Интервью

12 мая 2012 года
Евгений ДУБОВИК, начальник Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа

Владморрыбколледж создает отряд учебно-производственных судов

Евгений ДУБОВИК, Начальник Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа

Как решить проблему нехватки кадров в рыбохозяйственном комплексе страны? Этот вопрос активно обсуждают представители бизнеса, власти и образовательных учреждений. Владивостокский морской рыбопромышленный колледж уже не раз выступал с интересными предложениями по привлечению кадров в отрасль: подготовил и реализует Программу профессиональной подготовки и трудоустройства рабочих кадров для рыбопромышленной отрасли, прорабатывает вопросы повышения доступности профобразования с помощью специальных программ кредитования. Очередным шагом в этом направлении для ВМРК стало формирование собственного отряда учебно-производственных судов. Подробнее об этом журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказывает начальник колледжа Евгений Дубовик.

- Евгений Олегович, прежде всего хотелось бы узнать, был ли у колледжа учебно-производственный флот в советские времена и каким образом у ВМРК появилось судно «Мария»?

- Нет, во времена СССР у колледжа не существовало собственного флота, но в распоряжении государства были учебно-производственные суда, на которые централизованно, группами направлялись курсанты. Таким образом молодежь под руководством преподавателей проходила практику в море. Но с приватизацией флота такая схема действовать перестала.

Однако в середине 90-х годов одна японская компания подарила Владморрыбколледжу УПС «Мария», и с тех пор наши курсанты – по 4-5 человек одновременно – могут проходить практику на судне, непосредственно принадлежащем колледжу. «Мария» находится у ВМРК в собственности, за образовательным учреждением в соответствии с историческим принципом были закреплены на десятилетний период квоты вылова, которые позволяют эксплуатировать судно круглый год на траловом промысле.

В 2011 году Владивостокский морской рыбопромышленный колледж стал автономным образовательным учреждением, что открыло перед нами новые перспективы. В конце прошлого года наблюдательным советом ВМРК было принято решение о создании в колледже отряда учебно-производственных судов, и на условиях бербоут-чартера был приобретен СРТМ-К «Славный» – как и «Мария», это среднетоннажное судно. В настоящее время оно уже работает.

Почему есть желание сформировать отряд учебно-производственных судов? Опыт показывает, что в этом случае появляется возможность улучшить образовательный процесс.

Когда курсант приходит на практику в компанию, на него порой смотрят как на не совсем полноценного работника. Бывали случаи – не хочу сказать, что они носят массовый характер, но бывало, – когда учащиеся проходили практику на судне, трудились наравне со всеми, но получали меньше, чем другие члены экипажа.

В случае если курсанты практикуются на судах колледжа, контролировать процесс организации и прохождения практики значительно проще. Мы можем непосредственно ставить задачи капитану, руководителю практики, следить за выполнением программы, получать более объективные характеристики на ребят, следить, чтобы они своевременно проходили практику.

Более того, если принять во внимание вопрос обновления рыбопромыслового флота, стоящий сейчас очень остро, если принять во внимание вопрос обучения курсантов работе с новыми технологиями и новым оборудованием, то, конечно, для учащихся намного интереснее и полезнее работать на новых судах. А нам, как государственному учреждению, гораздо проще принять участие в существующих программах финансирования обновления флота.

В силу всех этих причин есть желание в дальнейшем расширить отряд учебно-производственных судов ВМРК.

- А какое количество судов было бы наиболее оптимальным с учетом нынешней численности учащихся?

- Думаю, достаточно четырех-пяти судов. Конечно, немыслимо было бы направлять на этот флот для прохождения практики всех учащихся колледжа, однако появляется возможность повысить соревновательность в учебе, чтобы возможность пройти практику на наших судах была своеобразным стимулом лучше учиться.

Кроме того, было бы интересно наладить взаимосвязь с другими регионами России, где есть образовательные учреждения Росрыболовства – с тем же Калининградом, Мурманском, – чтобы желающие узнать, что такое Дальневосточный бассейн, приезжали к нам на практику. Руководители учебных заведений в этом случае будут спокойны: курсант едет не куда-нибудь, а на суда образовательного учреждения, также подведомственного Федеральному агентству по рыболовству. На мой взгляд, такое взаимодействие стало бы хорошим подспорьем для привлечения кадров на Дальний Восток.

- Ранее вы отмечали, что формирование собственного учебно-производственного флота позволяет также обеспечить дополнительный доход для колледжа как для автономного образовательного учреждения и тем самым снизить нагрузку на государственный бюджет. Речь идет о промысловой деятельности?

