– В повседневной практике работы с компаниями, добывающими и перерабатывающими рыбу и морепродукты, постоянно приходится сталкиваться с непониманием со стороны представителей заказчика элементарных вещей. Это неудивительно. Дефицит квалифицированных кадров ощущается очень остро, позиции специалистов, призванных отвечать за техническое состояние производства, во многих компаниях заняты людьми без профильного опыта, без профильной специальности, вообще без высшего образования. Если брать компании, осуществляющие переработку на судах, это люди, имеющие специализацию механиков-дизелистов, электромехаников, а в случае компаний, которые специализируются на прибрежном лове и береговой переработке, это, зачастую, вообще случайные в отрасли люди. Мне встречались, например, инженеры ЖКХ, автомеханики, даже водители. Информирование этих сотрудников о новой технике, их обучение не производится, какой-то централизованный и регулярный обмен опытом в отрасли не налажен.
По этим причинам такие сотрудники, в лучшем случае, способны кое-как поддерживать в работоспособном состоянии то оборудование, которое имеется на судне или предприятии. Ни о какой планомерной модернизации парка оборудования, расширении технических и технологических возможностей предприятия в этом случае и речи идти не может. Люди, понимая свою недостаточную компетентность, боятся ответственности и любые, самые элементарные решения стараются переложить на руководство. Никакой инициативы и настойчивости от них ждать не приходится. Наверное, со стороны руководства компаний присутствует даже некий элемент недоверия к этим службам. Естественно, при таких обстоятельствах они находятся в загоне, решение их задач финансируется и осуществляется по остаточному принципу. Даже когда в штат этих служб попадает толковый профессионал, в сложившейся обстановке он не может сделать почти ничего.
– Странно, что именно то направление, которое зарабатывает деньги, находится на положении Золушки. Это ведь уже не случайное, а системное явление?
– Да. Вследствие всего вышесказанного, как со стороны представителя заказчика, так и со стороны проектировщика, поставщика оборудования, производителя работ, сформировалась уже определенная политика, состоящая в том, что технологию надо делать максимально дешевым способом. Невзирая ни на качество, ни на стабильность в работе, ни на производительность, ни на долговечность, ни на удобство в эксплуатации и обслуживании, ни на сроки окупаемости и приносимую прибыль – ни на что. Образно говоря, подвязать веревочкой, подпереть колышком, авось, и так сойдет. Установилась определенная вера в то, что оснащение рыбных цехов должно стоить чуть меньше тех денег, которые не жалко просто выбросить. Недавно один представитель заказчика на полном серьезе просил изготовить на судно комплект оборудования для рыбопереработки из дерева – больше ни на что руководство денег не выделяет. Вы смеетесь, а люди уже привыкли к такой ситуации, в ней живут и не представляют, что бывает по-другому. Когда мы слышим о том, что затраты на ремонт или модернизацию какого-то судна составили, к примеру, 80 миллионов рублей, надо понимать, что на долю технологии пришлось в лучшем случае 5-10% этой суммы. А то, что дешево достается, дешево и ценится. Но даже эти средства используются, чаще всего, далеким от идеала образом. В результате техническое состояние большинства рыбоперерабатывающих производств на Дальнем Востоке, как береговых, так и судовых, мягко говоря, оставляет желать лучшего. И изнутри в компаниях изменить эту ситуацию не получается. Это можно сделать только снаружи, со стороны.
– Низкая квалификация порождает недоверие, недоверие порождает недофинансирование, недофинансирование порождает проблемы, проблемы накапливаются. И что в итоге?
