Газета "Рыбак Сахалина"
28 августа 2014 года

​Без вины виноватые

О деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору за последние годы не писал только ленивый. Как считают рыбаки, Россельхознадзор выстроил систему многочисленных принудительных административных барьеров, которая приводит рыбопромышленников к значительным потерям средств, времени и неоправданным убыткам, создаёт, мягко говоря, предпосылки коррупционных ситуаций.

В связи с введёнными санкциями и поручением президента и правительства РФ особенно актуальным становится создание благоприятных условий для насыщения рынка отечественной рыбопродукцией. Рыбакам же до сих пор приходится заниматься ЗАВОЕВАНИЕМ СОБСТВЕННОГО РЫНКА, пытаясь пробиться на него со своей же продукцией.

В начале этого года произошла смена руководства ФАР, его руководителем стал молодой, но не имеющий опыта работы с рыбной отраслью и поэтому не знакомый с её проблемами и возможностями И. В. Шестаков. Ассоциация рыбопромышленников Сахалина обратилась к новому руководителю агентства с обстоятельным письмом, в котором детально обрисовала создавшееся положение. Естественно, не в целях просвещения (хотя и это было бы неплохо), а чтобы ознакомление с проблемами рыбаков помогло решению стоящей перед отраслью важнейшей государственной задачи – насыщению отечественного рынка отечественной рыбопродукцией.

О чем пишут рыбаки? О том, что приказ № 281 от 17 июля 2014 года «Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ВСД в электронном виде» только усугубляет существующее положение, так как закрепляет избыточные контрольные меры и необоснованные административные барьеры для производства и перемещения рыбной продукции. Особое недоумение у специалистов отрасли вызывает созданная Россельхознадзором повинность проводить ветеринарно-санитарную экспертизу мороженой и подвергшейся тепловой обработке продукции, изготовленной из ВБР, добытых в благополучных в эпизоотическом отношении рыбных промыслов. Причём, лабораторные исследования каждой партии продукции должны производиться ТОЛЬКО в лабораториях, подведомственных Россельхознадзору. В приказе целесообразность проведения лабораторных исследований закрепляется за Россельхознадзором с оговоркой, что «должностное лицо обязано «представить письменное обоснование принятого решения», почему данная партия направлена на лабораторные исследования. Понятно, что будет придумано множество обоснований, лишь бы задержать рыбопродукцию и направить ее в свою лабораторию, ведь это же деньги. И немалые.

В обращении к руководителю отрасли АРС предложил ряд эффективных мер для устранения дублирования функций и избыточного административного давления. Приведём только два:

- исключить практику 100-процентного вскрытия и вторичного досмотра сотрудниками управления Россельхознадзора транзитных грузов в опломбированных контейнерах и рефрижераторном автотранспорте, нарушая температурный режим транспортировки, упаковку и, тем самым снижая качество продукции

- исключить практику понуждения производителей и владельцев грузов к проведению лабораторных исследований на платной основе всех партий пищевой продукции, вывозимой за пределы региона, в ветеринарной лаборатории ФГБУ «Сахалинская межобластная ветеринарная лаборатория», входящей в систему Россельхознадзора, признавая недействующими ветеринарные сопроводительные документы, в которых внесена информация о протоколах исследований других аккредитованных лабораторий.

Что должен делать крупный руководитель исполнительного органа власти, получив подобное серьезное письмо рыбопромышленников, по-государственному озабоченных проблемами отрасли, вопросами ликвидации излишних административных барьеров и возможностей коррупционных появлений? Видимо, серьёзно обсудить его – и не в кулуарной беседе, а со всеми лицами и структурами, от которых зависит решение вопроса.

Но на деле вышло совсем не то, на что рассчитывали специалисты рыбной отрасли, подготовившее обращение руководителю ФАР. И. В. Шестаков, если судить по публикации на сайте Fishnews, не особенно, на мой взгляд, вник в суть дела и фактически обвинил рыбаков в негосударственном подходе, в желании работать «по-серому». Излишнее регулирование, против которого выступали сахалинцы (а их мнение – это одновременно и мнение всех российских рыбаков), в его устах превратилось вообще в регулирование (почувствуйте разницу!).

