Крупным планом

11 января 2016 года
Госсовет и не только

Госсовет и не только

Традиционно в начале нового рабочего сезона Fishnews публикует обзор самых ярких событий и важных тем минувшего года. За ситуацией в рыбном хозяйстве следят не только профессионалы отрасли, но и широкая общественность.

Самое ожидаемое событие

Больше всего внимания, пожалуй, было приковано к заседанию президиума Госсовета. Громкой оказалась подготовка к мероприятию. С этой целью была создана специальная рабочая группа, ее руководителем стал глава Сахалинской области Олег Кожемяко. В состав вошли представители всевозможных федеральных ведомств, бизнеса, науки, региональные власти – список обширный, 78 человек.

Особый резонанс приобрела разработка доклада о положении дел и перспективах отрасли. Ведь все ближе время, когда промысловые квоты распределят на новый срок, и нужно решить, по каким принципам будет предоставляться право на вылов.

Рыбацкие объединения в процессе подготовки к заседанию не раз сетовали на то, что их мнение не учитывается, и активно выступали в защиту «исторического принципа» распределения квот. В сентябре в Москве прошло координационное совещание руководителей предприятий, союзов и ассоциаций рыбного хозяйства России, по итогам встречи было подготовлено обращение к президенту.

Ведомства тем временем с энтузиазмом предлагали свои варианты схем предоставления права на вылов.

Планируемые дата и место заседания президиума Госсовета до последнего менялись, были варианты, что мероприятие состоится в одном из прибрежных регионов, но в итоге решено было собраться 19 октября в столице.

Открывая заседание, президент Владимир Путин отметил, что главная цель встречи – определить меры по наполнению рынка РФ качественной и доступной по цене отечественной рыбопродукцией. Глава государства ситуацию в отрасли раскритиковал и заявил, что рыбаки крепко стоят на ногах, а потому должны вкладывать средства в прибрежную инфраструктуру, переработку и флот.

«Квоты в обмен на инвестиции» и стали одной из ключевых тем заседания. Обратили внимание выступающие на вопросы прибрежного рыболовства, в меньшей степени – аквакультуры. Руководитель ФАС Игорь Артемьев, как водится, говорил об иностранном влиянии в рыбном промысле, «квотных рантье» и даже назвал рыбное хозяйство «отраслью картелей» (в торговых сетях таковых пока не нашли, но среди самих рыбников «они есть везде, где только можно», заявил глава ведомства). Активно высказывались по вопросам доставки рыбопродукции с Дальнего Востока в центральные регионы страны. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев поднял тему госзакупок отечественной рыбопродукции (поручений тут было много, но точка до сих пор так и не поставлена).

9 ноября Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам заседания президиума Госсовета. Судя по этому списку, отрасль ждут серьезные перемены. Срок действия договора о закреплении долей квот добычи должны увеличить до 15 лет. При этом 20% квот планируется предоставлять «на инвестиционные цели» – закупку новых рыбопромысловых судов с российских верфей, строительство объектов рыбопереработки.

Изменения предусматриваются и в налоговой сфере – в системе расчета сбора за пользование ВБР, в применении единого сельхозналога. Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, кстати, уже представила исследование налоговой нагрузки на предприятия отрасли и предложения по реализации поручений президента.

Правительству также поручили совместно с регионами проработать вопрос о целесообразности единого промыслового пространства. Кроме того, в перечень вошли задачи по развитию портовой инфраструктуры, транспортировке рыбопродукции и борьбе с картелями, по вопросам рыбной торговли и т.д.

Правда, с выполнением самого, казалось бы, простого поручения – созданием правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса – несколько подзатянули. Положение о новом органе было утверждено только в конце декабря.

Отраслевое законодательство – новые обсуждения

В 2015 году Минсельхоз и подведомственное ему Росрыболовство продолжали выдвигать инициативы по изменению закона о рыболовстве. Самые разные варианты предлагались по регулированию «прибрежки»: например, отказаться от перегрузки уловов и производства продукции на судах при осуществлении этого вида рыболовства, затем – что уловы в замороженном виде должны доставляться на заводы из специального перечня. Важнейшая новация – отказаться от привычной классификации, перейти к единому промысловому пространству и выделять «квоты в морских водных объектах» для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства. А еще – обеспечить при расчете лимитов для «прибрежки» повышающий коэффициент. Реакция в рыбацком сообществе и прибрежных регионах оказалась неоднозначной.

Весь прошлый год мы также часто писали о критике, которую вызвало в отраслевых объединениях предложение Росрыболовства о «квотах господдержки» для предприятий, имеющих новые суда с российских верфей. Реализация идеи ни к чему хорошему не приведет, развитие отечественного судостроения нужно осуществлять иными методами, заявляли в рыбацком сообществе.

