Газета "Рыбак Сахалина"
23 июля 2015 года

Заказник «Северный»

как средство борьбы орудовавших на севере Сахалина браконьеров с законопослушными промысловиками.

Временно исполняющему обязанности губернатора Сахалинской области О.Н. КОЖЕМЯКО

Уважаемый Олег Николаевич!

Ассоциация «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» обеспокоена наблюдаемыми в последнее время целым рядом событий по неисполнению, с точки зрения контролирующих органов, предприятиями рыбохозяйственного комплекса области норм действующего законодательства как в области рыболовства, так и тех норм, которые касаются многогранной деятельности рыбохозяйственных предприятий. Неисполнение этих норм, по нашему мнению, выражается в противоречиях и нестыковках между собой норм федеральных законов Российской Федерации «О рыболовстве…», «Об особо охраняемых природных территория» и других, Водного и Лесного кодексов.

В данном случае, вынуждены обратиться к Вам, как к руководителю субъекта Российской Федерации, от лица наших ассоциантов ООО «НРК «Красная заря», ООО «Оха». Суть проблемы заключается в следующем.

На основании, якобы, неисполнения предприятиями норм положения «О государственном природном заказнике регионального значения «Северный» (далее Заказник) утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 30.03.2009 года № 110-па, в прокуратуру Сахалинской области направлено обращение на незаконность и невозможность со стороны данных предприятий осуществления действий по подготовке и промыслу тихоокеанских лососей и нахождения там различных транспортных средств.

ООО «НРК «Красная заря» в своем «первоисточнике» является одним из старейших рыболовецких предприятий в области, имеет долгосрочные договоры пользования рыбопромысловыми участками в Охинском районе, в том числе в морской водной акватории Заказника. ООО «Оха» также имеет договоры пользования рыбопромысловыми участками, заключенные на основании конкурсных процедур, расположенные также в морской акватории Заказника.

Исходя из норм ст. 29.1 закона «О рыболовстве…», наличие договора пользования рыбопромысловым участком дает им безусловное право на осуществление рыбопромысловой деятельности на этом участке.

Исходя из норм ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации и решения арбитражного суда Сахалинской области (дело № А59-4498/2013 от 21.01.2014г) рыболовецким предприятиям не запрещается использовать в 500-метровой охранной зоне спецтранспорт (автокраны, трактора, грузовые автомобили) для обслуживания ставных неводов, выгрузке и транспортировке рыбы-сырца.

Однако, с учетом приведенных выше норм федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации, в данном случае – Положения о Заказнике, с нашей точки зрения, возник «правовой парадокс» с искаженным правом осуществления промысла тихоокеанских лососей. Что предполагает со стороны прокуратуры и лесного ведомства возможную остановку работы этих предприятий.

Для сведения сообщаем, что руководством указанных предприятий проведена большая подготовительная к промыслу работа. Затраты на сегодняшний день составили порядка 150 млн. рублей. Приобретены невода, дели, канаты. Завезено 90 кунгасов с подвесными моторами, налажена спутниковая связь. На данных участках выставляется 25 ставных неводов с привлечением до 200 человек работающих.

Кроме этого, аналогичная ситуация обязательно коснется и родовых хозяйств коренных малочисленных народов Севера, рыбопромысловые участки которых также находятся на морском побережье Заказника.

Уважаемый Олег Николаевич, убедительно просим Вас, с учетом изложенного, в целях исключения срыва лососевой путины в Охинском районе поручить органам исполнительной власти Сахалинской области в срочном порядке провести анализ действующего законодательства по указанной проблематике. При необходимости – внести изменения в Положение о Заказнике в соответствии с нормами федеральных законов. Как временная мера, исключить на время прохождения путины, различного рода попытки по дестабилизации уже начавшегося промысла тихоокеанских лососей в указанном районе.

С. СЕНЬКО, председатель правления ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области».

