Газета "Рыбак Сахалина"
02 апреля 2015 года

За словесной мишурой

В информационной войне всегда проигрывает тот, кто говорит правду, потому что он ограничен правдой. Лжец может нести всё что угодно. (Роберт ШЕКЛИ).

РАНЕНОГО ТИГРА ЛЮБОЙ ПНУТЬ МОЖЕТ

Как и большинство нормальных людей, давно уже не обращаю внимания на набившие оскомину высказывания лидеров так называемого «Союза рыбаков Сахалинской области», которые они словно заклинания то и дело повторяют в эфирных средствах массовой информации, не рискуя особо выходить с ними в печатные СМИ, потому что это уже документ, а, следовательно, можно получить судебный иск с требованием ответить за клевету. В последние месяцы заметно снизилась агитационно-пропагандистская активность «Союза…» и на сайте организации, она чуть ли не сошла на «нет»: последняя публикация была датирована концом ноября. Видимо, причиной подобного стало отсутствие у народа интереса к не внушающим доверия высказываниям, когда декларируется одно, а в реальности делается абсолютно противоположное.

А потом случилась история с губернатором Хорошавиным, которая потрясла всех островитян... После длительного молчания активисты этого некоммерческого партнёрства пошли в атаку, ибо к тому времени, вероятно, окончательно убедились, что тот больше не станет во главе области и, значит, для них не опасен. И это стало шансом!

Есть старинная восточная поговорка, которая гласит, что раненого тигра каждый шакал укусить может. Смысл её, думаю, всем понятен. Ни на йоту не оправдываю бывшего губернатора, наоборот, возмущён его поступком, который нанёс моральный ущерб не только областной власти, но и всему Сахалину. Но такой энергии в разоблачении поверженного уже губернатора, которую проявило руководство «Союза…», я не ожидал.

На сайте некоммерческого партнерства появилась прозвучавшая то ли по ТВ, то ли по радио публикация «Саша 50 процентов нагло врал президенту». Понятно, что она выражает консолидированное мнение его руководства. Президент ассоциации рыбопромышленников Анивского залива А. М. Кобелев бесстрашно сообщил, что «очень врал господин Хорошавин, врал президенту, что здесь всё прекрасно, конечно, прекрасно, средняя зарплата 54 тысячи». И неважно, что губернатор ничего такого президенту не говорил, а эту цифру определили в статуправлении. Но зато как смело сказано! Конечно, было бы лучше произнести подобное – вот так, прямо в лоб, во всеуслышание! – тогда, когда губернатор был при власти. Но, видимо, постеснялся… Бывает.

«На мой взгляд, идёт недобор в бюджет порядка 5-7 миллиардов за рыбалку», – решительно сказал руководитель «Союза рыбаков» К. В. Тюкавин, упрекая крупный бизнес в том, что он, в отличие от малого, недоплачивает налоги, которые попросту рассовывает по карманам. Вопрос, как ему удалось это посчитать и какими документами при этом он пользовался, остался за кадром. Просто ему это показалось.

Но – тоже бывает. Демократия, мол: что хочу, то и говорю. Главное – поразить народ громкой цифрой. А правдива ли цифра – дело десятое (помнится, подобный подход к фактам несколько десятилетий назад уже проявлял один небезызвестный в истории человек – Геббельс его фамилия, коли забыли).

А руководитель корсаковской ассоциации А. А. Осадчий прямо-таки пригвоздил бывшего губернатора, коротавшего время в изоляторе «Лефортово»: «Он уже пришёл с прозвищем «Саша 30 процентов», а в Южном стал «Саша 50 процентов», и все это знали и покрывали…».

