обнадеживает.

А еще таранайских рыбоводов очень радует, что горбушевую молодь нынче они выпустили в море в мае, когда шел скат мальков этого вида лососевых с естественных нерестилищ. При этом средний вес первых шести миллионов мальков на круг составлял 241 миллиграмм (при норме 220 миллиграммов). Остальные 13 млн. мальков горбуши имели средний вес до 285 миллиграммов. Это значит, что мальки покинули пенаты более жизнеспособными. А еще удачно сложилось, что пик выпуска молоди пришелся до нереста корюшки и красноперки, когда эти хищники не питаются. Красноперки же нынче очень много. На нерест она шла плотными стаями, как горбуша. Остается сожалеть, что облов этого вида в нынешнем году не разрешили. Биологическая мелиорация была бы весьма кстати – сотни тысяч мальков лососевых естественного и искусственного воспроизводства не попали бы в пасти прожорливых хищников.

Приятно отметить, что таранайские рыбоводы работают в тесном контакте с руководством ООО «Таранай», которое взяло в аренду одноименную реку. Конечно, без споров дело не обходится. Но в любом случае – возобладает здравый смысл и хозяйский подход к делу. С обеих сторон, которые работают на перспективу. Именно такой подход позволил промысловикам ООО «Таранай» в черный для рыбаков Анивского района 2013 год не остаться без лососевых. При этом часть кеты зашла в соседнюю реку Ольховатку, а возможно, и Малиновку. Так что подпитка соседних рек этой рыбой идет однозначно.

В районе устья Тараная уже не первый год проводится лицензионный лов кеты. По мнению рыбоводов, он не поддается учету. Так, установленных здесь сеток в прошлом году было не пересчитать. Лицензию выписывали на определенное количество кеты, а сколько уж поймали – сие покрыто тайною. Ибо на берегу участников так называемого лицензионного лова ждут скупщики, стоят мобильные авторефрижераторы. Узаконенное браконьерство получается. Рыбоводам же нужны точные данные о вылове, чтобы понять, как работали, какие возраста преобладают в подходах кеты. Неподдающийся учету браконьерский промысел напрочь смазывает эту картину.

А еще головная боль для таранайских рыбоводов – 200 кубометров бытовых стоков, которые ежедневно выдает в реку одноименное с ней село. Попавшие под них лососевые приходят на забойку буквально полупьяными. Не прибавляет эта химия здоровья малькам, отправившимся в дальнее морское путешествия. Новый мэр Анивского района Александр Ивашев обещал помочь в решении этой проблемы. Дай бог!

Что ни говори, а кадры решают все. Жалованье у рыбоводов, прямо скажем, не велико. Как ни пытаются в Сахалинрыбводе максимально повысить зарплату рабочим и специалистам заводов, она оставляет желать большего. Есть текучесть кадров и на Таранайском заводе. Но костяк остается. Вместе с Владимиром Романовичем и Еленой Дмитриевной Романчуками весомый вклад в успешно завершившийся для завода год внесли рыбоводы Светлана Викторовна и Александра Юрьевна Ушкац, главный механик Иван Викторович Дячук, рабочие-рыбоводы 7 разряда Татьяна Владимировна Назаренко, Максим Анатольевич Василевский, Светлана Николаевна Бирючинская.

Мечта же Владимира Романовича Романчука о восстановленной популяции таранайской кеты сбылась. Чего это стоило – разговор отдельный и далеко не простой. Теперь главное – сохранить эту популяцию. Запасы подземных вод позволяют оптимально выращивать около10 миллионов мальков кеты. Такой вот ориентир на будущее. Остается надеяться, что с подачи таранайских рыбоводов кета начнет осваивать и другие реки, впадающие в залив Анива. А проблема промысла в нем лососевых не будет столь острой.

Очень не хочется заканчивать этот материал на минорной ноте, но… В декабре этого года будет 50 лет, как Елена Дмитриевна закончила учебное заведение и работает на предприятиях Сахалинрыбода. После полного выпуска мальков с завода решила уйти на заслуженный отдых. Физические нагрузки и психологические напряги – далеко не всякий молодой выдержит. Владимир же Романович свой директорский пост пока покидать не собирается. Таранай река – их судьба. А еще чета Романчуков, восстановив стадо местной кеты, вписала яркую страницу в историю не только островного, но и всероссийского рыбоводства. Что есть – то есть.

Евг. БЕЛОВИЦКИЙ. Газета «Рыбак Сахалина» № 24 от 19 июня 2014 г.