В поддержку нового вида квот выступила «Русская рыбопромышленная компания»: она заявила о готовности построить на отечественных верфях 15 судов, запросив в качестве стимула право на вылов 300 тыс. тонн минтая.

Активно критиковал существующую систему распределения квот вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. При этом, правда, он отмечал, что существующую систему нужно не ломать сразу, а «эволюционно менять». Для обсуждения вопросов развития рыбохозяйственного комплекса при вице-премьере – полпреде был создан специальный консультативный совет.

Министерство по развитию Дальнего Востока предложило предусмотреть, что доли квот пользователь сможет получить на 3, 10 или 20 лет – в зависимости от тех обязательств, которые он на себя возьмет. Со своими инициативами по распределению лимитов вновь выступала и Федеральная антимонопольная служба.

В итоге после заседания президиума Госсовета Правительству было поручено обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих выделение до 20% квот на инвестиционные цели. Уже до 17 февраля Минпромторг, Минсельхоз, Минвостокразвития, Росрыболовство и ОСК должны подготовить сводный план размещения заказов на строительство рыбопромыслового флота на российских верфях.

Как рассказал ранее глава Росрыболовства Илья Шестаков, предполагается выделять до 5% лимитов на стимулирование строительства объектов переработки, остальные 15% – на поддержку судостроения. Руководитель ведомства также сообщил в декабре, что рассматривается два варианта: «построил судно – получи квоту» либо реализация долей квот на аукционе с условием дальнейшей постройки судна.

Смена министра

В апреле 2015 года Минсельхоз возглавил Александр Ткачев, ранее руководивший одним из ключевых аграрных регионов страны – Краснодарским краем. На рабочей встрече после назначения президент особо выделил необходимость замещения импорта. Новый министр, в свою очередь, пообещал сделать все, чтобы сельское хозяйство было на подъеме.

Николай Федоров, возглавлявший министерство с 2012 года (а именно тогда рыбная отрасль вернулась в ведение Минсельхоза), был назначен советником президента, а затем перешел в Совет Федерации, в настоящее время – первый заместитель председателя СФ, член Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

В этом году в публичном пространстве опять возникла тема: какое место в системе госорганов отводится Федеральному агентству по рыболовству. В августе о возможном возвращении ведомства в прямое подчинение Правительству сообщила газета «Коммерсант». Затем тема переподчинения Росрыболовства поднималась в СМИ в контексте реформирования всей системы федеральных органов исполнительной власти. Однако изменений так и не произошло.

Пограничные вопросы

11 января вступил в силу федеральный закон, который позволяет отечественным судам, работающим в рыбной отрасли, неоднократно переходить через госграницу в уведомительном режиме. Раньше для неоднократного пересечения границы без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля требовался специальный документ – разрешение пограничных органов. Рыбопромышленники не один год добивались снятия этого барьера. И вот, наконец, усилия увенчались успехом.

Однако нужна подзаконная база. Да и в целом в сфере пограничного контроля осталось немало вопросов: об ограничении работы маломерного флота в темное время суток, проходе Первым Курильским проливом и т.д. Запомнился 2015 год и новыми обращениями отраслевых ассоциаций по проблеме контрольных пунктов (точек).

В ноябре Росрыболовство и Погранслужба ФСБ России утвердили План мероприятий по решению проблемных вопросов, оказывающих влияние на эффективность рыболовства и осуществление госконтроля в сфере охраны морских биоресурсов – чтобы определить сроки и ответственных за выполнение поставленных задач. Правда, у рыбацкого сообщества возник целый ряд замечаний к этому документу.

Снятие «ветеринарных» барьеров

Серьезные дискуссии шли при подготовке поправок в закон о ветеринарии. Тот документ, который получился, по оценкам экспертов, учел важнейшие для рыбной отрасли моменты. Предусмотрено: если результаты мониторинга ветеринарной безопасности районов добычи говорят о соответствии водных биоресурсов требованиям, ветеринарно-сопроводительные документы на такие уловы ВБР оформляются без лабораторных исследований. Закреплен принцип выписки ветеринарно-сопроводительных документов на безвозмездной основе. Должен быть предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для проведения лабораторных исследований продукции животного происхождения.

Но вот как эти положения будут реализовываться на практике? Ведь закон – одно дело, но не появятся ли новые барьеры «благодаря» подзаконным актам? Так, проект постановления, утверждающего порядок мониторинга ветеринарной безопасности районов добычи водных биоресурсов, успел вызвать серьезные вопросы в бизнес-сообществе.