Ну, предположим, не все, я, например, не знал и документы на сей счёт не видел. Но зато теперь понял, что руководители некоммерческого партнёрства «Союз рыбаков Сахалинской области» К. В. Тюкавин, А. А. Осадчий и А. М. Кобелев об истинном лице бывшего губернатора были прекрасно осведомлены, но отчего-то никого в свои знания не посвящали и на телевизионные каналы с разоблачениями не спешили. Бурную деятельность в этом направлении они начали развивать только тогда, когда губернатор оказался не у власти.

И как тут не вспомнить приведённую выше восточную пословицу! Хотя истинная цель нынешней массированной атаки, как я думаю, вовсе не в том, чтобы поплясать на «раненом». Но об этом поговорим дальше.

НАЧНИ С СЕБЯ!

Понимаю, что бизнесмены в большинстве своём – люди осторожные, боятся за свой бизнес. Поэтому и не решались доносить до народа известную им правду о тайной жизни губернатора. Другое дело – депутаты. Это избранные населением люди, которые и теоретически, и практически призваны бороться за его интересы, за благополучие региона и страны. Депутат – это звучит гордо!

7 июля 2011 года состоялась сессия областной Думы, которая вторично наделила Хорошавина полномочиями губернатора Сахалинской области.

Как и положено, перед голосованием выступали представители фракций. Депутат-коммунист, не прячась ни от коллег из других партий, ни от глаз присутствовавшего на сессии губернатора, в частности, сказал: «Фракцию КПРФ беспокоит и то, что в области махровым цветом процветает коррупция. Причина – безнаказанность тех, кто у власти или деньгах».

А потом было голосование. Из 27 присутствовавших депутатов «за» проголосовали 24, «против» – три. Депутат Кобелев проголосовал за утверждение Хорошавина губернатором. Стоит ли напоминать, что депутат Кобелев и президент ассоциации рыбопромышленников Анивского залива, один из учредителей «Союза рыбаков Сахалинской области» и один из его лидеров, яро сейчас критикующий и бывшего губернатора, и руководителей областного рыбохозяйственного комплекса, и всю систему организации рыбного промысла, – одно и то же лицо? Выдвижение Анатолия Михайловича на депутатский пост происходило при поддержке руководителя области, и был он тогда в команде губернатора. Хотя, надо полагать, из слов нынешних соратников по борьбе ему было хорошо известно о «30 процентах», и о существующей в области коррупции. Да и коммунисты на сессии ему об этом напомнили.

Тогда, в июле 2011 года, Кобелев сделал свой осознанный выбор, который, как все понимают, ему был выгоден – о пользе для области и рыбопромышленному комплексу речи, думаю, и не шло. Так что же изменилось в марте? Неужели Анатолий Михайлович в одночасье прозрел?

Люди, оказавшиеся в такой неприглядной ситуации, обычно, как говорится, «помалкивают в тряпочку», осознавая свою вину за содеянное. А. М. Кобелев со товарищи решили извлечь из этого пользу.

РУКИ ТЯНУТСЯ К РАБОТЕ. К РУКОВОДЯЩЕЙ

«Carpe diem!» – говорили древние римляне. На русский язык эту фразу чаще переводят как «Лови момент!».

Лови момент! – решили, видимо, руководители «Союза рыбаков Сахалинской области» и замелькали на доступных им каналах телевидения, в том числе московских. Казалось – включи утюг, и из него будет вещать эта троица. Активно разыгрывается карта выброшенного из политической и экономической жизни губернатора, его запоздалые обвинения перемешиваются с обвинениями в адрес руководителей рыбопромышленного комплекса области, федеральных структур, науки, других ассоциаций рыбаков, которые, якобы, тормозят развитие рыбной отрасли, они обвиняются в массовой коррупции. Какими-либо серьёзными доказательствами, похоже, себя не обременяют – всё идёт на эмоциональном всплеске, который наиболее понятен не разбирающейся в сути вопроса публике (вновь прочитайте эпиграф к статье).

