Сделать предстоит действительно немало, ведь многие российские нормативы качества окружающей среды и рассчитанные на их основе нормативы сбросов вредных веществ сегодня попросту недостижимы с приемлемыми затратами. Одинаковые требования предъявляются и к объектам повышенной экологической опасности, и к тем, которые оказывают незначительное воздействие на окружающую среду. Расходы многих предприятий на разработку и согласование томов предельно допустимых выбросов, сбросов и лимитов нередко во много раз превышают суммы платежей, которые необходимо вносить за негативное воздействие. Не удивительно, что, оценив все затраты для своего производства, многие идут самым простым путем – в обход «административной горы».
Парадоксальная ситуация сложилась сегодня для рыбной промышленности. Экологические нормативы позволяют использовать для пищевого производства воду, по показателям хуже, чем та, которую разрешается сбрасывать в акваторию моря. А все потому, что в России для определения ПДК сброса вредных веществ в части отходов рыбопереработки применяется методика для закрытых пресноводных водоемов, вода из которых после очистки может использоваться для питья. Понятно, что в таких условиях у природопользователя – в нашем случае владельца рыбоперерабатывающего завода или цеха – велик соблазн пренебречь требованиями природоохранного законодательства. Ведь, по оценкам предпринимателей, довести сбросы производства до «питьевого качества» сложнее и дороже, чем в случае выявления нарушения заплатить экологический штраф.
Однако и на этом фронте ситуацию обещано исправить. «Штрафами и уголовной ответственностью всего не решишь, но штрафовать и сажать иногда даже надо, так как то, что происходит у нас, абсолютно невозможно себе представить ни в одной стране», – обратил внимание на положение вещей в природоохранной сфере премьер-министр Дмитрий Медведев. Поручения разобраться с ситуацией незамедлительно были розданы министерствам и ведомствам. Уже в первом квартале текущего года в правительстве ждут предложений по совершенствованию процедур проверок и повышению штрафных санкций за нарушения в сфере природопользования.
Еще одно направление «зеленой» политики государства – создание условий для разработки и внедрения в стране экологически эффективных инновационных технологий. Это должно обеспечить снижение показателей выбросов вредных веществ и отходов производства. Для рыбной отрасли это может означать как оптимизацию промысловых процессов, так и совершенствование рыбопереработки. Но специалисты уверенны: подобное «принуждение к инновациям» для рыбопромышленников может и должно пройти безболезненно – современные технологии и оборудование вполне позволяют решать практически любые возникающие вопросы.
О том, зачем рыбопереработчику стремиться к экологичному производству и как этого можно добиться с максимальной отдачей для бизнеса, РИА Fishnews.ru рассказал региональный представитель компании «Альфа Лаваль» по Сибири и Дальнему Востоку Виталий Ханаш.
- Международный концерн Alfa Laval работает с перерабатывающими производствами разной направленности по всему миру. Где-то в большей, где-то в меньшей степени, но природоохранная политика государства накладывает отпечаток на оснащении таких предприятий. На каком месте для российских производителей рыбной продукции сегодня стоят вопросы экологии?
- Конечно, о соответствии своих предприятий требованиям природоохранного законодательства задумываются все без исключения. Другое дело, что к осознанию важности экологической составляющей рыбопереработки у нас не все приходят сразу. Кто-то продумывает эту сторону своего производства еще на стадии проектирования завода, кто-то – по мере модернизации уже существующего перерабатывающего комплекса, внедряя новые технологические решения. А кого-то может подвигнуть на вложения в правильную утилизацию отходов лишь реальная угроза закрытия предприятия. Но таких все-таки в меньшинстве, как правило, людям хватает менее кардинальных стимулов.
- Например, предупреждения государства об увеличении штрафов для нарушителей.
- Не без этого. Но куда эффективнее предпринимателя стимулирует перспектива получения дополнительной выгоды.
