Газета "Рыбак Сахалина"
14 января 2016 года

​Сезон наваги

Есть несколько видов рыб, которые у многих сахалинцев вызывают, так сказать, сезонный ажиотаж. Это лосось – преимущественно сима и горбуша, а также корюшка и первая рыба любого нового года – навага. Речь идёт не только о любителях-рыболовах, но не в меньшей степени об обычных едоках. Многие из них начинают мысленно ощущать вкус этой рыбы задолго до начала промысла. И, чтобы сбить охотку, готовы платить жадным торгашам-перекупщикам за свежую рыбу хорошие деньги. Но отчего-то за эти высокие цены ругают профессиональных рыбаков, которые, как говорится, здесь вообще не при делах: они не виновны в том, что перекупщики, закупив улов по очень щадящим ценам, взвинчивают их в несколько раз.

Сейчас как раз начался сезон наваги. Мало кому в областном центре удалось уже попробовать рыбу из нового «урожая»: та, что продавалось во время новогодних каникул, преимущественно прошлогодняя, выдаваемая за свежую. Потому что первые уловы в заливе Терпения рыбаки взяли только 10 января: рыболовецкий колхоз «Дружба» добыл порядка 40 тонн, зверосовхоз «Поронайский» – 50, макаровское ООО «Рыбак» – 10 тонн.

Было время, когда навагу начинали здесь изымать ещё в декабре. Но гидрология менялась, и первые уловы стали поднимать на борт то 2-го, то 3-го января. А в последние три года рыбаки вообще начинали промысел наваги и 9-го, и 10-го, и 11-го числа. В этом году малые рыболовные сейнеры ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области», которые вылавливают примерно 70 процентов квот наваги Восточно-Сахалинской подзоны, выходили в залив на поиск рыбы с 3 января – и ничего не находили. И только 10 января, когда температура воды понизилась до необходимой наваге, в районе Владимирова и Невского нащупали небольшие разрозненные скопления.. «И до сих пор, – сказал заместитель председателя правления АСРКС А. Н. Макаров, – больших скоплений наваги мы не наблюдаем, она до сих пор разрежена, что, скорее всего, связано с температурным режимом. Надеемся, что за эти стоящие сейчас низкотемпературные дни произойдёт перелом, и промысел начнётся по-настоящему. Вместе с тем, – продолжает Александр Николаевич, – мы озабочены ситуацией, что при температуре ниже минус 20 градусов и отсутствии ветра у нас начинает образовываться поверхностный лёд, который называется «нилас». Этот лёд очень опасный: если зайдёшь в него, очень трудно выйти в одиночку. И поэтому суда ходят сейчас большой группой и в сопровождении буксира. Одновременно с этим наблюдаем ледовую обстановку в Охотском море. В этом году она по сравнению с прошлым более сложная, и 9-10-бальный паковый лёд вошёл уже в залив Терпения и подошёл к Долинке. И если, не дай бог, придёт какой-то циклон и даст юго-восточный или восточный ветер, то он запакует нам залив Терпения. Так что ситуация сейчас создалась не очень комфортная». Внимание, которое уделяется у нас наваге, не случайно. Это серьёзный ресурс и для Сахалинской области, и для наших дальневосточных соседей. Это первая зимняя рыба, которая нужна и как подпитка промышленных предприятий. Доход от неё рыбацким предприятиям небольшой – рыба эта недорогая и по праву считается народной (а если кто недоволен розничными ценами на неё, то, повторю, все претензии только к торговле, которая не умеет и не хочет жить за счёт оборота, как, например, в Японии и других цивилизованных странам, а предпочитает большой хапок). Но, тем не менее, и небольшие деньги лишними не бывают. Навага важна ещё и тем, что в период межсезонья, когда до основной, лососёвой, путины, ещё далеко, обеспечивает местному населению, работающему в рыбной промышленности, хоть и небольшой, но заработок.

В былые времена в Восточно-Сахалинской подзоне добывалось примерно 14 тысяч тонн наваги. Затем рыбу вывели из ОДУ, и вылов скатился до трёх тысяч тонн. Запас её был подорван тем, что одновременно на промысле в заливе Терпения находилось до 36 сейнеров – поскольку общедопустимый улов не устанавливался, сюда на добычу нашего сахалинского ресурса пришли приморцы со своими судами, число которых более чем вдвое превысило количество сахалинских сейнеров, коих насчитывается сейчас 15 штук: десять в рыбколхозе «Дружба», три – у макаровского ООО «Рыбак» и два – у поронайского зверосовхоза.

Учитывая эту негативную ситуацию, ассоциация «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» предприняла немало усилий на всех уровнях, чтобы этот ресурс опять ввести в ОДУ и таким образом снизить количество работающих на промысле судов, исключить из него пришлые суда и уменьшить прессинг на идущую на нерест рыбу, сохранить популяцию.

Уже зимой 2015 года навага снова была в ОДУ, и это дало несомненный положительный результат. Если год назад объём промышленного изъятия для сахалинцев в Восточно-Сахалинской подзоне был определён в 4387 тонн, то уже в нынешнюю путину – с учётом бережного ведения промысла – его увеличили до 5540 тонн. Это говорит о том, что запасы наваги восстанавливаются.

С введением наваги в ОДУ отпали и продолжавшиеся в течение многих лет споры о том, сколько процентов рыбы добывать активным способом, сейнерами, а сколько оставить на пассивный, подлёдный: то ли 10, то ли 20. Исчезли и обиды на то, что суда выловили весь рекомендованный к вылову объём и ничего на оставили на добычу вентерями. Теперь каждый участник путины, имеющий доли квот, сам решает, чем ему удобнее и выгоднее вести промысел, – активным или пассивным способом.

В. ЗЕМЛЯНСКИЙ, «Рыбак Сахалина» № 1 от 14 января 2016 г.