Промысел лососей на самом севере Сахалина практически стартовал: первые косяки горбуши зашли в ставные невода, включая и те, что установлены в акваториях, прилегающих к полуострову Шмидта. Казалось бы, работающим здесь рыбакам-прибрежниками радоваться, да и только. Полные невода – достаток в доме до следующей путины, тем более что в нечетный год она обещает быть весьма уловистой. Однако на севере острова объявились силы, которые в нынешнем году вдруг резко выступили против промысла в северных акваториях Сахалина. Почему? Давайте разберемся спокойно и по порядку.

Помню, как в далеком 1978 году мы, островные журналисты, радовались, когда тогдашний председатель Сахалинского облисполкома Алексей Васильевич Шевцов подписал постановление о создании на полуострове Шмидта заказника регионального значения. И только потому, что к этому непосредственно приложили руку, точнее – перо: в районных и областных газетах, на радио и телевидении регулярно появлялись материалы о необходимости сохранения на определенной территории дикой природы в нетронутом виде. Полуостров Шмидта как нельзя лучше подходил для поддержания целостности естественных природных сообществ, сохранения и воспроизводства редких и исчезающих видов животных, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области. А также сохранения и воспроизводства ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении видов зверей и птиц: бурого медведя, дикого северного оленя, выдры, соболя, американской норки, рябчика и других. Перед заказником «Северный» также ставились задачи по охране среды мест обитания и путей миграций ценных охотничьих зверей и птиц, сохранения в естественном состоянии лесных и тундровых ландшафтов и ряд других. И без малого сорок лет эти задачи довольно успешно выполняются, оставляя для наших потомков возможность увидеть неповторимую островную природу в первозданном виде.

И все это время в прибрежных водах полуострова Шмидта рыбаки национального колхоза «Красная заря» вели промысел лососевых, в частности, в Сахалинском заливе. Ни в советские, ни даже в лихие девяностые годы проблем с прибрежным рыболовством здесь не возникало – территория заказника ограничивалась землями лесного фонда в кварталах 1 - 287 Охинского участкового лесничества, не «заезжая» на морские просторы. Более того, региональное управление Росрыболовства организовало здесь рыбопромысловые участки, которые в 2008 году были переданы в хозяйственную деятельность островным рыбопромышленникам на законном основании, с соблюдением всех юридических процедур. Причем, на промысловые участки были разбиты все аквавтории, прилегающие к полуострову Шмидта. Кроме ООО «НРК «Красная заря» и «Оха», о которых идет речь в обращении С. Сенько к О. Кожемяко, нынче у побережья полуострова Шмидта выставили невода родовые хозяйства «Музьво», «Улав», «Унгыш», «Ке-раф», а также ООО «Аури», ООО «Мыс Елизаветы», фермерское хозяйство В. Нуркенова. Еще раз подчеркну – на законных основаниях, ни на йоту не отступая от установленных правил.

Всё до нынешнего года в заказнике «Северный» шло нормально, как вдруг пошли обращения в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Рыбопромышленники, мол, наносят вред заказнику. С чего бы такой наезд на них?

Да все очень просто – по третьему закону Ньютона о силе действия и противодействия. Четыре года назад охинские рыбопромышленники взяли на себя новые функции – охрану нерестовых рек. В 2011 году ихтиологи, пытавшиеся обследовать нерестилища кеты в реках северо-запада Сахалина по заказу ООО «Оха», остались в живых, но едва успели унести ноги от встреч с лихими людьми, в наглую и безнаказанно заготавливавшими икру. На крупнейших реках района браконьерили с промышленным размахом, перегораживая реки сеткой «рабица». Уткнувшись в преграду, кета стояла стеной на многие километры. На соответствующее обращение в областные инстанции по поводу разгула браконьерства последовал совет-пожелание: «Раз вы промышляете лососевых в этом районе, так наведите порядок на реках, в которых они нерестятся». Так, ООО «Оха» взяло под свою опеку довольно крупные в районе реки Большая, Чингай, Лангры, ООО «Аури» достались Конги и Тумь, ну и далее по списку. Охинским рыбопромышленникам пришлось прибегнуть к помощи (на законной основе) крепких парней, имеющих право ношения оружия. И на реках района развернулся если не боевик, то действо, весьма близкое к нему. И по горельнику в трусах злоумышленники убегали, и своими руками вынуждены были разрушать самодеятельные забойки.