Все выступления членов «Союза…» подчинены, как мне кажется, одной цели – показать, какие они хорошие, как борются за интересы простых рыбаков и процветание отрасли, и какие плохие все остальные ассоциации, на которых фактически и держится весь рыбохозяйственный комплекс области, которые дают львиную долю вылова и переработки, которые в последние годы построили самые современные в стране рыбообрабатывающие предприятия.

Вряд ли подобная риторика рассчитана на массу сахалинских рыбопромышленников, чтобы привлечь их на свою сторону. Большинство рыбаков уже знают, что из себя представляет данный «Союз…» и чьим целям он служит. Все эти громкие и патетически выверенные слова, сквозь которые вот-вот готовы пролиться ручьём обильные мужские слёзы при виде всего якобы нехорошего, что творится в рыбной отрасли, думаю, рассчитаны на одного единственного человека – будущего (а теперь – уже нынешнего) губернатора: новому человеку, вникающему в проблемы области, дескать, трудно пройти мимо столь плотной сети вброшенного негатива (в отношении других рыбопромышленников) и массы самых положительных и лестных славословий в отношении себя, любимых. Смотришь, заинтересуется и примет нашу сторону – ведь «мы создали союз, выбрали знатного грамотного человека». Не исключаю, что после такой похвальбы руководители «Союза» напросятся на приём к губернатору и будут выдвигать себя на руководящие посты в отрасли, а именно – регулировать промысел. А как и в чьих интересах они будут его регулировать – и загадывать не надо. Тут уж надо судить не по словам, а по их реальным делам, которые, как показывает предыдущий опыт, находятся в полном противоречии с тем, что декларируется.

На публику, например, вещается, что они против создания на базовых реках лососёвых рыбоводных заводов рыбопромысловых участков (а без них, согласно нынешнему законодательству, и рыбу на закладку икры взять нельзя). А на деле что Кобелев, что Осадчий подают документы на конкурс, чтобы получить РПУ на реках, и готовы в случае победы перечислить в бюджет миллионы рублей. Насколько помнится, документы Анатолия Михайловича были зарегистрированы в СКТУ Росрыболовства под № 1.

Но не всё даже в наше время измеряется деньгами, свою роль играют и социальная значимость предприятия, и количество постоянно работающих на данном производстве местных жителей, а не гастарбайтеров из ближнего зарубежья, и т.д. Конкурс, в общем, они проиграли, проиграли и все иски, поданные по этому поводу в суды разных инстанций. И с тех пор стали считаться врагами создания рыбопромысловых участков на реках. Спустя некоторое время создали «Союз рыбаков Сахалинской области». Главное, как неосторожно было заявлено на учредительном собрании, – борьба за ресурсы. Всё остальное, что прописано в уставе и программе, надо полагать – пустопорожние слова для отвлечения внимания.

«Союз…» публично объявляет себя противником установки на реках рыбоучётных заграждений, потому что они, якобы, истребляют нерестилища, не дают рыбе зайти на нерест, отчего падают уловы лосося. Это заявление. А вот реальные факты, взятые из официальной справки.

В 1995 году на реке Урюм изъято 660 тонн горбуши. В 2001 году в конце июля река Урюм облавливалась три дня в неделю, с начала августа была перекрыта и облавливалась постоянно. В целом в реках Анивского района было выловлено до 30 % от общего вылова. В 2005 году в реке Урюм выловлено 922,2 тонны горбуши. В 2006 году – 220,1 тонны. В 2009 году на реке Урюм на несколько дней выставлялась коравка, но вылова не было, так как не был подготовлен причал для установки кран-балки (рыбу из реки предполагалось черпать ковшом).

Напомним, что на нерестовой реке Урюм рыбу ловило предприятие уважаемого А. М. Кобелева.

Член областной комиссии по анадромным видам рыб К. В. Тюкавин на её заседаниях всегда голосует против того, чтобы разрешать предприятиям устанавливать на реках рыбоучётные заграждения. Но если речь идёт о том, чтобы установить РУЗ на реке, где работает, например, уважаемый А. А. Осадчий, сомнений у него не возникает.