Отходы есть в любом виде производства. В рыбопереработке в зависимости от типа сырья они могут достигать 30%, а при производстве филе – все 70%. Крайне нерационально просто измельчать отходы и отправлять на утилизацию если, как минимум, из этого можно получить еще и рыбную муку и рыбий жир. Во всем мире уже давно используются технологии по переработке рыбных отходов с любым процентным содержанием жира и любой свежести сырья. Разница будет заключаться лишь в качестве конечного продукта, на который есть своя цена и спрос.
Также хочется отметить, что уже давно существуют и успешно применяются технологические решения по утилизации соковых паров и сточных вод, которые являются основной экологической проблемой рыбных предприятий, эксплуатирующих рыбомучные установки по классической технологии. При использовании компонентов, произведенных концерном Alfa Laval, можно, в частности, добиться эффективной очистки стоков рыбоперерабатывающих предприятий.
Серьезную угрозу для водоемов представляет белковая взвесь, которая присутствует в сточной воде любого пищевого производства и имеет длительный срок разложения. Существует несколько способов утилизации вредных стоков, и компания Alfa Laval готова предложить рыбопромышленникам проверенные временем инженерные решения. Например, установка AlfaVap, утилизирующая жидкие стоки способом испарения. Обезвоженную и обезжиренную белковую фазу после высушивания можно использовать в качестве корма или направлять на дальнейшую переработку.
Надо признать, что решение экологических задач требует дополнительных инвестиций, и здесь государство может помочь рыбопромышленникам в построении льготных финансовых схем для стимулирования строительства экологических производств.
- Интересно, то, из-за чего у российских переработчиков могут возникнуть проблемы с законом, за рубежом пристально изучают для извлечения дополнительной прибыли. Довольно часто мы слышим об открытиях зарубежных специалистов, занятых поиском новых возможностей полезного использования отходов рыбопереработки.
- На самом деле не совсем так. И наши ученые и технологи подыскивают новые сферы применения отходам рыбопереработки. Просто за рубежом пока больше возможностей для реализации подобной продукции. Не стоит забывать, что и сам рынок – довольно консервативная сфера, войти в нее с новым товаром всегда сложно.
Другое дело, если производитель сможет предложить уже знакомый продукт, но, к примеру, более высокого качества, по более приемлемой цене или с более короткими сроками доставки. Если взять российский рынок рыбьего жира, то ежегодная потребность в этом продукте оценивается приблизительно в 300 тысяч и более тонн. И эта цифра стремительно увеличивается с развитием пищевой промышленности, фармацевтики, сельского хозяйства, животноводства и рыбоводства. Так что спрос обеспечен.
- Похоже, что не только спрос, но и поддержка государства. Оборудование по переработке рыбных отходов вполне можно отнести к экологически эффективным технологиям. Напомню, созданием условий для их внедрения озаботились на правительственном уровне.
- В наших рыбных регионах о внедрении таких технологий задумались еще раньше. Ведь это не только одна из возможностей повышения добавленной стоимости продукции для производителей, но и способ значительно улучшить экологическую ситуацию. Расходы на приобретение, модернизацию рыбоперерабатывающего оборудования можно частично компенсировать по программам господдержки предприятий рыбохозяйственного комплекса. На Сахалине, например, строительство заводов по переработке рыбных отходов отдельным пунктом прописали в долгосрочной программе развития прибрежного рыболовства и береговой инфраструктуры области.
- Идею об участии государства в создании инновационного комплекса по безотходной рыбопереработке на Камчатке не так давно озвучило и Минвостокразвития. Как вы оцениваете такой проект экологически чистого производства, который к тому же было предложено отнести к перечню приоритетных для ДФО?
- Я бы предостерег чиновников от непродуманной локализации подобных суперпроектов. На самом деле они гораздо сложнее для реализации на практике, чем может показаться на первый взгляд. И проблема не в технической стороне вопроса – производители и поставщики оборудования сегодня способны справиться с любой поставленной задачей. Экономика – вот тонкое место таких проектов. Важно помнить о приоритетах – что мы хотим получить от их реализации? За счет чего сможет функционировать подобный кластер, если из-за непродуманной логистики он будет ограничен в сырье, транспорте, рабочей силе, научной поддержке, если расходы на его обеспечение электроэнергией, топливом, водой и прочими незаменимыми вещами сделают конечную продукцию «золотой» для покупателя?
