Госсовет 2015

15 февраля 2016 года
Заместитель министра – начальник управления по рыбному хозяйству Архангельской области Олег ЗАБОЛОТСКИЙ

Олег Заболотский: Интересы региона и рыбаков – приоритет правительства Поморья

Представители рыбацкого региона – Архангельской области – активно участвуют в формировании будущих правил работы отрасли. Поле деятельности обширное, ведь как раз сейчас идет подготовка важнейших изменений законодательства. Вопросы требуют тщательного подхода, подчеркнул на октябрьском заседании президиума Госсовета губернатор Игорь Орлов. У региона – четкая позиция по предоставлению предприятиям квот вылова, по регулированию различных видов рыболовства, прежде всего – «прибрежки» с ее особым социально-экономическим значением. Подробнее об этом в интервью Fishnews рассказал заместитель министра – начальник управления по рыбному хозяйству Архангельской области Олег Заболотский.

– Олег Николаевич, как сейчас обстоят дела в рыбном хозяйстве региона? Удается ли добиться положительной динамики в уловах? Развиваются ли предприятия в сфере рыболовства и смежных отраслях?

– Добыча основных видов водных биоресурсов в 2015 году в рамках судового океанического промысла осуществлялась в плановом режиме. Предприятия Архангельской области освоили выделенные квоты на уровне предыдущего года: выловлено 150 тыс. тонн. Квоты по таким видам ВБР, как палтус, скумбрия, мойва, атлантическая сельдь, выбраны на 100%, по треске и пикше – на 95%, что является хорошим показателем.

В пресноводных водоемах Архангельской области и в Белом море в 2015 году добыто 1183 тонны биоресурсов, в том числе 905 тонн морских водорослей.

Необходимо отметить увеличение в прошлом году количества судозаходов с продукций морского промысла в порт Архангельска. Рыбную продукцию доставили 47 судов, в том числе 15 – продукцию прибрежного рыболовства. Всего поставлено 16,8 тыс. тонн продукции из водных биоресурсов, в том числе 3,85 тыс. тонн продукции прибрежного рыболовства. За счет таких объемов удалось удовлетворить потребности населения региона.

У рыбодобывающих предприятий Поморья есть потенциал по наращиванию объемов вылова. В случае увеличения общего допустимого улова и, соответственно, выделенных рыбодобывающим предприятиям области квот, возрастут объемы добычи и рыбопереработки.

– Сегодня в приморских регионах часто говорят о проблеме перерегистрации предприятий, имеющих прибрежные квоты.

– Здесь уместно вспомнить историю прибрежного рыболовства, ведь оно возникло не сразу. Был период, когда такая категория в российском законодательстве вообще отсутствовала. Потом в конце 90-х – начале 2000-х от промышленного рыболовства стали выделяться объемы на «прибрежку», причем небольшие. И субъекты Федерации выступали в первую очередь за эти объемы, фактически их формировали. Потому что нужно было обеспечивать рабочие места для людей. Прибрежное рыболовство стало поддержкой именно для удаленных приморских поселков. Изначально «прибрежка» создавалась именно для этого.

Прошли годы. Внимание привлекли два момента. Во-первых, что прибрежная квота мала – надо больше. А во-вторых, что рыбная отрасль в целом не развивается, очень большой объем серого и черного рынка. И, собственно говоря, государство ввело долевой принцип закрепления долей квот и увеличило, при активной позиции приморских субъектов Российской Федерации, объемы для «прибрежки». Что в результате получили компании? У них появилась стабильность, они смогли кредитоваться, вышли из тени, начали платить налоги.

Следующий этап – группа лоббистов говорит: «А почему должна быть регистрация в определенном регионе? У нас единое экономическое пространство. Связь с прибрежным субъектом Федерации теряется, но мы же платим налоги – больше мы ничего не должны». Но так не пойдет, ведь ресурс государственный и выделяется он под определенные цели. А целью прибрежного рыболовства, еще раз подчеркну, с точки зрения государства всегда была поддержка уязвимых территорий, их развитие. И реформы привели к тому, что, с одной стороны, мы получили бизнес, который крепко стоит на ногах, но с другой – стал забываться социальный аспект. Некоторые стали перерегистрироваться в центральных регионах, потому что так удобнее.

