Граница была на замке
После освобождения в начале сентября 1945 года Курильского архипелага от японских захватчиков на всех островах стали нести службу советские пограничники. Не стали исключением и южные Курилы. Люди в «зеленых фуражках» стремились четко и последовательно выполнять все требования закона «О государственной границе СССР». Они делали все для того, чтобы курильчане жили и работали в спокойной обстановке.
Крылатая фраза: «граница на замке» полностью отражала её подлинный смысл. Наша соседка Япония, потерпев сокрушительное и унизительное поражение во Второй мировой войне, начиная с 1946 года, то есть после начала так называемой «холодной войны», вместе со своим новым союзником в Азиатско-Тихоокеанском регионе – США, развернула активную разведывательную деятельность на дальневосточных рубежах, в том числе и на Курилах.
Наиболее активно в тот период на территории Хоккайдо действовали спецслужбы американской оккупационной армии: подразделения военной разведки («Джи-Ту»), находившиеся в г. Саппоро, и 37-й отдел военной контрразведки («Си-Ай-Си»), имевший свои подразделения в городах Саппоро, Вакканай, Кусиро, Асахигава и Хакодатэ. В разведывательной работе против СССР американцы широко использовали сотрудников распущенных секретных служб Японии, которые прежде специализировались по советскому Дальнему Востоку.
Кроме того, почти весь русский отдел генерального штаба императорской армии был переведен из Токио на Хоккайдо, поближе к Сахалину и Курильским островам. Данный отдел, действуя под вывеской «регионального мобилизационного бюро», фактически занимался подготовкой и заброской на острова шпионов. В послевоенные годы американским и японским спецслужбам удалось собрать разностороннюю информацию о Сахалинской области, включая Курильские острова, путем опроса японцев, репатриированных с южного Сахалина и Курильского архипелага в 1946-1948 годах.
В первые послевоенные годы нарушенной госграницы было мало – от 5 до 20 в год. В большинстве своем нарушителями оказывались японские рыбаки-браконьеры. В 1947 году пограничный корабль ПК – 14 задержал шхуну, занимавшуюся незаконным морским промыслом у берегов Кунашира. Во время её досмотра были обнаружены два японских разведчика, которые выдавали себя за рыбаков. У них изъяли большую сумму советских денег, подробные карты погранрайонов и целый арсенал шпионского снаряжения. Попытка проникновения на советскую территорию провалилась. Несостоявшиеся разведчики на допросах подробно рассказали о том, как их завербовали, потом готовили для заброски на Кунашир, о задании, которое им предстояло выполнить на острове, о тех, кто их обучал шпионскому ремеслу.
Настоящий расцвет разведывательной деятельности в районе Южных Курил приходится на 50-е годы ХХ века. Японские и американские спецслужбы усиленно внедряли своих агентов в экипажи рыболовецких судов. Хотели взять количеством, в надежде, что хоть одному из них повезет и он сможет легализоваться на советской земле. В тот период в год задерживали в среднем уже до 46 японских шхун.
Сам пик шпионажа против СССР пришелся на 1954 год. Тогда морские пограничники арестовали 76 шхун. Крупный «улов» стражам морских границ выпал в 1953 году. Осенью того года со шхуны «Сева мару» удалось высадиться на Кунашир двум инспекторам школы радиоразведки из Саппоро Тами Ахира и Такакура Ютака. Об этом сообщил пограничникам один из задержанных моряков с этого судна.
Шпионы, хорошо ориентируясь на местности, пытались скрыться в лесных дебрях. Во время преследования Такакура Ютака был ранен и арестован. А второй шпион сам сдался после того, как на его зашифрованное послание в разведцентр с просьбой о помощи пришел ответ. Руководитель филиала американской контрразведки «Си-Ай-Си» в Саппоро прямо в эфире открытым текстом сообщил: «Шхуна на помощь выйти не может. В проливе советские пограничники. Уничтожайте улики. Молитесь Богу».
Той же осенью на борту шхуны «Хэйси мару» поймали с полным шпионским снаряжением опытного японского разведчика Фуцудзава Канамэ. Об этих и других подобных случаях сообщалось в советских средствах массовой информации. По ним были написаны книги, сняты остросюжетные фильмы. Но были, оказывается, и такие истории, которые не получили широкий публичной огласки.
В 1974 году мне довелось на Шикотане не раз беседовать с островными сторожилами, которые участвовали в освобождении южных Курил, затем служили на них, а потом остались здесь жить и работать. В прошлом году с горечью узнал, что никого из них уже нет в живых. Одни их них покоятся в островной земле, другие закончили свой жизненный путь где-то на материке.
Если верить их рассказам, то в январе 1950 года японские диверсанты тайно на небольшом катере приплыли на Парамушир. И по подземным тоннелям, хорошо сохранившимся ещё со времен японской оккупации острова, проникли в Северо-Курильск, где убили начальника погранзаставы вместе с его семьей. Убийцы ушли также незаметно. Их поиски успеха не принесли.
По рассказам другого сторожила, якобы в начале 50-х годов на восточной, необжитой стороне Шикотана японские диверсанты вырезали целую погранзаставу. После этой трагедии её забросили, и на ней больше никто не служил. Насколько правдивы эти истории, мне не удалось узнать. Курильские острова, на которых долгое время хозяйничали японцы, превратившие некоторые из них в настоящие крепости, до сих пор хранят много тайн.
После подписания в 1956 году совместной советско-японской декларации количество нарушений границы сократилось в четыре раза и прекратились террористические акты. Этому во многом способствовали ещё модернизация технических средств по охране границ и поступление в Шикотанскую морскую бригаду пограничных кораблей новых современных судов.
Но в начале 60-х годов, когда советско-японские отношения вновь обострились из-за невыполнения правящими кругами страны восходящего солнца условий совместной декларации 1956 года, снова возросли случаи нарушения границы на южных Курилах. Вновь среди задержанных морских пиратов-браконьеров пограничники обнаруживали японских шпионов. Среди них оказались опытные разведчики братья Тахакаси.
В середине 60-х годов японская и американская разведки, поняв бесперспективность своих попыток засылки шпионов на острова, перестали их отправлять туда. С того времени в качестве нарушителей государственной границы СССР в районе южных Курил стали выступать японские браконьеры, да фанатичные юнцы, требующие возврата «северных территорий».
Д. АНДРЕЕВ. Газета «Рыбак Сахалина» № 8 от 27 февраля 2014 г.