Новый поворот произошел по итогам заседания президиума Госсовета: президент поручил Правительству обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих осуществление ветеринарного надзора исключительно в районах добычи водных биоресурсов.

Опрошенные эксперты считают: речь идет о том, чтобы осуществлять мониторинг ветеринарной безопасности районов промысла, а дальше, если все в порядке, барьеров для рыбы и морепродуктов быть не должно.

Здесь вновь могут потребоваться изменения закона о ветеринарии, полагают специалисты. Не будем забывать и о том, что на смену документу от 1993 года рано или поздно должен прийти новый закон о ветеринарии.

В 2015 году вступил в силу и резонансный приказ Минсельхоза от 17 июля 2014 года № 281, регламентирующий оформление ветеринарно-сопроводительных документов. Однако уже в декабре стартовали публичные консультации по проекту нового правового акта.

Продление эмбарго

Представители рыбодобывающей отрасли, говоря спустя год о последствиях продовольственных санкций, отмечали, что запрет положительно отразился на объемах поставок отечественной продукции – увеличилось поступление на внутренний рынок тихоокеанских лососей и сельди. Хотя звучали и более осторожные оценки: что для адекватных выводов нужен более тщательный анализ по группам товаров.

Кроме того, все понимают: запретом импорта многочисленных проблем, стоящих перед отечественным производителем, не решить. Когда эмбарго только ввели в 2014 году, было много совещаний в верхах, но вопросы доставки рыбопродукции с Дальнего Востока в центральные регионы остаются. Да и административных барьеров по-прежнему хватает.

Летом ограничения на поставки продовольствия (в том числе определенных категорий рыбных товаров и морепродуктов) из США, Норвегии, Канады, Австралии и стран ЕС продлили до 5 августа 2016 года включительно. Был скорректирован перечень попадающих под эмбарго товаров. В частности, из этого списка исключили мальков форели (Oncorhynchus mykiss), молодь (спат) устриц и мидий.

Пополнился и перечень стран, на которые распространяются санкции: в него попали Албания, Черногория, Исландия, Лихтенштейн и Украина.

С 6 августа ввезенные на территорию РФ сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, попадающие под эмбарго, подлежат уничтожению.

Когда должно было выйти постановление Правительства РФ о товарах из Турции, на ввоз которых будет действовать запрет, в СМИ появилась информация, что в списке попадет и рыба, однако в итоговом перечне ее не оказалось.

Закрытие дрифтера

Запрет добычи лососей дрифтерными сетями стал событием, которое привлекло внимание далеко не только специализированных СМИ. Законопроект о закрытии промысла был внесен в Госдуму группой парламентариев в декабре 2014 года, а уже 10 июня 2015-го нижняя палата приняла закон.

Согласно тексту законопроекта к первому чтению, запрет распространялся только на промышленное и прибрежное рыболовство, однако затем предусмотрели также закрытие рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях. Предложение отложить вступление закона в силу до 1 января 2020 года депутаты не поддержали, и теперь, с января 2016 года, поправки уже действуют.

Запрет касается не только российских пользователей, но и судов Японии, которые ранее осуществляли дрифтерный промысел в исключительной экономзоне РФ на основе межправсоглашения от 12 мая 1985 года. Японская сторона, вполне ожидаемо, в восторг от запрета не пришла. Один из авторов законопроекта, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, когда поправки только одобрили, заявила журналистам, что соглашение, по которому работали японские рыбаки, не денонсируется, «только они должны ловить рыбу цивилизованным способом».

Рыбаки задействованного в дрифтерном промысле острова Хоккайдо попросили помощи у правительства Японии, и уже к концу года в СМИ появились сообщения, что власти обеспечат компенсацию.

А вот у российских пользователей такой определенности нет. Представители предприятий неоднократно поднимали вопрос: предложит ли государство альтернативу, ведь в свое время оно гарантировало право на вылов до 2020 года? К чему им нужно готовиться? Что будет с договорами о закреплении долей квот? Fishnews продолжит следить за резонансной темой.

Также среди самых ярких событий 2015 г. нам запомнилось начало реализации программы «Доступная рыба» по инициативе властей Сахалинской области (работа ведется в комплексе: от мер по снижению цен на товары из водных биоресурсов до развития любительского рыболовства). Вышли новые правовые акты в рамках закона об аквакультуре, была утверждена отраслевая программа по развитию товарного рыбоводства. В законодательство внесли поправки по осуществлению рыболовства в открытом море, а Россия и США наконец заключили соглашение о борьбе с ННН-промыслом.

Маргарита КРЮЧКОВА, главный редактор интернет-портала Fishnews . ru

Январь 2015 г.