Интервью

01 июля 2014 года
Дмитрий МАТВЕЕВ

Барьеры для рыбака сказываются на рыбе

Дмитрий МАТВЕЕВ, Президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина

Перед рыбодобывающими предприятиями Сахалинской области, в связи со спецификой региона, стоят особые задачи. Одна из них – успешное прохождение лососевой путины, обеспечение достойных уловов при сохранении запасов лососей. В то же время ряд проблем объединяет островных рыбопромышленников с коллегами из других дальневосточных регионов и России в целом. В интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина (АРС) Дмитрий Матвеев прокомментировал и специфические вопросы рыбной отрасли региона, и темы, волнующие рыбаков всей страны.

– Для рыбаков Сахалинской области наступило важное время лососевая путина. К чему готовятся островные предприятия в этом году и какие вопросы вышли в преддверии промысла красной рыбы на первый план?

– Путина на Сахалине стартовала с 1 июня, когда промысел тихоокеанских лососей был открыт в юго-западном районе. Уже прошло заседание Дальневосточного научно-промыслового совета, где обсуждалась организация путины, рекомендации науки по нашему региону были озвучены на заседании Сахалинского рыбохозяйственного совета. Намечены цели и задачи.

По-прежнему на путине предприятия будут работать по «олимпийской», заявочной системе. Время показало, что она правильная и позволяет оперативно регулировать промысел. Рыбаки при такой системе получают возможность выполнять свою главную задачу – ловить рыбу.

То есть вы убеждены, что система организации лососевого промысла, которая используется в настоящее время в регионе, оптимальна?

– Мы уже неоднократно говорили об этом. Если бы регулирование осуществлялось неправильно, горбушу бы выбили и через год рыба бы не вернулась. Но наблюдается обратное: на протяжении последних лет мы видим стабильные подходы горбуши на Сахалин. И уловы растут. О том, как будет с добычей в этом году, говорить пока рано, но прогноз для области дается оптимистичный.

Вопросов, конечно, остается много. В этом году вышли новые Правила рыболовства для Дальневосточного бассейна. Теперь мы не знаем, как осуществлять регулирование захода производителей в реки. По этому вопросу много дискуссий, но наша позиция тверда – регулировать заполнение нерестилищ нужно. Рыбоучетные заграждения как запасное колесо в машине: может и не понадобиться, а может – наоборот.

Согласно поправкам в правилах, запрещено перекрывать русло реки более чем на 2/3 его ширины. При этом самая глубокая часть русла должна оставаться свободной для прохода рыбы. Но это ничего не даст. Последствия очевидны: рыба, идущая на нерест по практически не перекрытому руслу, сможет беспрепятственно заполнять реку, не будет механизма регулирования численности производителей.

Реки на Сахалине лагунного типа, их устье и нижнее течение днем сильно прогревается. Из-за значительной разницы температур в море и в низовье реки горбуша испытывает стресс. Поэтому с началом массового хода не вся рыба добирается до нерестилища, и основная гибель происходит именно в нижнем течении рек, наиболее подверженном прогреванию. В таких случаях ранее практиковался ночной пропуск производителей, сейчас же он будет невозможен. Скопление погибших производителей в устье вызовет цепную реакцию донерестовой гибели и не даст остальным рыбам заполнить реку.

Излишние же производители на нерестилищах будут перекапывать нерестовые бугры с уже отложенной икрой, что вызовет ее гибель. Это может обернуться безрыбьем в дальнейшем.

Хотелось бы также обратить внимание на то, что изменения в правилах рыболовства, коснувшиеся дрифтерного промысла лососей, были приняты без научного обоснования, без рассмотрения научно-промысловым советом. Раньше вести дрифтерный лов можно было с 1 мая, сейчас – с 1 июня. Между тем, насколько я знаю, основные уловы нерки были с 15-17 мая.

Предприятия, которые в 2010 году участвовали в аукционе по приобретению долей квот на дрифтерном промысле, добросовестно выплатили необходимые суммы и получили доли на 10 лет. Они приобрели специализированные суда либо переоборудовали свой флот под дрифтерный лов. А теперь государство поменяло правила игры, и встает вопрос: каким образом компании смогу осваивать выделенные лимиты?

Мы убеждены: при подготовке правил рыболовства должны соблюдаться все необходимые процедуры и рекомендации науки.

В прошлом году отрасль всколыхнули предложения по изменению принципа распределения квот на вылов водных биоресурсов. Попытки по возвращению аукционной системы удалось остановить, однако в выступлениях представителей органов власти все-таки появляются формулировки про модернизацию «исторического принципа». Как вы считаете, нужно ли что-то менять в существующей схеме распределения квот?

– В последнее время у нас много авторов предложений по изменению системы распределения промысловых лимитов. Продвигались «квоты под киль», предлагалось вернуться к закреплению долей через аукционы.

Но к этому вопросу нельзя подходить однобоко. Есть немало предприятий, строивших свой бизнес с небольшого участка или небольшой бригады. Они год от года вкладывали деньги в модернизацию производства, закупали оборудование. Брали инвестиционные кредиты, построили заводы. Представьте, что будет, если квоты вновь распределять через аукционы, и что сказать тем, кто так развивал свое производство: «Извините, ребята, нашелся человек, который предложил большую сумму»?