Поэтому наша позиция – чтобы прибрежные квоты в первую очередь сохранялись за теми предприятиями, которые сегодня зарегистрированы на территории Архангельской области. Поморские колхозы несут огромную социальную нагрузку: создают рабочие места, в качестве дополнительной деятельности занимаются сельским хозяйством. Рыбный промысел рентабелен и вытаскивает за собой всю «социалку». Если колхозы уйдут из региона, это приведет к очень серьезным негативным последствиям.

– Есть еще вопрос: куда должна доставляться рыба, добытая при прибрежном рыболовстве, – в регион, по квоте которого работает прибрежник, или в любой приморский регион РФ. Насколько это остро?

– Здесь подход должен быть гибким. Есть летний период, когда суда могут зайти в порт нашего региона и выгрузить улов. А есть зимний период, с неблагополучной ледовой обстановкой. И в это время можно выгрузиться в Мурманске или другом порту, а обязательная доставка в Архангельскую область – в летний период. Заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов проводил у нас совещание, с прокуратурой разбирали эту ситуацию.

Мы, конечно, за то, чтобы везли рыбу на архангельский берег, но нельзя забывать о здравом смысле, безопасности мореплавания. Поэтому всегда говорим: на федеральном уровне необходимо закладывать базовые основы. Специфику должны определять субъекты РФ, потому что здесь, на местах, виднее. На Сахалине, Камчатке – свои нюансы, на Каспии – свои. Даже в нашем Северном бассейне каждый регион – Мурманская, Архангельская области, Карелия, НАО – имеет свою специфику. А мы хотим сделать унифицированный федеральный закон, который бы учитывал интересы всех. Это сложно представить.

– Отечественная экономика сейчас оказалась в непростом положении. Бизнес нуждается в стимулах. Какими мерами поддержки могут в 2016 году воспользоваться предприятия рыбохозяйственного комплекса Архангельской области?

– Рыбодобывающие предприятия Архангельской области, осуществляющие океанический промысел, самодостаточны. Они наделены долями квот до 2018 года, ежегодно осваивают их на собственных или арендованных судах. Прибыль предприятия распределяют по своему усмотрению, в том числе на модернизацию и строительство судов рыбопромыслового флота. При умелом планировании бизнеса, меры господдержки не требуют значительных финансовых затрат. В качестве примера следует привести Архангельский траловый флот, который после приватизации в 2014 году не только остался на плаву, но и показывает неплохие финансовые результаты без поддержки со стороны государства. У компании имеется план развития, увеличиваются объемы рыбопереработки, развивается судоремонтное производство. Рыбодобывающие предприятия на сегодняшний день от государства ждут установления порядка распределения квот после 2018 года, чтобы иметь возможность планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу. Отстаивание интересов региона и рыбацкого сообщества является приоритетным направлением деятельности правительства Архангельской области.

В Поморье развивается такое направление, как аквакультура (рыбоводство). Именно это направление в настоящее время требует финансовой поддержки государства. Товарное выращивание рыбы в условиях импортозамещения позволит насытить внутренний рынок нашего региона качественной рыбной продукцией. Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области на 2016 год запланировало мероприятия по выделению грантов на развитие производства предприятиям аквакультуры в общем объеме 3 млн. рублей. При этом интенсивное развитие аквакультуры не должно стать самозабвенной целью, стремлением кого-то «догнать и перегнать» по объемам выращивания. Здесь важен предосторожный подход, когда экология стоит на первом месте. Прежде всего необходимо обращать внимание на сохранение и рациональной использование естественных популяций водных биологических ресурсов, в том числе во внутренних водоемах.

– В рамках выполнения поручений президента к 18 января федеральные ведомства совместно с регионами должны были рассмотреть вопрос о целесообразности единого промыслового пространства. Тема непростая и для приморских территорий важная. Какую позицию высказала Архангельская область?

