Интервью

26 мая 2015 года
Управляющий группой компаний «Доброфлот» Александр ЕФРЕМОВ

«Рыбная неделя» - успешный опыт

Александр ЕФРЕМОВ, Управляющий группой компаний «Доброфлот»

В конце апреля москвичам и гостям столицы предложили распробовать российскую рыбу: Федеральное агентство по рыболовству и правительство Москвы провели первый фестиваль «Рыбная неделя». По данным организаторов, мероприятие посетили свыше 5 млн. человек, на центральных площадках города продано более 300 тонн рыбопродукции, спрос на рыбу в торговых сетях увеличился в среднем на 20%. Для гостей предусмотрели и познавательно-развлекательную программу: кулинарные мастер-классы, лекции и игры, выступления артистов. ГК «Доброфлот» представляла на «Рыбной неделе» дальневосточную рыбу и морепродукты: всего на фестивале было реализовано 15 тонн продукции. Особой популярностью среди покупателей пользовались консервы из сайры. Опыт проведения «Рыбной недели» оказался успешным, его нужно развивать, уверен управляющий группой компаний Александр Ефремов. Своими впечатлениями от мероприятия он поделился в интервью Fishnews.

– Александр Владимирович, ГК «Доброфлот» приняла активное участие в «Рыбной неделе», собравшей в Москве более ста отечественных производителей из 30 регионов, а также представителей торговли и ресторанного бизнеса. Удалось ли, на ваш взгляд, достичь ключевой цели фестиваля – повышения популярности российской рыбы и ее доступности для населения?

– На мой взгляд, поставленные задачи были решены, самое главное – удалось привлечь внимание к ценности и полезности дикой российской рыбы. Внимание потребителя, особенно в центральных регионах нашей страны, в Москве, в последние 10-12 лет под воздействием агрессивной рекламы и маркетингового продвижения было перехвачено и полностью сконцентрировано на импортной рыбопродукции, не всегда отвечающей тем требованиям по экологичности, которым соответствует российская дикая рыба.

Я считаю, что акценты на мероприятии были расставлены достаточно четко. Массовость участия москвичей в фестивале – тому подтверждение. Наша компания не успевала подвозить продукцию: объем продаж втрое превысил ожидания.

– То есть спрос оказался даже больше, чем рассчитывали изначально?

– Да. Хотел бы сразу отметить, что столь масштабное мероприятие – и по географической представленности компаний-участниц, и по количеству людей, посетивших фестиваль, - проводилось впервые. Конечно, не могло обойтись без оплошностей, недоработок, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. Однако в данном случае сделано большое дело, и все негативные моменты перекрываются тем большим результатом, который был достигнут. Всегда можно найти на солнце пятна, но само мероприятие было крайне позитивным.

– А что, по вашему мнению, как участника, можно было бы усовершенствовать, улучшить?

– Я думаю, улучшение произойдет естественным путем, эволюционно. На мой взгляд, «Рыбная неделя» была проведена на высоком уровне, и проблемные моменты учтут в будущем сами организаторы, ведь недостатки (а их, как мне кажется, практически не было) изнутри было видно лучше. Поэтому я, повторюсь, против негатива в отношении этого мероприятия. Положительный опыт нужно ценить и всячески содействовать его расширению.

– Ваша компания быстро откликнулась на идею принять участие в «Рыбной неделе»? Интерес возник сразу?

– Честно говоря, подобные мероприятия мы оценивали скептически, но, посмотрев на организаторов, насколько они увлечены своим делом, какой у них настрой, решили поучаствовать. И, считаю, не ошиблись.

– Заместитель министра сельского хозяйства РФ – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков по итогам «Рыбной недели» заявил, что проект стоит продолжать и развивать, в том числе в других субъектах Федерации. Как вы считаете, какие регионы наиболее перспективны в этом плане? Где, на ваш взгляд, нужно провести следующий фестиваль?

– По моему мнению, это должны быть регионы, где менее всего представлена российская рыба. Уже озвучен вариант – Северо-Запад, Санкт-Петербург. И я считаю, что это правильный выбор, потому что традиционно этот регион был больше подвержен экспансии норвежской, североевропейской рыбной продукции, которая длительное время присутствовала на этой рынке и заняла огромную его долю. Вот в таких местах нужно в первую очередь заниматься популяризацией отечественной рыбы.

– А чем, на ваш взгляд, необходимо руководствоваться при выборе региона проведения?

– Первым критерием должна быть массовость проживания потенциальных потребителей. Вторым – соотношение российской и импортной рыбы на рынке: чем оно окажется меньше, тем больше региону необходимо проведение таких фестивалей. Это очень легко оценивать статически, по объему продаж.

– И продолжать проведение таких фестивалей, как «Рыбная неделя», по вашему мнению, нужно?

– Безусловно. Еще несколько лет назад в материале для Fishnews я отмечал популяризацию российской рыбы как важную государственную функцию Федерального агентства по рыболовству. Новое руководство отрасли активно работает в этом направлении. Уверен, что именно эта функция Росрыболовства – продвигать отечественную дикую рыбу, причем не только на внутреннем, но и на внешних рынках, – позволит значительно увеличить эффективность отрасли в целом. Россия обладает уникальным запасом экологически чистых биоресурсов, востребованных по всему миру. Кто, как не государство в лице Росрыболовства, должен объединить и скоординировать усилия всех заинтересованных рыбопромышленников для того, чтобы доносить информацию об очевидных для нас, рыбаков, полезных качествах российской рыбы до широкого круга потребителей, прежде всего отечественных, так как обеспечение российского потребителя экологически чистой продукцией является главной задачей отрасли.

– Тем более что такая потребность есть.

– И надо заметить, что ничего нового изобретать не пришлось: все иностранные организации, которые на государственном уровне занимаются продвижением рыбной продукции, организуют на систематической основе  мероприятия, аналогичные «Рыбной неделе». Такие методы используются для популяризации вьетнамского пангасиуса, норвежской и исландской сельди. Это обычная практика, которую на сегодняшний момент приняло на вооружение и Федеральное агентство по рыболовству.

– Производители, наверное, в следующий раз откликнутся с еще большей готовностью на предложение принять участие в фестивале.

– Да, я считаю, компании будут в таких мероприятиях участвовать более активно, посмотрев на тот безусловно позитивный опыт, который был достигнут благодаря первому фестивалю.

Изменить предпочтения покупателей – непростая задача, но в рамках «Рыбной недели» ее удалось решить. Мы почувствовали интерес к нашей продукции, который выразился в росте объемов продаж.

Маргарита КРЮЧКОВА, Fishnews

Май 2015 г.