К прошлому году браконьерство в промышленных масштабах в реках Охинского района было ликвидировано. А в нынешнем году этому явлению пришел конец и на полуострове Шмидта. Крепкий удар по любителям легкой наживы, чувствовавшим в заказнике «Северный», как у себя дома, нанесло все то же ООО «Оха». Предприятие решительно закрыло «белое пятно» на крайнем северо-востоке Сахалина, где прежде невода не выставлялись. Для этого в 2015 году было закуплено 100 кунгасов, 100 подвесных моторов, более 500 километров канатов, 140 ставных неводов, членами бригад прибрежного лова стали более 250 рыбаков – преимущественно сахалинцев. В итоге полуостров Шмидта оказался с трех сторон прикрыт законопослушными промысловиками, крепко-накрепко ставшими на пути браконьеров.

Могла ли понравиться последним такая настойчивость и целенаправленность рыбаков-профессионалов? Да нет, конечно. В ответ на активное освоение акваторий, прилегающих к самому северному Сахалину, под предлогом, якобы, сохранения природы и неприкосновенности заказника была предпринята информационно-эпистолярная атака на охинских рыбопромышленников. То, что в нее были вовлечены некоторые островные СМИ, на совести наших коллег. Эмоции эмоциями, но есть суть дела, опирающаяся на требования закона. Основной сыр-бор идет вокруг временных построек для проживания рыбаков и размещения грузов, которые находятся практически у кромки воды, вдоль границы областного заказника. Кстати будет сказать, что временные постройки на береговой линии размещены в соответствии с требованиям ст.6 Водного кодекса РФ и п.9 Положения «Об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР», утвержденного постановлением Совета Министров СССР № 1045 (действующим в настоящее время). Впрочем, не будем отбирать хлеб у юристов, которым из-за «пробелов» в постановлении о заказнике «Северный» есть над чем копья ломать.

Но одно дело теоретические вопросы, дискуссии, другое – когда по живому телу. Если, как в кошмарном сне, должностные лица, откровенно перестраховываясь, примут решение о запрете размещения рыболовецких станов на береговой линии на границах заказника «Северный», то предприятия будут вынуждены полностью прекратить здесь добычу водных биоресурсов. В итоге без заработка (считай, средств к существованию) окажутся более 400 рыбаков, включая представителей коренных малочисленных народов Севера. Но это вершина айсберга. Каждый работающий в море обеспечивает семь-восемь рабочих мест на берегу. Плюс к этому налоги в бюджеты различных уровней, отчисления в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. О дешевой рыбе для земляков: дав по рукам охинским рыбопромышленникам, ждать, что жителей севера Сахалина обеспечат ею рыбаки с юга острова, как-то не приходится. Любую же социальную напряженность легче гасить, действуя на упреждение

Наконец, о продовольственной безопасности. Будут лишними или нет в этой связи около 15 тысяч тонн экологически чистой горбуши и кеты, которые в нынешнюю путину намерены взять рыбаки-прибрежники у полуострова Шмидта? Ответ на вопрос однозначен.

А еще очевидно, что положение о заказнике «Северный» требует корректировки, которая бы четко прописала возможность использования береговой полосы для временного жилья рыбаков и хранения снастей, и продуктов питания. Полагаю, медведи от этого в глубине полуострова Шмидта шибко не пострадают. И отдыхающие на пролете птицы с курса не собьются.

При самом же неблагоприятном развитии ситуации прекращение законного лова в акваториях полуострова Шмидта полностью развяжет руки браконьерам для ведения здесь преступной добычи лосося. Разумней и рачительней оставить заказнику «Северный» надежных защитников. На реках Охинского района они зарекомендовали себя на «отлично».

Евг. БЕЛОВИЦКИЙ. «Рыбак Сахалина» № 29 от 23 июля 2015 г.