Верьте не словам, а делам и поступкам!

Кстати, на днях Тюкавин стал сопредседателем областного ОНФ. Думаю, это даст ему дополнительные полномочия в борьбе с крупными рыбопромышленными предприятиями, которые дают в бюджет львиную долю налоговых поступлений от рыбной отрасли, обеспечивают занятость значительной части местного населения, несут большую социальную нагрузку.

ФАНТОМ

Это я снова об упомянутом уже не раз «Союзе…», полное название которого очень, до смешения, созвучно названиям ведущих ассоциаций области. За минувшие годы у меня сложилось стойкое убеждение, что нам умело дурят голову, а никакого некоммерческого партнёрства в том виде, как это преподносится (свыше ста предприятий), и в природе не существует. Я досконально знаю, сколько предприятий числятся в «Союзе рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области», который обеспечивает более половины всего областного объёма вылова рыбы и морепродуктов, в том числе почти половину лососёвых, что предприятия АСРКС выплачивают в бюджет 80 % всех налогов рыбопромышленного комплекса области. Знаю число членов Ассоциации рыбопромышленников Сахалина, Ассоциации лососёвых рыбоводных заводов, Ассоциации аквакультуры… Но хоть убей, не могу выяснить ни то, сколько предприятий объединяет так называемый Союз рыбаков Сахалинской области, ни то, чем конкретно полезным для области и отрасли он занимается. К уже много лет повторяющимся словам его функционеров о том, что «Союз…» объединяет свыше ста предприятий малого и среднего бизнеса, относиться серьёзно никак нельзя. Кстати, на днях А. М. Кобелев сказал, что их около ста. Но и эта цифра, считаю, из области фантастики. Ну, входят в него несколько предприятий г-на Осадчего, ещё кого-то, может быть. У довольно большого числа рыбопромышленников Анивского района интересовался, как работают они в этом Союзе и что конкретно решают. В ответ – полное непонимание: это что за союз такой? Аналогично и в Корсаковском районе. Когда у рыбаков, работающих в районе от мыса Свободный до мыса Анива (а это если не половина рыбацких предприятий прибрежного промысла района, то больше), возникли проблемы в связи с ограничением промысла, они за помощью в разрешении ситуации обращались не в неведомый им «Союз рыбаков Сахалинской области», а в редакцию нашей газеты, в АРС, в ассоциацию «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области», где некоторые из них состоят.

Насколько знаю, ни разу в возглавляемом Тюкавиным обществе, которое мне представляется какой-то тайной масонской ложей, не проходили какие-либо общие собрания, конференции – в отличие от других ассоциаций, которые работают открыто, приглашают на свои заседания представителей средств массовой информации. Всё это позволяет мне сделать вывод о том, что под громким именем «Союз рыбаков Сахалинской области» скрывается фантом, пшик, страдающий манией величия и не способный – или не желающий – работать конструктивно, единой связке с ведущими ассоциациями области. Просто мелкая организация, зацикленная на двух вопросах – как можно больше получить для себя ресурсов (хотя промысел лосося давно идёт по олимпийской системе) и снять для себя же все ограничения на добычу рыбы, в том числе и научные. Фактически, если отбросить всю появившуюся после проигрыша на конкурсах по РПУ риторику, то, считаю, речь идёт о возврате к дикому промыслу 90-х годов. И совсем уж непонятно, с какого такого перепугу её представителя рекомендовали ввести в комиссию по анадромным видам рыб. Агрессивно-обиженное поведение по отношению к более крепким и сильным ассоциациям и предприятиям не служит стимулом для развития производительных сил рыбной отрасли, консолидации рыбацкого сообщества в решении основных стоящих перед нею задач.

В. КАНТЕМИРОВ. Газета «Рыбак Сахалина» № 13 от 2 апреля 2015 г.