Официально

02 апреля 2009 года

Выступление заместителя председателя Комиссии Совета Федерации Бориса Сорокина

на общем собрании Ассоциации добытчиков минтая 24 марта 2009 г.

Уважаемые коллеги!

Во-первых. Разрешите мне от имени Совета Федерации и Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике поприветствовать Вас и пожелать плодотворной работы.

Очень приятно вновь встретиться здесь на столь представительном мероприятии, которое по традиции проводит Ассоциация добытчиков минтая. Видя, знакомые лица, зная людей не понаслышке, я понимаю, что здесь собрался весь цвет рыбной отрасли настоящих и прошлых лет.

В своём выступлении я бы хотел затронуть тему технического регулирования, а именно поговорить о проекте федерального закона «Технический регламент «Пищевая продукция из водных биоресурсов», который был принят в первом чтении Государственной Думой 23 января 2009 года.

Принятие проекта федерального закона «Технический регламент «Пищевая продукция из водных биоресурсов» вызвано необходимостью выполнения требований Федерального закона “О техническом регулировании” № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года.

Сегодня, в Совет Федерации, в Государственную Думу поступают письма и заявления о том, что при разработке проекта федерального закона не были соблюдены нормы, установленные названным выше Федеральным законом, а именно – не было проведено публичное обсуждение, не была проведена экспертиза законопроекта и т. д.

Смею Вас заверить, что это не так.

В результате публичного обсуждения первоначальных документов в 2004-2005 году было получено в общей сложности 325 замечаний и предложений от 56 предприятий и организаций.

18 июня 2007 года состоялось совещание у руководителя Федерального агентства по рыболовству (Крайний А.А.), где присутствовали руководители агентства и представители других организаций.

В августе 2007 года проект технического регламента поступил в аппарат Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, где усилиями работников аппарата были произведены редакционные правки, чтобы он принял форму законопроекта.

Одна из важных проблем, которую необходимо было решить с принятием данного законопроекта, являлось устранение дублирующих процедур при контроле (надзоре).

Сегодня государственный надзор за безопасностью продукции и условиями производства в рыбной промышленности осуществляют одновременно несколько органов исполнительной власти различного уровня, многократно дублирующие функции друг друга. Причём часть их услуг оказывается на платной основе, а результатом работы являются разного рода удостоверения, заключения, акты экспертизы, подтверждающие один и тот же факт.

То есть складывается такое впечатление, что дополнительно к действующему государственному контролю добавляется контроль со стороны Росрыболовства и этот факт нас не мог не обеспокоить.

19 февраля проведено заседание ВАРПЭ с участием представителей всех регионов отрасли.

Сделаны следующие основные выводы:

во-первых: выявлены принципиальные противоречия между Росрыболовством и представителями рыбохозяйственных предприятий в части государственной регистрации производственных объектов и транспортных средств, с присвоением им регистрационного номера и внесением их в рыбохозяйственный реестр.

во-вторых: проект федерального закона содержит множество норм, излишне детализирующие технологические процессы производства продукции и которые носят форму ведомственных инструкций.

в-третьих: законопроект нуждается в существенной юридико-технической доработке с учётом замечаний высказанных при его принятии в первом чтении.

В результате Советом Федерации были подготовлены поправки в проект федерального закона, которые содержат следующие основные моменты:

1. В поправках к законопроекту учтены замечания Государственно-правового управления Президента Российской Федерации и Правового управления Государственной Думы, Отдела законодательной техники и систематизации законодательства Государственной Думы.

2. Понятийный аппарат законопроекта изложен в систематизированном, обобщенном виде и согласуется с терминами и понятиями, используемыми в действующих законодательных актах.

3. Из текста законопроекта после первого чтения устранены предписания и нормы, носившие характер ведомственных инструкций.

4. Из законопроекта исключены не предусмотренные действующим законодательством положения и нормы, дающие право Росрыболовству ввести новую дополнительную форму административного контроля за процессами производства, перевозки, хранения продукции. В предыдущей редакции за Федеральным агентством по рыболовству устанавливалось право каждому виду производства продукции и связанным с ним процессам присваивать номера регистрации в рыбохозяйственном реестре, выдавать разрешения на технологии производства пищевой продукции и осуществлять периодический контроль за деятельностью предприятий. Сохранение таких положений в законопроекте могло способствовать созданию правовых основ для коррупции в рыбной отрасли.

На необходимость исключения из законопроекта указанных положений указывается в официальном отзыве Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.

5. В текст законопроекта внесены поправки, предусматривающие недопустимость дублирования контролирующими организациями одних и тех же функций в отношении проверяемых предприятий.

Указанные выше поправки согласованы и поддержаны рыбохозяйственными организациями и ассоциациями и союзами рыбаков Западного бассейна, Северного бассейна и Дальнего Востока.

В заключение я хочу сказать, что мы не против контроля (надзора) со стороны Рослыболовства. Но это должен быть не дополнительный контролёр, а возможно один единственный.

В связи с этим хочу напомнить, что полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Поэтому сначала необходимо решить этот вопрос на уровне Правительства РФ, а затем уже прописывать в соответствующих законодательных и нормативных документах.