– Вопрос целесообразности установления единого промыслового пространства был одним из основных на заседании президиума Госсовета. Позиции правительства Архангельской области и рыбацкого сообщества региона здесь общие – установление единого промыслового пространства нецелесообразно, необходимо оставить «исторический принцип» распределения долей квот, сохранить закрепленные за рыбодобывающими предприятиями пропорции промышленных и прибрежных долей квот. При этом обязательно должно быть скорректировано действующее законодательство в части государственного регулирования прибрежного рыболовства с учетом особенностей регионов. «Исторический принцип» закрепления долей на долгосрочной основе должен оставаться базовым подходом определения дальнейшей судьбы отрасли при условии соблюдения интересов государства и рыбаков.

– Вы упомянули изменение законодательства – что имеется в виду?

– В федеральном законе должна быть отсылочная норма, согласно которой оперативное регулирование промышленного рыболовства в пресноводных водоемах, «прибрежки», спортивно-любительской рыбалки, промысла КМНС передается на уровень региона. Ведь у каждой территории, как я уже говорил, своя специфика. Соответствие действий на местах федеральному законодательству может отслеживать прокуратура, компетентные органы. Надзор ведь никто не отменял. На федеральном уровне могут быть установлены критерии, целевые индикаторы – это даже необходимо сделать. Но должны быть реальные условия, а не профанация. Сегодня есть и избыточное администрирование, и дублирование полномочий.

Регионы смогут получить реальные рычаги влияния на процесс, и не просто чтобы поуправлять – для того чтобы достичь определенных целей развития территории.

– В ноябре вы сообщили, что власти Архангельской области ставят перед собой задачу разработать региональную программу по постройке судов на отечественных верфях. Какие шаги предприняты в этой направлении? Какова в целом в регионе ситуация с обновлением и модернизацией рыбопромыслового флота?

– Задача модернизации и строительства рыбопромыслового флота была обозначена как одна из ключевых в существующей государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013-2020 годы, подпрограмме «Развитие рыбохозяйственного комплекса». По итогам заседания президиума Госсовета президент Владимир Путин поручил Правительству РФ внести в законодательство изменения, предусматривающие выделение до 20% квот добычи на инвестиционные цели – закупку новых судов рыбопромыслового флота, построенных на отечественных верфях, и создание объектов рыбопереработки. На основании этого в декабре 2015 года были внесены соответствующие изменения в подпрограмму развития рыбохозяйственного комплекса Архангельской области. Это обусловлено еще и тем, что у нашего региона есть несколько условий, выгодно выделяющих его среди других субъектов РФ.

ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» при взаимодействии правительства и рыбодобывающих организаций области в 1998, 2002 и в 2014 годах построило средние рыболовные траулеры проекта 50010. Этот положительный опыт может быть рассмотрен как один из базовых вариантов строительства рыбацких судов на российских верфях. Есть проект судна, прошедший апробацию, опытную эксплуатацию – это позволяет существенно удешевить приобретение (строительство) нового флота. Нужно отметить, что построенные по отечественному проекту суда успешно используются областной компанией.

Старение рыбопромыслового флота в последние годы стало одной из ключевых проблем рыбохозяйственного комплекса Поморья. На балансе добывающих организаций в Архангельской области в 2012 году было 34 рыболовных судна, к 2015 году их количество сократилось до 19. Износ флота – свыше 80%, большая часть судов эксплуатируется сверх нормативного срока службы. За последние 15 лет в Архангельской области построено только 3 новых рыбопромысловых судна (в 1999 году – «Ягры», в 2002-м – «Архангельск», в 2015-м – «Койда-2»). Однако, учитывая последние тенденции к изменению законодательства, крупные рыбопромышленники готовы вкладываться в строительство новых судов на российских верфях. Это положительно повлияет на отрасль в целом.

Маргарита КРЮЧКОВА, Fishnews

Февраль 2016 г.