– В итоге рыбцех однажды просто перестает работать, выходит из строя полностью или частично. Ребром встает вопрос либо о модернизации, либо о полном переоснащении производства. И в 9 случаях из 10 переговоры о переоснащении даже небольших производственных участков, не говоря уже о более принципиальных вещах, приходится вести либо генеральному директору, либо собственнику компании. Им же приходится непосредственно заниматься заказом проектов по переоснащению, размещением заказов на оборудование, контролем за работой подрядчиков, определением приоритетов в модернизации и прочими, очевидно несвойственными им, вещами. Все эти функции, к тому же, приходится выполнять в жестком цейтноте, потому что у этих людей есть множество других, не менее важных задач. У них нет ни времени, ни возможности толком проанализировать поступающую от подрядчиков и поставщиков информацию, и тем более – заниматься всем этим постоянно. Не надо забывать и о том, что руководство компаний убеждено всем предыдущим опытом, что оборудование рыбцеха стоит очень дешево и приобретается по цене металлолома – о причинах этого мы достаточно подробно говорили. При этом они могут опереться только на свое собственное понимание ситуации либо на понимание проектировщика, поставщика. А поставщик и проектировщик также склонны всю ответственность перекладывать на плечи заказчика.
– А почему? Там же, считается, работают более квалифицированные специалисты.
– Дело в том, что со стороны компаний, занимающихся производством и поставками применяющегося в рыбопереработке оборудования, происходят те же самые процессы. Обороты у компаний небольшие, поскольку вкладываемые рыбодобытчиками и переработчиками в технологическое оснащение средства невелики, доходы низкие, перспектив не просматривается. Опытные, ответственные и высокопрофессиональные сотрудники вымываются, их места занимают те, кто оказывается под рукой. Они точно так же не понимают предмета, не знают специфики, боятся принимать решения и отвечать за последствия этих решений. Не надо думать, что это характерно только для России. Это происходит повсеместно. Я знаю не одну крупную международную компанию, производящую оборудование для рыбной отрасли, имеющую честно заслуженную в прошлом мировую славу, в штате которой на сегодняшний день остался один-единственный человек, в возрасте крепко за 70, понимающий, как это оборудование работает, как совмещается и встраивается в линии. В результате, целый ряд грандов европейской, японской и американской промышленности еще производит весьма достойные машины, но при разработке проектов технологических линий из них уже допускает грубые просчеты и ошибки. Примеров таких ошибок, обошедшихся заказчику в сотни тысяч, а то и в миллионы долларов, в России, да и в мире, достаточно. Именно поэтому компании-производители вообще перестают заниматься технологией, ограничиваясь только производством машин. Функция выстраивания из машин производственной линии в конкретных условиях и с конкретными параметрами применения этих машин переносится на инжиниринговые компании.
– Получается, что единственный выход для руководителя или владельца рыбодобывающего или перерабатывающего предприятия – самому становиться большим специалистом в технике и технологии? Но даже если он и станет им, когда ему заниматься остальной работой?
– Инжиниринговые компании как раз не только разрабатывают и применяют технические решения в области своей специализации, но и решают за заказчика его проблемы в этой области. Инжиниринг в российском исполнении отличается от проектирования тем, что проектировщик работает по техзаданию, выданному клиентом, и делает ровно то, что в нем впрямую указано. А техзадание это, если брать российские реалии, как правило, составлено в очень общих словах, без детализации, поэтому в нем есть множество лазеек, которыми проектировщик пользуется, причем так, что придраться к нему невозможно. В итоге, заказчик нередко получает не то, что ему нужно, а то, что проще или выгоднее было сделать проектировщику. Инжиниринговая компания сама, с полным знанием дела и с полной ответственностью составляет техзадание, ее задача – отработать не только на заказчика, но и за заказчика, дать ему максимально возможный результат в рамках имеющихся у него обстоятельств.
Есть три уровня понимания заказчиком технической проблемы.
Первый – это когда заказчик четко и в деталях представляет, какая проблема перед ним стоит и как ее решать, какое оборудование существует, кто его производит. Тут заказчику не нужен ни инжиниринг, ни проектирование, он сам в состоянии сформировать линию, осуществить компоновку, закупить необходимое оборудование и смонтировать его. Это единичные случаи либо очень простые проблемы.
