– Александр Вадимович, каковы итоги работы рыбохозяйственного сектора Сахалина и Курил за минувший год? Удалось ли выполнить собственные планы?
– Отрасль развивается достаточно динамично. Не стал исключением и 2012 год. При запланированном освоении водных биологических ресурсов в объеме 650 тыс. т предприятиями рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области добыто 732,9 тыс. т и произведено рыбной и иной продукции в количестве 442,2 тыс. т. Увеличение количества береговых рыбоперерабатывающих предприятий в сравнении с 2011 годом позволило переработать дополнительно на российском берегу 6 тыс. т водных биоресурсов. Экспорт водных биоресурсов в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизился на 5,2 тыс. т. Предприятиями рыбопромышленного комплекса области в 2012 году уплачено налогов 1,58 миллиарда рублей, что на 4 миллиона рублей больше, чем в 2011 году. Среднемесячная заработная плата одного работающего в рыболовстве увеличена на 8 тыс. рублей и составила 43,7 тыс. рублей, в переработке – на 3 тыс. рублей и составила 29,8 тыс. рублей.
В сфере искусственного воспроизводства тихоокеанских лососей Сахалинская область продолжает удерживать лидирующее положение среди субъектов Российской Федерации. В 2012 году на лососевых рыбоводных заводах на инкубацию заложено 923 млн. шт. икринок. В последние годы общая закладка икры для искусственного воспроизводства растет. За последние 6 лет она выросла на 101 млн. шт. Это связано с введением в строй новых рыбоводных заводов. В Холмском районе на реке Кострома предприятием ООО «СТПК-2006» в 2011 году создан питомник, в котором в 2012 году заложено на инкубацию более 12 млн. шт. икринок кеты. На Курилах введено в строй два новых рыбоводных завода: «Бухта Оля» и «Китовый», это предприятия нового типа – не привязанные к рекам с дикими популяциями лососей. Заводы расположены на морском побережье Итурупа и формируют свои собственные стада кеты, не «пересекающиеся» с диким лососем на нерестилищах. В 2012 году на этих двух заводах заложено около 70 млн. шт. икринок кеты. Вышеуказанные заводы построены с привлечением частного капитала.
Вместе со строительством новых рыбоводных заводов продолжается постепенная переориентация действующих рыбоводных предприятий на кету – более ценный в промысловом отношении и обладающий более строгим хомингом вид лососей. Так, в 2007 году разведением кеты занимались 24 рыбоводных завода из 34, а в 2012 году число заводов, воспроизводящих кету, составило 36 из 38.
– Как на сегодняшний день обстоят дела с принятием региональной целевой программы по развитию прибрежного рыболовства и береговой инфраструктуры на 2013-2018 годы?
– В конце января долгосрочная целевая программа была утверждена. На ее реализацию планируется направить более 5 млрд. рублей. Из них 2 млрд. 235 млн. руб. – средства областного бюджета. Программа предусматривает не только увеличение вылова водных биоресурсов до 776 тыс. т, производства пищевой продукции до 489 тыс. т, но и увеличение числа предприятий, работающих круглогодично и выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Сейчас большинство предприятий, особенно рыбоперерабатывающих, работают только в сезон лососевой путины. Прогнозируется рост среднедушевого потребления рыбной продукции. В регионе его планируется довести до 35,5 кг.
В рамках программы предусмотрено восстановление и строительство порт-ковшей и убежищ, что имеет особое значение для наших территорий. В программе подчеркнута значимость аквакультурных хозяйств, создания предприятий замкнутого цикла: воспроизводство-добыча-переработка, что позволит значительно увеличить загрузку береговой переработки. Будет поддержано и развитие такого направления, как организация промысла недоиспользуемых видов: водорослей, кальмаров, анчоуса и других ВБР, что, в свою очередь, приведет к увеличению продолжительности работы флота, загрузке береговых производств, увеличению объемов и ассортимента продукции, созданию дополнительных рабочих мест.
В ходе реализации мероприятий программы предполагается использовать механизм субсидирования. Субсидированием по кредитам (компенсацией части затрат) планируется поддержать обновление рыбопромыслового флота, поддержать предприятия, которые производят продукцию с высокой добавленной стоимостью, ориентированные на глубокую переработку (консервы, кулинария). В этом направлении нам предстоит выходить на новые рынки сбыта. Ведь собственное потребление населением области не превышает 15 тыс. тонн в год. То есть это не более 2% общего вылова. Хотя прогнозируется рост среднедушевого потребления рыбной продукции. В регионе его планируется довести до 35,5 кг.
