Интервью

04 октября 2008 года
Олег КОЖЕМЯКО

Корякия надеется на преодоления кризиса в рыбном хозяйстве

Олег КОЖЕМЯКО, Губернатор Корякского автономного округа

Рыбная отрасль является основополагающей для Корякского автономного округа. Она формирует значительную часть валового дохода региона, деятельность рыбопромышленных предприятий обеспечивает социальное благополучие в прибрежных поселках, а стабильность самих предприятий зависит от путины. С этой темы мы и начали интервью с губернатором Корякского автономного округа Олегом КОЖЕМЯКО.

- Прогнозы дают основание надеяться на успешную лососевую путину в 2007 году. Насколько ей может помешать незавершенность разработки механизмов в организации и проведении конкурсов на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком?

- Согласно утвержденному прогнозу, который подготовила отраслевая наука на 2007 год, подходы тихоокеанского лосося к берегам Корякского автономного округа составят более 100 тысяч тонн. Цифра – рекордная для Корякского автономного округа, и мы понимаем, что это максимальный прогноз. Этот прогноз дает нам возможность воспользоваться теми механизмами оперативного регулирования промыслом, которые мы применяем на территории КАО в рамках действующего законодательства. Я имею в виду резерв 30% лимитов от общего ОДУ, чтобы в течение путины у нас оставался люфт для регулирования промысла в случае большего подхода рыбы. Кроме этого у нас работает оперативной штаб путины в Оссоре, куда ежесуточно стекается информация о ходе рыбалки. Отрадно, что в последнее время в Москве начали понимать значимость лососевой путины для региона. Об этом свидетельствует та оперативная работа по подготовке документов, которая позволяет за день-два решать очень существенные вопросы, к примеру, по переброске квот между предприятиями. Вы правы, шансы на путину-2007 очень хорошие, и наша главная задача – сработать с максимальной выгодой для округа.

Теперь что касается закрепления рыбопромысловых участков. Администрация округа и рыбопромышленники Корякии всецело поддерживают проведение конкурсов по закреплению, причем мы в первую очередь заинтересованы, чтобы вся процедура, вплоть до подведения итогов, была прозрачной, а их проведение было организовано на высшем уровне. Мы считаем, что только путем конкурсного отбора нужно определять, какие компании могут работать. И это будет не субъективное мнение губернатора или вице-губернатора – и даже не рыбохозяйственного совета. А это будет выверенный список, соответствующий порядку проведения конкурса.

Да, у нас были претензии к предложенным критериям конкурса. Дело в том, что некоторые требования совершенно неприемлемы для нашего региона, к примеру, «объем выпуска молоди с использованием собственных и арендованных мощностей рыбоводных предприятий». Ведь следует знать, что на территории округа нет рыборазводных заводов. Вопросы возникали и по количеству участников. Мы настаивали и впоследствии добились, чтобы в составе комиссии было 50 процентов представителей от региона и 50 от федералов. Теперь нужно определиться по количественному составу. Мы считаем, что по три человека от каждого ведомства – это много. В результате представительство пяти федеральных структур составляет уже 15 человек, да еще с нашей стороны 15. Собрать тридцать человек в одном месте в одно время? – Это сложно.

Более того, в Корякии находится свыше 300 рыбопромысловых участков и на Камчатке около 400. Если в день проводить 2-3 конкурса по участкам, то это затянется на несколько месяцев… Поэтому администрация округа и рыбопромышленники КАО обратились к министру сельского хозяйства Алексею Гордееву с просьбой о том, чтобы пересмотреть параметры критериев и проведения конкурса. Мы очень признательны министру, что он собрал совет по вопросам рыбопромышленного комплекса, и мы смогли доказать всем участникам, что необходимо вносить дополнения и изменения в порядок проведения конкурсов. В ближайшее время работа по подготовке этого важного документа завершится.
Однако, возникает другой вопрос: успеем ли мы к началу путины провести конкурсы? Ведь это очень сложный механизм.

Следующая сложность заключается в том, что мы разрабатывали идеологию закрепления рыбопромысловых участков по принципу «один водоем – один пользователь». С нашей точки зрения, это наиболее эффективное использование лосося в наших реках. Правительство нас в этом поддержало, но в конце 2006 года были внесены изменения в федеральный закон о границах рыбопромысловых участков, в котором сказано, что рыбопромысловые границы должны определяться согласно порядку. Вот только сам порядок пока еще не разработан. Будет новый порядок – будем готовить реестр рыбопромысловых участков по новой системе. Надо быть готовыми к тому, что только в апреле мы получим все необходимые документы, а конкурсы по закреплению рыбопромысловых участков проведем только после завершения лососевой путины этого года. А в этом году участки будем определять по местам лова… К сожалению, не все зависит от нас.

