Заявления о «квотах под киль», которые делаются на министерском уровне, отнюдь не способствуют стабильности спроса на рыбопромысловые суда среди российских предприятий, тем не менее рынок купли-продажи рыболовного флота в нашей стране открывает большие возможности для судовых брокеров. Такое мнение озвучил в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» Иван Эйинссон-Эстурланд, ответственный за российское направление работы «Атлантик Шиппинг» – компании, обладающей солидным опытом посредничества в продаже и приобретении рыбопромыслового и транспортного флота.
– Специалисты «Атлантик Шиппинг» находятся в прямом контакте с судовладельцами по всему миру, в том числе с российскими компаниями. Как вы оцениваете спрос на рыболовные суда в России? Насколько тенденции на российском рынке совпадают с тенденциями в других странах?
– Наша компания уделяет большое внимание российскому рынку как раз по причине его активности сегодня и перспективности в будущем. В России, как нигде больше, остро стоит проблема устаревшего рыболовного флота – рыбацкие суда нуждаются в «смене поколений». Среди возможных покупателей флота российские компании составляют весьма серьезную долю.
В то же время существенным отличием российского рынка от рынков других стран является то, что он сильно подвержен влиянию политической конъюнктуры. В результате многие потенциальные покупатели побывавших в эксплуатации, но вполне современных рыболовных судов не уверены в том, что вкладываться в такой флот надежно. Никто ведь сегодня не знает, какими будут правила наделения квотами на вылов водных биоресурсов в 2018 году, когда предстоит очередное перераспределение. Что если сверху поступит команда не наделять компании, у которых флот иностранной постройки, лимитами в принципе? В таком случае большинство судов, которые мы предлагаем, окажутся невостребованными среди российских партнеров. По нашей деятельности уже сегодня неприятно ударило постановление, согласно которому в российский регистр не принимаются приобретенные за рубежом суда старше 20 лет, при том что многие из них до сих пор находятся в отличном техническом состоянии и вполне могли бы послужить новым владельцам в той же России.
Надеемся все же, что здравый смысл в итоге возобладает над не подкрепленными пока ничем, кроме громких заявлений российских политиков, планами замены устаревающего флота на исключительно российский новострой. Все-таки мы живем в эпоху свободных рыночных отношений, и, на наш взгляд, неправильно диктовать частным рыболовным компаниям, какой флот покупать и где его строить.
– Проявляют ли российские рыбопромышленные предприятия интерес к новым судам?
– На сегодняшний день условий для активного строительства в России рыболовного флота нет, и исходить следует именно из этих реалий. Поэтому что касается интереса российских компаний к новострою, то мы сегодня оказываемся в тупиковой ситуации. С одной стороны, интерес есть, но с другой – за границей многие пока не решаются строить (хотя есть исключения), а дома негде. Не исключено, что до 2018 года ничего в этом отношении не изменится. Поэтому новострой пока не является для нас приоритетным направлением. В центре внимания «Атлантик Шиппинг» – суда, которые уже побывали в эксплуатации, но по-прежнему остаются в хорошем состоянии. Мы активно продвигаем такую продукцию на российском рынке.
– Эксперты отмечают спад во всех основных секторах мирового рынка судостроения и в связи с этим – снижение цен. Чувствуете ли вы какие-либо последствия этого?
– Хотелось бы отметить, что в период с 2000 по 2010 годы рыболовный флот практически не строили не только для российских предприятий, но и для компаний в других странах. Многие европейские верфи переключились на постройку судов другого типа – например, вспомогательного флота для нефтяных разработок. И только в последние годы целый ряд крупных рыболовецких компаний, не в последнюю очередь в Скандинавии, возобновил строительство флота. Одной из перспективных стран в этом плане для наших партнеров из Северной Европы считается Турция.
– Сейчас все чаще поднимается вопрос о необходимости максимально эффективного, полного использования рыбного сырья. Насколько важным фактором для российских предприятий при покупке судна является возможность переработки рыбных отходов?
– Этот фактор российские предприятия считают более важным, чем многие западноевропейские компании. В частности, среди наших партнеров из России остается высоким спрос на суда с оборудованием для производства рыбной муки.
– На сайте «Атлантик Шиппинг» отмечено, что российский рынок, традиционно считавшийся закрытым для многих западных фирм, сегодня один из крупнейших для компании. Растет ли интерес к вашим услугам среди российских предприятий? Строит ли компания какие-либо прогнозы относительно дальнейшей востребованности услуг судовых брокеров на рынке России?
– С тех пор как «Атлантик Шиппинг» стала предпринимать первые попытки работы на российском рынке, прошло почти двадцать лет. За это время менталитет, деловая этика в российском бизнесе существенно изменились. Рос и интерес к услугам нашей компании.
Первый раз представители «Атлантик Шиппинг» побывали в России в начале 1995 года. На первых порах было довольно сложно наладить постоянные, прочные контакты: мешало несколько настороженное отношение руководителей старой формации, сыграл свою роль и языковой барьер.
Однако подход к бизнесу со стороны руководителей и управляющих рыболовными компаниями постепенно менялся. Развивались средства связи – все шире использовался Интернет, появился «Скайп». Но главное – с 2005 года в «Атлантик Шиппинг» на постоянной основе стала действовать русскоязычная служба. Таким образом, работать стало значительно проще.
Запросы из России к нам поступают практически ежедневно, и мы надеемся, что столь активный интерес к нашим услугам сохранится и в будущем.
– Специфика промысла в российских водах зачастую требует адаптации судов, работавших за границей, к нашим условиям. Может ли «Атлантик Шиппинг» проконсультировать своих клиентов по этим вопросам – допустим, где лучше проводить те или иные работы?