Вот что сказал на пресс-конференции 19 августа руководитель ФАР И. В. Шестаков (цитирую по названной публикации). Оказывается, он обсудил ситуацию с руководителем Россельхознадзора, исходя из которой сделал вывод, что «в целях увеличения поставок на внутренний рынок Россельхознадзор сведёт до минимума лабораторные исследования рыбопродукции». По его словам, достигнута договоренность о том, что Россельхознадзор будет разбираться с каждым конкретным замечанием со стороны рыбаков.

«Думаю, что этого достаточно на данном этапе», – уверен глава Росрыболовства. Руководитель ФАР обратил внимание, что сотрудники Россельхознадзора в основном заняты оформлением импортно-экспортных операций (любой рыбопромышленник, отправляющий свою продукцию по родной стране и испытавший немало мытарств от встреч с сотрудниками Россельхознадзора по этому поводу, готов с этим утверждением поспорить. – Ред.), тогда как большую часть ветеринарно-сопроводительных документов выписывают ветеринарные врачи субъектов РФ (вот уже и областные ветврачи, к которым, насколько знаю, у рыбаков претензий нет, стали виноваты в их бедах. – Ред.). «Приказ об электронной ветсертификации, – продолжает Шестаков, – в этом плане даёт дополнительную возможность, поскольку у субъектового ветеринарного врача появляется всего лишь один день на оформление ветеринарных документов. В случае, если он решит провести лабораторные исследования, он должен будет письменно объяснить свою позицию, почему он это сделал».

А потом И. В. Шестаков стал обвинять рыбаков в том, что они вообще не говорили. «Позиция рыбацкого сообщества мне тоже понятна, – сказал он. – Никогда не хочется, чтобы тебя излишне регулировали (а кому нравится ИЗЛИШНЕЕ регулирование? – Ред.), хочется, чтобы тебя ничем не регулировали, чтобы ты мог выходить ловить, сколько ты хочешь (об этом ни одного слова не было сказано. – Ред.), продавать, куда ты хочешь (а как же свобода рынка? Создай Росрыболовство совместно с Россельхознадзором для рыбаков такие условия, как у наших южных соседей, например, и они с радостью повезут улов на родной берег, где контролеры сейчас их зачастую встречают как врагов народа или как источник дополнительного дохода. – Ред.), зарабатывать, сколько ты хочешь, и ничего для этого не делать, ничем не заплатить (комментировать эти слова даже язык неповорачивается. – Ред.). Позиция государства не может быть такой», – менторски поучал рыбаков г-н Шестаков. – Позиция государства должна быть с точки зрения регулирования – думать не только о рыбаках, но и думать о потребителях, с одной стороны, а с другой стороны – регулировать правила и прозрачность этого рынка».

Странное дело. А разве наши рыбопромышленники хоть где-нибудь обмолвились, что они против этого? Они как раз и выступали в обращении к руководителю отрасли с истинно государственных позиций. И жаль, что он этого не понял.

«За счёт введения электронной сертификации мы сможем чётко прослеживать и видеть рынок. Прозрачность объёмов торговли, прозрачность объёмов добычи и сопоставление их с выданными разрешениями на вылов дадут нам пищу для серьёзных размышлений. Понятно, что многим рыбакам это не очень надо, не всем, но многим, кто как раз этот шум и поднимает», – влепил г-н Шестаков щедрую оплеуху нашим рыбопромышленникам, фактически повторив слова некоторых представителей Россельхознадзора, которыми те отметают от себя всякие обвинения в своеобразном, скажем так, применении норм законодательства.

В общем, как мне кажется, старшие товарищи переиграли молодого руководителя. И, судя по сегодняшней позиции руководителя отраслевого ведомства, никаких позитивных для рыбаков изменений в подходах Россельхознадзора в ближайшее время не предвидится.

В. КАНТЕМИРОВ. Газета «Рыбак Сахалина» № 34 от 28 августа 2014 г.