- Насколько лососевой путине в КАО мешает браконьерство, удается ли справляться с этим злом?

- Браконьерство – это проблема не только для Корякского автономного округа, но и для всех регионов, где есть рыбная отрасль. Браконьерство в России принимает угрожающие масштабы. От этого зла страдает и реализация продукции – браконьеры сбивают цены.

Я считаю, что надо поддержать Президента РФ, который считает, что всю браконьерскую икру надо не реализовывать через органы РФФИ, а уничтожать на месте. Тогда этот огромный пласт незаконного вылова просто уйдет в небытие. Мы много говорим об этом, но, к сожалению, очень мало делаем.

У нас в Корякском автономном округе налажена система борьбы с браконьерством во многом благодаря заинтересованности в сохранении ресурсов самих рыбопромышленников. Так, администрацией округа при финансовой и технической поддержке Ассоциации прибрежных рыбопромышленных предприятий КАО в 2006 году на основных нерестовых реках были созданы контрольно-наблюдательные посты. Посты обеспечивались рыбопромышленниками необходимым снаряжением: лодками, моторами, топливом, связью. Для более эффективной рыбоохранной работы мы приглашали специалистов из Амурского РОВД, у нас работали также представители частных охранных предприятий из Москвы и Хабаровска. Включены были в этот состав и сотрудники Россельхознадзора. Вопреки всем реструктуризациям, которые сейчас происходят в контролирующих ведомствах, мы смогли объединить их усилия и направить на единую цель – сохранение биоресурсов Корякии. Таким образом, благодаря всем этим мерам, мы смогли обеспечить на многих реках достаточно надежный контроль. Кроме этого проводились авиарейды. Мы задействовали наш штаб, куда стекалась вся информация по рыбоохранной деятельности. В результате за прошедший год у нас появились значительные успехи.

Наши рыбопромышленники понимают, что если они сами не будут обеспечивать охрану водоемов, то ни одна рыбоохранная организация ничего сделать не сможет. ООО «Тымлатский рыбокомбинат», ООО «Восточный берег» – эти предприятия практически с самого начала работы взяли на себя охрану нерестилищ тех рек, вблизи которых они ведут свою хозяйственную деятельность, и сегодня уже виден результат – возврат производителей в эти реки достаточно высокий.

- Руководству КАО удалось отстоять статус градообразующих рыбодобывающих предприятий, их перечень остался прежним. Насколько это важно и для самих предприятий, и для всего региона?Соответствуют ли критерии, предъявляемые к предприятиям, реальному положению вещей, специфике региона?

- Этот вопрос наиболее актуален для приморских субъектов Федерации, тем более для Корякского автономного округа. У нас много небольших поселков в очень отдаленных районах, и одними только бюджетными административными возможностями урегулировать жизнь в этих поселках невозможно.

В последнее время у власти и рыбопромышленников округа выстроен конструктивный диалог, рыбаки оказывали и продолжают оказывать значительную помощь по выводу округа из кризиса. Благодаря, в первую очередь, неоценимой помощи рыбаков, мы смогли в первые дни после землетрясения обеспечить минимальные бытовые условия в Корфе и Тиличиках. Именно рыбопромышленные компании предоставили финансовые и технические средства, а также обеспечили пострадавших временным жильем. Практически в каждом поселке на восточном и западном побережье вблизи нерестовых рек, где проходит промысел лосося, есть рыболовецкое предприятие, которое отвечает за вверенную ему территорию и решает различные социальные проблемы. Администрация округа стремится, чтобы градообразующее или базовое предприятие было в каждом поселке, чтобы оно несло достаточно большие социальные затраты для поддержания жизнедеятельности в селах. В данный момент наиболее эффективной и наиболее важной льготой для рыбопромышленных градообразующих предприятий, которые несут колоссальную социальную нагрузку, является сниженная плата за биоресурс. Но, к сожалению, сегодня у нас только 6 градообразующих предприятий пользуется этой льготой.