И уж тем более не стоит браться за строительство масштабных узкоспециализированных производств. Один крупный комплекс по переработке рыбных отходов на Сахалине или Камчатке не решит экологических проблем всего региона, а скорее усугубит ситуацию и к тому же выльется в неоправданные затраты для заказчиков проекта.
Такого мнения придерживаются многие эксперты в нашей сфере. Комплексное решение вопросов рыбопереработки – да, поддерживаем. Но это решение обязательно должно быть продуманным до мелочей, иначе теряется весь смысл таких проектов.
На мой взгляд, если ставится задача по созданию специализированных заводов именно по переработке рыбных отходов, то гораздо эффективнее планировать их привязку к конкретным промысловым районам. Исходя из этого, рассчитывать их мощность, чтобы она не была избыточной или недостаточной, чтобы такие предприятия вписывались в существующую инфраструктуру, транспортную систему.
Для примера можно рассмотреть европейский опыт решения вопроса переработки рыбных отходов. В Норвегии и Дании уже давно успешно применяется схема, когда несколько рыбных предприятий объединяют средства на строительство общего локального рыбомучного производства, рассчитанного на определенный объем переработки отходов. В результате не затрачиваются большие оборотные средства отдельно взятой компании и в то же время решаются экологические проблемы.
Между тем важно отметить, что сами технологии по переработке, утилизации отходов становятся все более доступными для российских рыбопромышленников. Более того, они дорабатываются индивидуально с учетом специфики основных видов российского промысла. Поэтому каждое рыбоперерабатывающее предприятие сегодня также в состоянии самостоятельно решать вопросы с отходами производства, к тому же с ощутимой выгодой для себя.
- Какие экономичные и прибыльные решения есть у Alfa Laval для бережной и эффективной переработки рыбных ресурсов?
- Мы исходим из главной задачи – максимально уменьшить затраты производителя на установку, эксплуатацию и обслуживание оборудования и одновременно повысить добавленную стоимость готовой продукции, в том числе произведенной из малоценных видов ВБР.
В основе наших решений для переработки морепродуктов лежит ряд базовых технологических модулей: ConDec для изготовления муки и обезжиренного кормового фарша/белковых питательных сред и рыбьего жира из отходов переработки, AlfaPlus для производства сурими и CentriLiver для производства жира из печени. Эти модули можно комбинировать, дополнять ими уже существующие линии, использовать для создания на их основе новых комплексов.
Удачным примером является ряд проектов по оснащению предприятий линиями переработки отходов из лососевых видов рыб, которые реализуются сегодня на Камчатке, Сахалине совместно с нашими дальневосточными партнерами. За основу была взята эксклюзивная технология Alfa Laval – скребковый теплообменник CONTERM и трехфазная декантерная центрифуга. За счет них сырье повышенной жирности удается перерабатывать в высококачественную рыбную муку и жир, который после небольшой доочистки пригоден для использования в пищевых целях. Прежде никому не удавалось в производственных условиях достичь такого результата из отходов красной рыбы.
Также мы можем предложить нашим клиентам мобильные установки для переработки отходов, которые монтируются в контейнере, на автомобильной платформе или на палубе судна.
Есть и предложения по модернизации рыбомучных установок для выработки электрической и тепловой энергии. Это так называемая «зеленая энергия», поскольку установка позволяет превратить жир в электричество, пар и горячую воду в энергоблоке, и единственным выбросом при этом будет углекислый газ.
С помощью технологий Alfa Laval из отходов рыбопереработки можно производить даже фармацевтические белковые питательные среды и компоненты БАД. Этому направлению промышленности отечественные производители, возможно, уделяют сегодня не так много внимания, но данная работа отмечена государством среди важных условий обеспечения продовольственной безопасности и прописана в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года.
Так что вполне возможно существенно повысить качество продукции рыбопереработки, получить источник дополнительных доходов и все это без больших инвестиций, глобальных изменений существующего перерабатывающего производства и дополнительной нагрузки на окружающую среду.
Светлана Васильева, РИА Fishnews.ru