Почему-то в последнее время у нас распространяется только негативная информация о ситуации в рыбопромышленном комплексе. Но при этом забывают, что основная задача рыбака – поймать рыбу и поставить ее для населения.

Сейчас очень много говорят о «квотных рантье». Но при решении этой проблемы нужно помнить, что есть холдинги, в составе которых одни предприятия имеют флот, другие – квоты. И подгонять последних под «рантье» тоже неправильно.

На мой взгляд, в вопросах распределения промысловых лимитов нужен гибкий подход, здесь очень много тонкостей.

То есть много неоднозначных моментов, которые надо обязательно принимать во внимание? И в обсуждении должны участвовать те, кто реально работает в отрасли?

– Да, безусловно, ведь кто лучше рыбака знает реальное положение дел, все проблемы и сложности?

Недавно подготовка предложений по совершенствованию механизма определения и закрепления за пользователями долей квот вновь связывалась с дополнительными обязательствами, включающими расширение производства, строительство рыбодобывающих судов, береговых перерабатывающих мощностей.

– А каким образом это понимать? Допустим, у рыбопромышленника есть налаженное производство, он занимается промыслом, выпускает мороженую рыбу, из отходов – рыбную муку. А ему скажут: «Делай копченую продукцию». Но ведь здесь условия диктует рынок. Если предприятие нормально функционирует, создает рабочие места, выплачивает налоги, пусть оно работает как работает, не нужно ему ничего навязывать. Спрос диктует, какая продукция необходима населению и в каком количестве.

И государству, в частности Министерству сельского хозяйства, необходимо пойти на диалог с рыбаками. Нужно все-таки стимулировать продажу продукции из российской рыбы на внутреннем рынке, используя механизмы госзакупок.

Но вообще на сегодняшний день главная просьба к государству – не мешайте рыбаку работать. Уже не раз поднимался вопрос о том, сколько у нас контрольно-надзорных органов привязано к рыбалке. Проверки с утра до вечера.

В море пограничники по-своему читают закон, о несовершенстве которого в части многократного пересечения госграницы говорилось уже не раз.

Нужно устранить барьеры в сфере ветеринарного контроля, убрать тотальные лабораторные проверки рыбопродукции. Призывают: «Дайте доступную рыбу!» Но ведь удорожание ее идет за счет различных факторов. Во сколько обходятся лабораторные исследования, простой судов, доставка на холодильники и все остальное, что связано с ветеринарным оформлением? Об этом много говорили.

Конечно, сейчас проще везти рыбу за границу. Между тем импортозамещение – действительно важная задача. На сегодня у нас очень много иностранной рыбы, особенно в крупных магазинах центральных регионов страны. Тиляпия, пангасиус. А какого этот товар качества? Необходимо наводить порядок.

Вернемся к теме распределения ресурса. Как вы считаете, станет ли увеличение срока, на который закрепляются доли квот, до 25 лет мощным стимулом для привлечения инвестиций в рыбную отрасль?

– Рыбаку нужна уверенность в завтрашнем дне, он должен знать, что в течение многих лет сможет продолжать работу. Если компании дали квоты на пять лет, она не будет развивать свое производство.

Но опять же, к этому вопросу нельзя подходить однобоко. Если рыбопромышленник налоги не платит, стремится только к получению личной прибыли, здесь должна быть реакция со стороны государства. Контроль за эффективностью работы на предоставленном в пользование ресурсе должен быть.

23 апреля глава Правительства РФ Дмитрий Медведев провел в Магадане совещание по перспективам развития рыбной отрасли. Обсуждались практически все волнующие промышленников темы. В их число попали и вопросы неоднократного пересечения госграницы судами рыбохозяйственного комплекса. Прокомментируете, пожалуйста, эту проблему. Какой выход из ситуации вы видите?

– Здесь вопрос встает в связи с несовершенством законодательства. Возникают проблемы при организации работы на приемке лосося у судов-переработчиков, ведь они должны выходить за 12-мильную зону для сброса льяльных вод. Закон не предусматривает получение разрешения на неоднократное пересечение госграницы под эти цели.

Конечно, острота ситуации сохранится до тех пор, пока не будут внесены изменения в законодательство. Для судов, осуществляющих рыболовство, нужно предусмотреть уведомительный порядок пересечения границы вместо разрешительного. Почему упрощенный порядок предусмотрен для паромов, теплоходов, курсирующих по маршруту «Холмск – Ванино» или «Корсаков – Южные Курилы», а для рыбаков сделали исключение?

Думаю, Министерство сельского хозяйства должно настоять на внесении поправок в законодательство, чтобы суда, занятые в рыбной отрасли, могли при производственной необходимости беспрепятственно пересекать границу. В соответствии с поручениями премьер-министра, ФСБ России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти должны предоставить соответствующие проекты в Правительство РФ до 2 июля 2014 года. И учитывая скорость согласования документов в различных ведомствах, не хотелось бы, чтобы решение вопроса с переходом на уведомительный порядок пересечения госграницы затянулось на месяцы или на годы.

Маргарита КРЮЧКОВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

Июль 2014 г.