Новости

Государство делает ставку на лизинг в судостроении

Заказчикам российских судов обещают возмещать часть затрат на уплату лизинговых платежей в течение всего периода действия госпрограммы по развитию судостроения до 2030 г.

Начиная с 2009 г. в федеральном бюджете были заложены целевые статьи расходов, направленные на развитие лизинга судов и морских сооружений, построенных на российских верфях. Несмотря на то что опыт прямого инвестирования госсредств в уставной капитал ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» на реализацию проектов лизинга оказался низкоэффективным, сама идея использования лизинговых схем как инструмента поддержки и развития отечественного судостроения вошла в госпрограмму «Развитие судостроения на 2013-2030 гг.». В числе предусмотренных мер господдержки и госрегулирования обновления флота, в том числе промыслового, предусмотрено создание специализированных лизинговых компаний.

Лизинг в судостроении характеризуется рядом особенностей, обусловленных высокой стоимостью судов и длительными сроками окупаемости (8-12 лет и более). Вместе с тем, как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, разработчики госпрограммы учитывают главное преимущество – минимизация единовременно отвлекаемых оборотных средств лизингополучателя. Это делает лизинговые схемы более приемлемым способом финансирования строительства судов, нежели привлечение собственных средств заказчика судна или банковский кредит.

В связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию в качестве единственной меры государственной поддержки развития лизинга морских и речных судов (остальные меры предложено исключить) предполагается осуществлять субсидирование процентных ставок по кредитам (в том числе экспортным)т на покупку российской судостроительной продукции. При этом отмечается, что доля участия заемных средств в сделке не может превышать 85% в связи с ограничениями ВТО – Организации экономического сотрудничества и развития.

Таким образом, разработчики госпрограммы подчеркивают, что «только субсидирование процентных ставок делает российские верфи конкурентоспособными по сравнению с зарубежными верфями и позволяет российским судоходным компаниям размещать заказы на отечественных верфях».

Финансирование лизинговой деятельности из госбюджета планируется осуществлять при соблюдении рядя обязательных условий. Суда должны строиться на российских верфях, по проектам российских проектных организаций и на класс российского классификационного сообщества. Эксплуатироваться новострой должен под флагом РФ с регистрацией в Российском международном реестре судов, как минимум на срок возмещения обязательства по помощи, выделенной государством.

Потенциальными клиентами лизинговой компании, по мнению специалистов Минпромторга, разрабатывавших госпрограмму, могли бы стать российские и зарубежные судоходные компании, отечественные госструктуры и российские судостроительные заводы.

В госпрограмме развития судостроения до 2030 г. прописан и механизм реализации лизинговой схемы. Основными участниками являются потенциальный покупатель российской судостроительной продукции, коммерческий банк и Внешэкономбанк – оператор программы по возмещению процентных ставок. После заключения соглашения между заказчиком и коммерческим банком, по запросу ВЭБ Минфин выдает средства на реализацию определенного проекта. После этого покупатель получает кредит по ставке, уменьшенной на размер двух третей от текущей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Во всех случаях реализация механизма компенсации банковских процентов возможна лишь при условии страхования риска невозврата кредита со стороны покупателя национальным банком или страховым агентством. Для иностранного покупателя страховщиком выступает национальное экспортное агентство.

В общей сложности по лизинговым схемам в период 2009-2012 гг. в России было построено около 40 грузовых, пассажирских и рыбопромысловых судов средней стоимостью около 300 млн. рублей. Предусмотренные бюджетом средства господдержки составили около 1 млрд. рублей. «При сохранении достигнутой эффективности лизинговых схем, средства, предусмотренные бюджетными планировками на указанные цели на период 2013-2017 годов, обеспечат возмещение оставшейся части затрат на уплату процентов по кредитам на суда, построенные до 2013 года (при восьмилетней схеме кредитования), а также организацию постройки по лизинговым схемам еще 65-70 единиц судов таких же типов», - указывается в госпрограмме.

Однако заявленные потребности российских судоходных и рыболовецких компаний в новом флоте – еще более 1000 судов, отмечают в Минпромторге. «В связи с этим предусматриваются средства господдержки - субсидии российским транспортным компаниям и организациям рыбохозяйственного комплекса на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга - на весь период действия государственной программы, т.е. и на период 2017-2030 годов, в размерах, пропорциональных стоимости создаваемых судов», – говорится в документе.

Планируется, что данная мера поддержки отечественного судостроения обеспечит полную загрузку не менее 15 судостроительных заводов средней мощности и численности и не менее 50 организаций смежных отраслей. Налоговые поступления в бюджет от деятельности судостроительных организаций до 2030 г. должны составить около 110 млрд. рублей.