Мы всецело поддерживаем инициативу правительства по приданию предприятиям статуса градообразующих, однако сегодня уже назрела большая необходимость внесения изменений в это постановление, которое было издано более 5 лет назад. Определенные тогда критерии сегодня малоэффективны для придания статуса градообразующего предприятия. Для нас основным показателем градообразующего объекта является оказываемая рыбопромышленной компанией помощь в социально значимых мероприятиях. К сожалению, в этом постановлении статус определяется по другим показателям. Необходимо пересмотреть пункт, в котором снижение платы за биоресурсы для градообразующих предприятий определялось с учетом выделенных предприятию квот в 2001 году. Наше предложение – привязывать льготу к объему квот, выделяемых ежегодно. Тогда у многих предприятий появилось бы желание брать на себя социальную нагрузку. Критерии должны быть более четкими и менее запутанными.

Требует корректировки и такой критерий, как «среднесписочный состав».

Следующий спорный вопрос – период образования предприятия. Некоторые специалисты считают, что преемственности у предприятий не должно быть. Почему? К примеру, такие известнейшие предприятия, как Колхоз «Ударник», РА «Колхоз им. Бекерева». Как можно перечеркнуть их 75-летнюю историю? Ведь предприятие проходит перерегистрацию, меняет форму собственности, но от этого не меняется его производственная база, не меняется коллектив, не меняется его история, достижения. Главное – необходимо учитывать, что предприятия должны поддерживать социально-экономическое положение в тех селах, где они находятся. Тогда и администрация будет идти им навстречу, обеспечивая такие компании большими квотами по лососю. Это должно стать основой основ.

Если в других регионах, где лучше развита инфраструктура, дорожная сеть, статус градообразующего предприятия может и не иметь такого значения, то для Корякского автономного округа эта значимость очень велика. Поэтому главный критерий, по которому определяется статус градообразующего предприятия должен соответствовать его желанию работать на благо местных жителей вне зависимости от их численности, вне зависимости от того, сколько лет предприятие ведет деятельность на этом месте. Главное – желание помогать людям.

- Корякский автономный округ вступает в процесс объединения с Камчатской областью. Как это отразится на экономике рыбацких предприятий КАО, на их самостоятельности? Не пострадают ли рыбацкие поселки?

- Cложно говорить сейчас о всех нюансах, которые могут возникнуть. Очень многое будет зависеть от того, кто придет в управление краем. Если Корякию будут оценивать лишь «как 2% населения от всего края», и если так же будут смотреть на ее экономику, то, наверное, положительного эффекта это не даст. Что же касается рыбопромышленного комплекса Корякского автономного округа, то та созидательная работа, которая сегодня ведется по различным ее направлениям, будет продолжаться. Я обратился к министру сельского хозяйства Алексею Гордееву с просьбой объяснить, как с 1 января 2008 года мы будем делить квоты для прибрежного рыболовства. Сегодня есть прибрежка отдельно для Корякии, отдельно – для Камчатки. А так как действие 704-го постановления прекращается 31 декабря 2007 года, вполне вероятно, что именно по этому принципу и в 2008 году мы будем распределять квоты прибрежного рыболовства. Рыбаки для нас дороги, главное – не разрушить все то, что мы смогли сделать за два года работы.

- Результаты проверки Контрольного управления администрации Президента РФ и соответствующая резолюция Владимира Путина представить ему к 1 марта комплекс антикризисных мер по отрасли наделали в рыбацкой среде немало шума. Все ждут, кто с надеждой, кто с долей скепсиса, каких-то решений со стороны Правительства. Каких решений ждет рыбохозяйственный комплекс КАО?

- Сегодня при Госсовете под председательством губернатора Сахалинской области Ивана Малахова функционирует рабочая группа по вопросам рыбопромышленного комплекса. В ее составе солидная группа специалистов из многих регионов, из федеральных структур, научных организаций. Я тоже являюсь членом этой группы. Мы уже провели два заседания и сейчас готовим доклад, который озвучим на очередном заседании Госсовета по вопросам рыбохозяйственного комплекса в целом по России. Вопросов крайне много, проблем тоже огромное количество. Нам необходимо сформулировать и донести наиболее значимые вопросы, требующие скорейшего решения. Войдут сюда и результаты проверки Контрольного управления администрации Президента. Доклад будет достаточно лаконичный, но отразить в нем все необходимые моменты, надеюсь, мы сможем. Корякия, как и все другие субъекты РФ, в которых развит рыбохозяйственный комплекс, надеется на вывод отрасли из кризиса.

Елена ФИЛАТОВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»