- Да, в режиме автономного образовательного учреждения мы имеем возможность добывать водные биоресурсы и реализовывать продукцию. И это нам существенно помогает. За шесть месяцев 2011 года доходы от предпринимательской деятельности ВМРК увеличились по отношению к планируемым на 15,5%, эти средства были использованы для укрепления и развития материально-технической и учебно-лабораторной базы колледжа, что в конечном итоге позволяет улучшить качество образовательных услуг.

В дальнейшем, при следующем распределении квот вылова водных биоресурсов по историческому принципу, мы, занимаясь промысловой деятельностью, имеем возможность получить еще более достойную ресурсную базу и расширить учебно-производственный флот.

В настоящее время идет процесс реорганизации образовательных учреждений, находящихся в ведении Росрыболовства. К Дальрыбвтузу будут присоединены Владивостокский морской рыбопромышленный колледж, Сахалинский морской колледж, Дальневосточное мореходное училище и Тобольский рыбопромышленный техникум. Естественно, нам просто необходимо снижать нагрузку на федеральный бюджет, искать с учетом действующего законодательства альтернативные источники финансирования. Об этом говорит и концепция готовящегося закона «Об образовании». Руководство государства заявляет о необходимости реализации интеллектуального потенциала. Кто мешает нам в колледже развивать точечные производства? Я считаю, что это необходимо. Более того, работая в этом направлении, мы будем активизировать сотрудничество с предприятиями рыбной промышленности, а ведь только при наличии такой взаимосвязи и должно существовать отраслевое образование.

- То есть необходимо постоянно взаимодействовать уже непосредственно с работодателем?

- Конечно, это позволяет и практику для учащихся организовывать, и узнавать, чем живет рыбная отрасль, каковы ее потребности. Ведь главная наша задача – готовить кадры, востребованные отраслью.

Вообще я считаю: формирование крупного отраслевого образовательного комплекса на Дальнем Востоке позволит наиболее гибко реагировать на те задачи, которые ставит отрасль. В рамках такого объединения учебным заведениям намного проще будет взаимодействовать, обмениваться информацией, составлять прогнозные планы.

- Наверное, происходящая реорганизация поможет и в развитии непрерывного профессионального образования? Ведь очень важно, чтобы как можно больше выпускников ссузов продолжали обучение в вузах, повышали мастерство?

- Да, и в этом тоже плюс. Все будет собрано в одних руках, более централизованно будут направлены информационные потоки – конечно, легче будет работать.

Кроме того, проще будет адаптировать каждое учебное заведение, действующее в рамках образовательного комплекса, к потребностям разных регионов – Сахалинской области, Приморского края и так далее – ведь у рыбохозяйственного комплекса разных субъектов Федерации своя специфика.

- С переходом на автономию у колледжа, как вы уже заявляли ранее, стало больше финансово-экономической свободы. «Мы можем более полно использовать весь потенциал учебного заведения: и имущественный комплекс, и интеллектуальный потенциал преподавателей, и потенциал наших учащихся по увеличению бюджета колледжа», – поясняли вы в интервью нашему журналу. Были открыты курсы газоэлектросварщиков, формируется отряд учебно-производственных судов. Также в колледже создана межрейсовая база для моряков. Насколько успешно она работает?

- Генеральная идея всех этих проектов – используя существующие рыночные механизмы и возможности колледжа в рамках действующего законодательства, максимально полно адаптироваться к потребностям отрасли, потому что, еще раз подчеркну, мы созданы для отрасли.

Межрейсовая база для моряков готова, действует. Потихоньку развиваем это направлением работы, конечно, не так быстро, как хотелось бы, но развиваем. Здесь вносит свои коррективы и сезонность работы на путинах. Думаю, летом база будет более востребована.

- Предполагалось также создать небольшие участки по ремонту судовой аппаратуры. Удалось ли воплотить эту задумку в жизнь?

- Нет, это пока только идея. И я думаю, что не стоит спешить с ее воплощением, потому что после объединения с высшим учебным заведением – Дальрыбвтузом – у нас появится больше возможностей. Если объединить производственную базу, имеющуюся у Владморрыбколледжа, с теми наработками, которые есть у университета, думаю, все получится более интересно, более продуктивно и в конечном итоге будет более востребовано отраслью.

- То есть после реорганизации Владивостокский морской рыбопромышленный колледж продолжит воплощать свои идеи?

- Да, думаю, продолжим. Но в несколько иной плоскости: более широко и более углубленно. После объединения имеющиеся в распоряжении учебных заведений – то есть в государственном ведении – интеллектуальные и материальные наработки можно будет спокойно использовать на благо того же государства: для снижения нагрузки на федеральный бюджет, развития производства и улучшения образовательного процесса.

Маргарита КРЮЧКОВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

Май 2012 г.