Интервью

23 октября 2010 года
Владимир БЕЛЯЕВ

Модернизация отрасли предъявляет новые требования к образованию

Владимир БЕЛЯЕВ, Начальник управления науки и образования Росрыболовства

Рыбохозяйственное образование на всех уровнях должно проходить в тесном контакте с работодателями и учеными. Об этом в интервью РИА Fishnews.ru заявил начальник управления науки и образования Росрыболовства Владимир БЕЛЯЕВ.

- Владимир Алексеевич, руководство нашей страны поставило задачу модернизации экономики, перевода ее на инновационные рельсы. Очевидно, что улучшение структуры экономики не в последнюю очередь зависит от профессиональной подготовки кадров. Есть ли уже позитивные перемены в этом направлении в рыбной отрасли?

- Росрыболовством в 2010 году в рамках государственного заказа на выполнение НИОКР выделены средства на разработку учебно-методического обеспечения новых образовательных стандартов, в том числе в рамках перехода на двухуровневую модель высшего образования. Головным вузом учебно-методической работы у нас является Калининградский государственный технический университет. Этому вузу предстоит также разработать новую программу подготовки специалистов в перспективной области аквакультуры с учетом современных технологий. Действующая сегодня программа ориентирована в основном на традиционные направления аквакультуры – прудовую и пастбищную.

Одной из важных задач развития рыбохозяйственного образования является создание системы непрерывного цикла «лицей–колледж–университет», участники которого работают в непосредственном контакте с работодателями. Нам предстоит обеспечить интеграцию всех уровней профессионального образования, чтобы, к примеру, выпускники колледжей, решившие посвятить жизнь работе в рыбной отрасли, смогли без проблем продолжить обучение в рыбохозяйственных вузах.

По такой схеме мы создаем в Калининграде крупный образовательный центр, способный осуществлять многоуровневую подготовку кадров для рыбохозяйственного комплекса региона. На первом этапе к Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота был присоединен Калининградский морской рыбопромышленный колледж. В дальнейшем запланировано объединение Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота с Калининградским государственным техническим университетом. Завершается процесс подготовки документов по объединению морского рыбопромышленного колледжа и технического университета в Мурманске. Этот процесс будет нами продолжен и в других регионах.

Необходимо помнить и про современные образовательные технологии, связанные, например, с получением дистанционного образования. В свое время Росрыболовством на базе Астраханского государственного технического университета был создан Виртуальный университет рыболовства. Нужно модернизировать существующую систему отраслевого дистанционного образования с целью расширения возможностей для получения желающими начального и среднего профессионального образования по рыбохозяйственным специальностям.

- Удовлетворяют ли сегодня рыбопромышленные учебные заведения потребности отрасли в кадрах?

- Система профессионального образования в целом в стране остается несбалансированной по уровням. Очевиден перекос в сторону высшего образования, который образовался в начале 90-х годов и был обусловлен желанием молодежи получить исключительно высшее образование. Сегодня образовательные учреждения отрасли готовят до 70% специалистов с высшим образованием, 30% – с начальным и средним образованием, а требования рынка сейчас абсолютно противоположны: 80% – это начальное и среднее, и 20% – высшее.

Основной проблемой среднего профессионального образования стала его непрестижность. К сожалению, необходимо признать, что все меньше желающих идти работать в море. Как следствие – снижение числа обучающихся на морских специальностях, а также объема внебюджетных средств, поступающих в колледжи и техникумы отрасли.

Это приводит к парадоксальной ситуации – Росрыболовство ежегодно вкладывает значительные средства в модернизацию учебной базы, проведение капитальных ремонтов колледжей и техникумов, а количество обучаемых в них, к сожалению, ежегодно сокращается. Особенно остро данная проблема стоит в образовательных учреждениях, расположенных в крупных городах, прежде всего в Санкт-Петербурге и Московской области.
Положительный опыт накоплен Владивостокским морским рыбопромышленным колледжем. Там разработан проект отраслевой программы подготовки рабочих кадров. Она заслуживает внимания и может стать основой для возрождения системы начального профессионального образования в отрасли.

- А как отражается на отраслевых вузах депопуляция населения России?

- Проблемы в сфере образования сегодня усугубляются сильным демографическим спадом, уменьшением числа обучающихся, а значит, и дефицитом молодых специалистов, приходящих в отрасль. Согласно статистическим прогнозам, ситуация в ближайшие годы не улучшится, а это значит, что модернизация отрасли требует существенного расширения образования и переподготовки не только молодежи, но и зрелых специалистов.

Нужны современные модели организации дополнительного профессионального образования, которое обеспечивает готовность работников переходить на новые места, получать новые квалификации в соответствии с потребностями отрасли.

В этом направлении определенный опыт накоплен в Мурманском государственном техническом университете, который работает в сфере переподготовки военнослужащих, увольняемых в запас из вооруженных сил.

По экспертным прогнозам, в течение ближайших 10 лет Россия будет терять по миллиону студентов в год, а к 2013 году их число уменьшится на четверть.

В этой связи Президентом Российской Федерации поставлена задача по использованию потенциала высвобождаемых преподавателей. Мы уже думаем над тем, как использовать преподавательские кадры отрасли. Терять их нельзя. Часть преподавателей отраслевых вузов вполне могла бы перейти работать в рыбохозяйственные колледжи. Кроме того, необходимо привлекать к работе в наших колледжах и техникумах молодых преподавателей.

Одним из направлений этой работы является активное внедрение в региональные социальные программы, такие, как строительство жилья для молодых специалистов и другие. Например, Дмитровский рыбопромышленный колледж активно работает с региональными властями и уже получил первые квартиры, которые помогли ему привлечь на работу молодых специалистов.

- Принимает ли бизнес-сообщество участие в формировании госзаказа на подготовку кадров?

- Роль бизнес-сообщества возрастает при переходе образовательных учреждений отрасли от сметного принципа финансирования к финансированию государственного заказа на подготовку специалистов. Работодатели должны принимать непосредственное участие в формировании такого госзаказа.

Работа в данном направлении должна основываться на современной системе мониторинга рынка труда. При этом образовательные учреждения должны проводить эту работу с участием объединений работодателей на основе региональных или межрегиональных программ развития профессионального рыбохозяйственного образования. В этом направлении у нас есть положительные примеры: Ассоциация добытчиков минтая активно участвует в процессе подготовки рабочих кадров в Приморском крае. Бизнес-сообщество проявляет заинтересованность, и мы ее должны использовать.

Не менее важным является вопрос интеграции системы рыбохозяйственного образования с ведущими научными организациями и бизнес-структурами отрасли. Участие студентов в работе рыбохозяйственных предприятий, научных институтов позволит им лучше подготовиться к реальной работе, а работодателям заранее оценить потенциал возможных сотрудников.

Особое значение имеет также взаимодействие вузов с промышленностью и научными организациями в процессе создания совместных малых инновационных предприятий. Эта работа в ряде образовательных учреждений отрасли организована. Однако ее проведение сдерживается отсутствием подзаконных актов, регламентирующих порядок работы малых инновационных предприятий.

Образовательные учреждения отрасли должны активнее участвовать в различных конкурсах, связанных с развитием инновационной инфраструктуры, с привлечением к образованию ведущих ученых, получением научных грантов.

В ряде отраслевых вузов за многие десятилетия работы сформированы сильные научные школы. Например, в Мурманском государственном техническом университете и Дальрыбвтузе имеются серьезные наработки в области переработки водных биоресурсов, в Астраханском государственном техническом университете – в области воспроизводства водных биоресурсов и аквакультуры.

РИА Fishnews.ru

Октябрь 2010 г.