Второй – это когда заказчик так же четко и в деталях представляет проблему, но сам ее решить не может, хотя достаточно хорошо разбирается в технических и технологических нюансах и располагает возможностями для того, чтобы на хорошем уровне проконтролировать ее решение. Такому заказчику поможет проектировщик.
Третий – когда заказчик представляет себе проблему в общих чертах, всеми нюансами технологии не владеет, временем и возможностью для постоянной совместной работы с проектировщиком не располагает. Это подавляющее большинство ситуаций, и здесь нужен инжиниринг. Так же, как и в той ситуации, когда заказчик и вовсе не видит проблемы, а видит только следствия ее наличия. Здесь проще пояснить на элементарном примере. На некоторых предприятиях приходится постоянно ремонтировать и менять транспортерные ленты. Это серьезные расходы, помимо того, постоянные простои, следовательно, недополученная выручка. В чем проблема? Неизвестно. Но она есть, и последствия ее видны. Как ее решать, тем более непонятно. Просто заменить проблемные транспортеры? Дорого, и не факт, что это поможет. Заменить ленты на какие-то другие? Какие именно? И опять-таки, неизвестно, даст ли это результат.
– Получается, ваша компания может быть задействована в решении любой задачи технического характера в области рыбопереработки? И тогда, когда еще только обсуждается проект будущего производства, и тогда, когда производство уже давно существует и работает?
– Именно так. Компания «Engineering&Development» может быть привлечена к работе на любой стадии и в любом объеме. Мы можем выступать как представитель заказчика, от начала разработки проекта нового производства до его запуска. Мы можем сделать аудит имеющегося проекта, если он уже разработан, выявить в нем все ошибки и узкие места, указать способы их исправления. Можем сделать аудит финансовой стороны проекта – найти менее затратные технические и технологические решения, предложить поставщиков оборудования или производителей работ с более низкими ценами при не меньшем уровне качества. Это позволяет заказчику сократить смету, как правило, не менее чем на 10-15%, а в ряде случаев и более того. Мы можем сделать технический и технологический аудит имеющегося и работающего производства, выявить имеющиеся проблемы и предложить пути их решения, указать приоритетные направления модернизации и составить планы ее осуществления. Разумеется, мы можем самостоятельно разработать проект любой сложности, модернизировать или построить и оснастить «под ключ» любое рыбоперерабатывающее производство, на берегу или на судне, ориентированное как на первичную, так и на глубокую переработку. У нашей компании есть устойчивые партнерские отношения с большим количеством российских и зарубежных компаний-производителей и поставщиков оборудования, комплектующих и материалов. Есть огромный опыт работы в рыбной отрасли, знание всего спектра широко применяемых и перспективных технологий, большой пакет собственных «ноу-хау». Мы можем оказать значимую помощь практически в любой ситуации. Обратиться к нам никогда не рано и никогда не поздно. Но тут как в медицине – чем раньше, тем лучше.
– Этим ведь перечень того, что умеет делать ваша компания, не исчерпывается?
– Компания обладает значительно более широкими возможностями, нежели только вопросы организации, технического и технологического оснащения и функционирования производств. «Engineering&Development» – первая компания в России, которая оказывает предприятиям рыбной отрасли еще и широкий спектр консалтинговых услуг для бизнеса. Наши компетенции – это организация и развитие сбыта продукции, организация и проведение различных маркетинговых, рекламных и PR-мероприятий, использование еще целого ряда бизнес-инструментов, которыми многие компании рыбной отрасли или не пользуются, или владеют ими недостаточно уверенно. Хотя потребность в этом осознают отчетливо. Поэтому, кроме слова «инжиниринг», в названии нашей компании есть слово «девелопмент» – развитие в самом широком смысле слова. Развитие бизнеса клиентов, организация и управление бизнес-проектами в их интересах – этим занимаются многие, но знания специфики рыбной отрасли, кроме нас, ни у кого больше нет. А это критически важно для успеха.
Сайт инжиниринговой компании «Engineering&Development» - http://enved.ru/
Александр ИВАНОВ, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Июль 2013 г.