Газета "Рыбак Сахалина"
02 июля 2015 года

​Каких цен на красную икру ждать в этом году?

На оперативном совещании в Росрыболовстве, которое провёл недавно руководитель ФАР Илья Шестаков, речь шла, в частности, о подготовке и организации красной путины на Дальнем Востоке.

Ежегодно в период лососёвой путины в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне добывается от 320 до 540 тыс. тонн тихоокеанских лососей. По информации органов государственной власти Дальневосточных субъектов Российской Федерации, в 2014 году 963 предприятия занимались прибрежным промыслом и переработкой тихоокеанских лососей, было задействовано, в том числе сезонно привлекаемых, более 38 тыс. человек. Вылов в 2014 году тихоокеанских лососей в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне составил более 337 тыс. тонн. Отраслевым советом по промысловому прогнозированию рекомендовано выловить в 2015 году в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне 431,2 тыс. тонн тихоокеанских лососей.

Что касается красной икры, то Росрыболовство исходит из того, что в этом году её ориентировочно будет добыто 17 тыс. тонн. Ёмкость отечественного рынка агентство оценивает в 14 тыс. тонн. Из этого следует, что добытой икры окажется достаточно для удовлетворения потребностей внутреннего рынка и ажиотажного спроса, и, соответственно, роста цен в этом году не предвидится.

На наш взгляд, говоря о ценах, необходимо учитывать несколько дополнительных факторов. В частности, соотношение рубля и доллара. Второе – наличие у рыбаков долгосрочных экспортных контрактов. А также то, что само же Росрыболовство сумело вставить зарубежный мороженный ястык в список подсанкционных товаров, то есть, запретило его импорт. Это низкокачественный продукт. В прошлые годы его завозили в Россию из Канады и с Аляски, здесь перерабатывали, выдавали за хорошую икру и продавали по дешёвке. Переработка и закатка в баночки осуществлялась на материковских предприятиях, которые не имеют никакого отношения к промыслу лосося. Правда, к сожалению, не гнушались закаткой в банки этих залежалых американских ястыков и некоторые сахалинские предприятия, чем самым подрывая доверие к качеству сахалинской икры у людей, которые на материке купили этот внешне вроде бы хороший продукт.

Наконец, надо учитывать так называемый фактор Борисика. Мало кто знает, как зовут этого предпринимателя по имени. Борисик – фамилия. Но его стеклянные киоски с икрой и прочими морскими деликатесами разбросаны по всей Москве. И она продаётся относительно дёшево.

Конечно, за дешевизну тоже приходиться платить. Наши друзья из Франции, которые часто бывают в Москве, покупали икру в «стекляшках» Борисика и были вполне довольны. Пока мы не дали им попробовать икру проверенного производителя.

– Небо и земля! – ошеломлённо сказали они.

То есть, неосведомлённость французского и российского покупателя – тоже фактор ценообразования.

Мы поговорили с рыбаками и трейдерами и можем сказать, что разброс ожиданий оптовых цен на икру получается довольно большим. В начале путины это, возможно, 1800 – 2000 рублей за килограмм. В ходе путины цена на икру меняется еженедельно.

Однако надо иметь в виду, что кета и горбуша, а также нерка, кижуч, чавыча ничего о прикидках Росрыболовства и наших знать не знают. В июле-августе эти молчаливые рыбы расскажут, как оно всё будет на самом деле.

«Рыбак Сахалина» № 26 от 2 июля 2015 г.