Финансирование реализации данных мероприятий будет осуществляться как из средств федерального бюджета (в программе заложена сумма 26 800,5 млн. рублей), так и внебюджетных средств (30 047,05 млн. рублей). При расчете финансовой стороны вопроса учитывалось, что минимальная потребность в строительстве судов в условиях ожидаемого выбытия старого флота составляет порядка 25 судов в год, размер ежегодных субсидий на 1 судно – в среднем 25,4 млн. рублей.

«Исходя из вышеназванных допущений среднегодовая потребность в субсидиях на ближайшие 5 лет может составить около 762 млн. рублей в год, – отмечается в госпрограмме. – С учетом перспективной потребности организаций рыбохозяйственного комплекса, а также стремительно растущей потребности в сухогрузных и наливных судах дополнительная суммарная потребность в субсидировании перспективных контрактов на период 2016-2025 годов составит более 23 000 млн. рублей».

РИА Fishnews.ru

НазадМетки: страхованиесудостроение

Похожие новости

21 февраля 2013 года

Рыбацкая общественность просит сохранить основы стабильности отрасли

Попытки внедрения в законодательство понятия «квоты под киль» и внесудебного расторжения договоров пользования долями квот рыбаки воспринимают как игнорирование факторов стабильности развития и функционирования рыбной отрасли.

19 февраля 2013 года

Минпромторг оценил возможности отечественного судостроения

Потребность России в промысловых судах до 2025 г. оценивается Минпромторгом в 400 единиц различного тоннажа и назначения. В министерстве уверены: российские судостроители имеют возможность удовлетворить от 60 до 90% этого спроса.

18 февраля 2013 года

Рыбацкая общественность обсудила ключевые проблемы отрасли

Совет ВАРПЭ высказался в поддержку создания Минрыбхоза, обсудил проблемы законодательного регулирования «прибрежки» и новую версию «квот под киль», а также определил дату внеочередного собрания ассоциации.

15 февраля 2013 года

Российские рыбаки продолжат работу в водах Марокко

Россия и Марокко заключили новое соглашение о сотрудничестве в области морского рыболовства. В первый год действия документа российские рыбаки смогут добыть в марокканских водах 100 тыс. тонн рыбы пелагических видов.

13 февраля 2013 года

Зачем Минпромторгу тунцеловы?

Миллионы бюджетных денег тратятся на проекты, которые никогда не будут востребованы.

11 февраля 2013 года

Россия прокладывает путь к рыбным запасам Африки

Правительство РФ одобрило проект соглашения с Марокко о сотрудничестве в области морского рыболовства. Важный для рыбаков документ планируется подписать 13 февраля.

Лента новостей

14 декабря 2017 года

Ловишь в открытом море СЗТО – не проходишь контрольные точки

Правительство РФ предусмотрело обязательную доставку уловов, добытых в открытом море северо-западной части Тихого океана, на территорию России. В этом случае снимается требование о прохождении контрольных пунктов (точек).

Владимир Путин: Исторический принцип нельзя резко менять

Президент Владимир Путин заявил о важности сохранения исторического принципа предоставления права на добычу водных биоресурсов. При резком изменении системы рыболовство будет подорвано, считает глава государства.

Профсоюз отстаивает спасателей

Рыбацкий профсоюз в Приморье решил попросить у главы региона Андрея Тарасенко поддержки в вопросе сохранения аварийно-спасательного флота в системе Росрыболовства.

Насущные проблемы рыбоводства рассмотрят в Москве

Международный форум по аквакультуре состоится в столице 30 января. С докладами по актуальным вопросам выступят представители государственных органов власти, руководители отраслевых союзов и ассоциаций, бизнесмены и ведущие ученые.

ОСК подсчитала контракты по инвестквотам

На долю контрактов, заключенных рыбаками с судостроительными заводами в составе ОСК, приходится порядка 70% ресурсов, которые планируется выделить под инвестиционные квоты, заявил президент госкорпорации Алексей Рахманов.

Сахалинцы поддержали Всероссийский съезд рыбаков

Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области поддержала проведение IV Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства. Сейчас максимально важно защищать интересы отрасли, отметили в региональном объединении.

Треску Балтийского моря распределили между предприятиями

Продолжается подготовка к промыслу 2018 г. Росрыболовство распределило между пользователями прибрежную квоту добычи трески в Балтийском море.

Крабовый склад закрыли в столице Приморья

Почти 3,8 тонны крабовой продукции изъяли из незаконного оборота пограничники во Владивостоке. По предварительной оценке, рыночная стоимость товара составляет более 3,5 млн рублей.

За Минсельхозом и Росрыболовством закрепили «портовые» полномочия

Изменения, внесенные летом в закон о морских портах, отразили в положениях о Минсельхозе и Росрыболовстве. Речь идет об объектах портовой инфраструктуры.

У северных спасателей выдался напряженный год

Северный спасательный отряд с начала года осуществил 25 спасательных и поисковых операций. Кроме ликвидации аварий на промысловых судах, спасатели также помогали рыбакам-любителям и предприятиям аквакультуры.

Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28