Какую рыбу выбирает потребитель?
Рыбу в России покупают 88% населения, лидер по внутреннему спросу – свежемороженая рыба. Большой популярностью пользуется слабосоленая рыбопродукция (74%), копченую рыбу покупают 54% респондентов, отмечает исполнительный директор АДМ Алексей Буглак.
Социологическое исследование потребления рыбы в России в первом квартале 2016 г. выполнил Всероссийский центр изучения общественного мнения по заказу НКО «Ассоциация добытчиков минтая». Было опрошено более 3 тыс. респондентов из 130 населенных пунктов.
«Охлажденная рыба пользуется спросом у 48% населения. Не снижается популярность в России рыбных консервов и пресервов – 35% опрошенных заявили, что регулярно покупают такую продукцию», - рассказал Fishnews исполнительный директор ассоциации Алексей Буглак.
Он считает, что нынешняя структура потребления сложилась под действием имеющегося предложения: покупатель приобретает ту рыбу, которая есть на прилавках. Изменится предложение – изменится и структура потребления. В пример представитель АДМ привел рыбные полуфабрикаты, которые в потребительской корзине россиян занимают всего 2%. «В Германии 18% потребляемой рыбы – минтай, это обусловлено развитием целой индустрии переработки и потребления полуфабрикатов из минтая (рыбных палочек, филе в панировке, готовых блюд)», - обратил внимание исполнительный директор ассоциации.
Он отметил, что самая популярная рыба на российском рынке – это сельдь, а минтай занимает четвертое место, уступая также скумбрии и лососевым. Представитель АДМ объясняет популярность сельди и скумбрии видами продукции, производимой из них. «75% потребителей покупают соленую продукцию из сельди. Очевидно, что это связано именно с форматом продукции: сельдь приобретают как готовую закуску в виде нарезки или соленых кусочков. Аналогичная ситуация со скумбрией: 22% потребления приходится на соленую продукцию и нарезку, больше половины – на копченую рыбу. Опять-таки 74% покупок – готовая к употреблению продукция», - констатировал Алексей Буглак.
Согласно данным ВЦИОМ, по «благородным» лососям, таким как семга и форель, основное потребление приходится на мороженую (35%), охлажденную (22%), соленую рыбу (23%), филе охлажденное и мороженое (по 10%). По горбуше, самому «бюджетному» виду лососевых, картина потребительских предпочтений меняется. Покупатель горбуши отдает предпочтение более дешевому виду продукции – мороженой рыбе (62%), а на готовую (копченую и соленую) продукцию приходится 28% спроса.
«Основной потребитель минтая (54%) живет в селах, поселках городского типа и малых городах до 100 тыс. жителей, что отчасти коррелирует с невысокими доходами целевых покупателей и, возможно, ограниченностью выбора другой доступной рыбы в этой местности, – обратил внимание эксперт. - На города-миллионники приходится 20% потребления, чему способствует высокая степень проникновения торговых сетей, не только предлагающих мороженые тушки для потребителей с невысоким доходом, но и удовлетворяющих спрос на филе и охлажденный минтай».
В региональном аспекте лидерами по минтаю являются Приволжский и Центральный федеральные округа (без Москвы), на долю которых оценочно приходится 37% и 32% внутреннего потребления этой рыбы. Третье место (13%) занимает Южный федеральный округ, на другие регионы приходится 18% продаж минтая.
Алексей Буглак отметил, что большая часть спроса на белую рыбу (минтай, хек, треска, пикша) приходится на мороженую рыбу целиком (89%), исключение составляет треска (74%). Доля мороженого филе белой рыбы в рыбной корзине в целом не очень высокая (2 – 4%).
Результаты опроса ВЦИОМ показывают, что 16% респондентов регулярно покупают охлажденную треску, 13% – охлажденную пикшу и 7% – охлажденного хека.
«Это свидетельствует о растущем спросе на охлажденную рыбу, даже если она не из «премиальных» пород. Для значительной группы потребителей важен удобный в приготовлении формат продукции: выбирая «охлажденку», покупатель экономит время на разморозку. С другой стороны, желание торговых точек удовлетворить спрос на охлажденную рыбу приводит к дефростации свежемороженой продукции, что сказывается на качестве товара и может негативно повлиять на последующий выбор покупателей», - обратил внимание исполнительный директор ассоциации.
Полный текст читайте в разделе «Личное мнение» на сайте Fishnews.