– Да, конечно, мы можем и в случае необходимости консультируем партнеров по вопросам переоборудования флота. Впрочем, практически все наши клиенты обладают большим опытом в своем деле и прекрасно разбираются в таких вопросах самостоятельно.
Добавлю также, что в 1998 году была основана дочерняя компания «Атлантик Шиппинг» – «Атлантик Шип Консалт», – которая оказывает клиентам техническую помощь в связи с покупкой, продажей или строительством судна. Услуги включают профессиональную инспекцию флота и последующую выдачу технического заключения, проверку документов на класс и последующую выдачу заключения, помощь в проектировании подходящей модели для постройки судна, в оформлении соглашений для вновь построенных судов, общую техническую службу.
– В распоряжении «Атлантик Шиппинг», а значит и ее клиентов, имеется уникальная компьютерная база данных по самым разным судам. Каким образом в нее поступает информация? Сколько примерно позиций база включает в настоящее время?
– Это, как говорится, секрет фирмы! Могу только сказать, что база постоянно пополняется, данные поступают от наших партнеров-судовладельцев по всему миру. У нас собрана обширная техническая информация по тысячам судов – спецификации, чертежи, фотографии, а также контактные данные владельцев.
– Какова ценовая политика «Атлантик Шиппинг»?
– Основные задачи в нашей работе – содействовать судовладельцам, желающим продать рыболовное судно, в поиске подходящего покупателя, а также помочь компаниям, которым необходимо судно, найти и купить его.
В вопросах цены того или иного судна мы всегда руководствуемся пожеланиями продавца, однако это не мешает нам обсуждать как с судовладельцем, так и с потенциальным покупателем общее состояние и колебания рынка и искать взаимоприемлемый вариант.
Наши услуги обычно оплачиваются только продавцом судна и только в случае удачного завершения сделки. Однако это не означает, что мы представляем в своей работе только одну сторону. Наша обязанность – создать наиболее выгодные условия и для продавца, и для покупателя с тем, чтобы они успешно договорились о купле-продаже, а также обеспечить юридическую поддержку передачи судна. Мы строго руководствуемся принципом «нет сделки – нет оплаты брокеру».
– Каковы планы по развитию «Атлантик Шиппинг»? В том числе по расширению присутствия на российском рынке?
– Наша компания небольшая, однако, без ложной скромности, среди судовых брокеров на международном рынке рыболовного флота она занимает ведущие позиции.
«Атлантик Шиппинг» готова к сотрудничеству с продавцами и покупателями судов из самых разных стран. В нашей команде есть специалисты, свободно владеющие русским, английским, немецким, испанским, китайским, и скандинавскими языками.
Если говорить в целом, развитием компании мы удовлетворены: из года в год заинтересованность в наших услугах, объемы продаж и, как следствие, обороты «Атлантик Шиппинг» возрастают. Мы вкладываем значительные средства и немало времени в рабочие визиты на предприятия, которые сотрудничают с нами уже сегодня или могут сотрудничать в перспективе. Как правило, раз в год мы совершаем поездку в Москву, а также на Северо-Запад России (города Санкт-Петербург, Мурманск, Калининград), часто приезжаем на Дальний Восток (Приморье, Сахалин, Камчатка). Проводим встречи с судовладельцами на местах, обмениваемся мнениями и информацией, обсуждаем рыбный и судовой рынки, конкретные суда.
Мы считаем, что личный контакт с партнерами чрезвычайно важен для создания атмосферы взаимного доверия между нами. Значительная часть наших клиентов базируется на расстоянии многих тысяч километров и многочасовых авиаперелетов от офиса «Атлантик Шиппинг», однако подавляющее большинство наших партнеров мы знаем лично. Поэтому пока мы не видим смысла открывать постоянное представительство нашей компании, например, на Дальнем Востоке России. В перспективе надеемся, что еще большее число российских рыбопромышленных предприятий, стремясь к обновлению флота, будет учитывать наш более чем 25-летний опыт и прочные связи с судовладельцами по всему миру. Мы готовы оказать квалифицированную помощь в покупке и продаже рыболовных и транспортно-рефрижераторных судов и рассчитываем оставаться на этом рынке еще очень долго.
Справка: Компания «Атлантик Шиппинг» работает на рынке с 1986 года. Ее основатель – Туре КОРСЭЭР – с ранних лет приобрел настоящую страсть к рыболовству и рыболовному флоту.
«Атлантик Шиппинг» – известная по всему миру брокерская фирма, оказывающая услуги в сфере покупки и продажи рыболовных судов длиной более 25 метров и транспортного флота.
Компания готова помочь не только в приобретении уже работавших судов, но и в строительстве новых (в том числе предоставить консультации по вопросам финансирования).
Особое внимание «Атлантик Шиппинг» уделяет крупнотоннажным траулерам, оборудованным для фабричной обработки и заморозки рыбопродукции. Компания работает с ярусоловами, креветколовами, и свежьевыми судами.
Специалисты «Атлантик Шиппинг» поддерживают личный контакт с судовладельцами из самых разных стран, в том числе и из России.
«Атлантик Шиппинг» располагает обширной компьютерной базой данных по самым разным судам – с помощью этого уникального инструмента потенциальные покупатели флота могут незамедлительно получить информацию о подходящем варианте.
В 2012 году через «Атлантик Шиппинг» было продано более 20 судов, в том числе российским компаниям, базирующимся как в Северо-Западном, так и в Дальневосточном регионах.
Адрес: улица Рюсенстеенсгэде 14, 1-й этаж, DK-1564 Копенгаген, Дания
Teл. +45 33 32 39 97
Маргарита КРЮЧКОВА, РИА Fishnews.ru
Февраль, 2013 г.