Я вижу большой потенциал для роста потребления рыбопродукции не только в нашем регионе, но и в целом в России именно в тех сферах, где первостепенное значение имеет качество продуктов питания и их биологические свойства. В школах, интернатах, детских дошкольных учреждениях в рационах питания должно быть больше нашей дальневосточной рыбы – минтая. Общеизвестно, что рыбопродукция – источник незаменимых белков для диетического питания в учреждениях здравоохранения. В то же время это недорогой, но ценный продукт для рациона в воинских частях и т.д. Любой врач может подробно объяснить, как здоровье человека коррелируется с его диетой на протяжении всей жизни, об этом написаны тысячи научных работ. Но Федеральное законодательство о госзакупках не позволяет нам просто взять и удовлетворить все эти потребности за счет первоклассной сахалинской рыбопродукции. Хотя, казалось бы, все заинтересованы в том, чтобы на внутренний рынок поступало как можно больше отечественной рыбы. Поэтому, я уверен, нам надо искать механизм, как это сделать, не нарушая законодательство о госзакупках. Это задача для совместной работы с органами федеральной власти и бизнесом.
– Островной регион взял курс на производство продукции с высокой добавленной стоимостью и заинтересован в инвестициях. А какова заинтересованность в этом вопросе зарубежных инвесторов и что вы им можете предложить? Есть ли уже результаты такого сотрудничества?
– Наша область, безусловно, является привлекательной для иностранного инвестора в разных отраслях экономики, и рыбохозяйственный сектор – не исключение. К примеру, развивается межрегиональное взаимодействие с префектурой Хоккайдо, основой которого является «Соглашение о дружбе и экономическом сотрудничестве».
С целью укрепления и расширения существующих связей в сфере рыбоперерабатывающей промышленности с иностранными бизнес-партнерами в правительстве Сахалинской области были организованы встречи с предпринимателями Хоккайдо для рассмотрения возможности по созданию на нашей территории совместных предприятий по переработке морской капусты и минтая. В настоящее время идет подготовка инвестиционного проекта по созданию совместного производства.
– Создание новых мощностей по переработке заставляет задуматься об их полной и круглогодичной загрузке, то есть об увеличении объемов сырья. Вместе с тем повышается актуальность вопросов, связанных с транспортировкой, хранением, энергообеспечением, утилизацией рыбных отходов и так далее. Бизнес Сахалина и Курил в состоянии комплексно решать эти проблемы?
– Переработка водных биоресурсов предприятиями Сахалинской области – это заморозка, посол, сушка, вяление, копчение, выпуск кулинарии и консервов (пресервов) из рыбы и морепродуктов, добываемых в Сахалино-Курильском бассейне.
Перерабатывающие мощности Сахалина на 1 января 2013 года имеют в наличии холодильных мощностей единовременного хранения на 156,1 тыс. тонн готовой продукции. Рост объемов холодильных мощностей составил 5,97%. В 2012 году увеличены холодильные мощности в 7 муниципальных образованиях и городских округах: в Долинском, Корсаковском, Поронайском, Тымовском, Холмском, Охинском и г. Южно-Сахалинск.
Возможности предприятий позволяют перерабатывать около четырех млн. тонн водных биоресурсов в год, но в силу сезонного использования мощностей их годовая загрузка не превышает 30%.
С привлечением частных инвестиций продолжается реализация приоритетного комплексного проекта, направленного на максимальную эффективность использования биоресурсов. Сегодня можно констатировать, что проект близок к завершению. Его результат заключается в сочетании производств (пирс с. Крабозаводское на о. Шикотан, холодильные мощности в Корсакове и консервное производство в Озерске), позволившем создать дополнительно 123 рабочих места и увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней на сумму более 100 млн. рублей.
Общий объем инвестиций в создание новых мощностей по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью из водных биологических ресурсов за 2012 год составил 1190 млн. рублей.
– Каково будущее у консервного производства в Сахалинской области?
– В 2012 году в нашем регионе рыбных продуктов выпущено 442,2 тыс. т, или 91,1% к уровню 2011 года. Снижение объемов выпуска обусловлено именно уменьшением производства консервов. