Газета "Рыбак Сахалина"
18 сентября 2014 года

Креветка раздора

Решение рабочей группы ДВНПС о выделении для освоения в исключительной экономзоне части дополнительных объемов креветок приморские рыбаки считают вынужденным компромиссом, а не научно обоснованным решением.

Вопрос распределения дополнительных объемов вылова северной и гребенчатой креветок, послуживший одной из основных причин проведения внеочередного заседания Дальневосточного научно-промыслового совета, так и остался яблоком раздора для двух регионов (о сложившейся ситуации «Рыбак Сахалина» писал в статьях «Как уничтожают запасы креветки» в номере за 1 мая 2014 года и «Как уничтожают запасы креветки-2» 26 июня 2014 года). Переведение части добавки к общим допустимым уловам креветок в исключительную экономзону приморские рыбаки называют вынужденным компромиссом, а не научно обоснованным решением.

Тема управления запасами креветок в Японском море стала «горячей» после того, как ученые рекомендовали увеличить общий допустимый улов в южной части подзоны Приморье, в том числе в заливе Петра Великого. Сахалинские рыбаки обвинили науку – ТИНРО-Центр – в необоснованности корректировки ОДУ креветок в этом районе. Специалисты научной организации и приморские рыбаки, сообщает Fishnews, представили результаты многолетних исследований в заливе Петра Великого и другие доказательства наличия значительных промысловых концентраций этих биоресурсов. Ссылаясь на личные наблюдения и предыдущие документы ТИНРО-Центра, сахалинские рыбаки обвинили эту научную организацию в необоснованном завышении запасов креветки в территориальных водах Приморья и усмотрели в этом решении коррупционную направленность.

На заседании рабочей группы ДВНПС, которое проходило накануне самого совещания, приморские и сахалинские рыбаки с трудом смогли договориться до решения, которое устроило обе стороны.

Как сообщил Fishnews заместитель гендиректора по производству и добыче ООО «Морской бриз» Анатолий Закшевский (естественно, отстаивавший точку зрения приморцев, которым выгодно увеличение запасов креветки именно в их водах, а не в исключительной экономической зоне. – Ред.), представители Сахалина отказались подписывать протокол, пока не будут выполнены их требования. «Поскольку распределение объемов общих допустимых уловов между прибрежным и промышленным рыболовством – это вопрос, который решают регионы между собой, то рыбаки могут продавливать свои позиции, даже если они ничем не подкреплены, кроме собственной выгоды, – отмечает представитель рыбопромышленного предприятия. – Мы приводили массу доказательств наличия креветок в «прибрежке»: на примере судовых журналов, данных центра мониторинга системы рыболовства и связи, промысловых карт показывали, что значительные объемы креветки мы добывали именно в терморе, а не в ИЭЗ. Однако протокол удалось подписать только после того, как часть дополнительных объемов передали в исключительную экономзону».

Ранее представитель «Морского бриза» уже высказывал опасения, что недобросовестные добытчики будут использовать прорехи в системы контроля за рыболовством и облавливать креветку в 12-мильной зоне, имея разрешение на добычу только в ИЭЗ. Прецеденты неприкрытого лоббирования своих интересов при распределении квот, по мнению собеседника Fishnews, могут быть и в будущем. Это ставит вопрос о проработке регламента распределения лимитов, считает заместитель генерального директора «Морского бриза». «Необходимо в таких вопросах опираться на научные обоснования, а не на мощь голосов представителей регионов, – подчеркивает Анатолий Закшевский. – Если мы сейчас будем игнорировать научные факты, такие как отсутствие или наличие ресурса, в угоду личным интересам бизнеса, то мы рискуем поставить крест на развитии рыбного хозяйства».

Такова точка зрения оппонентов сахалинских рыбаков. Взгляд сахалинских добытчиков креветки представлен в двух статьях, которые были названы выше.

Fishnews

Газета «Рыбак Сахалина» № 37 от 18 сентября 2014 г.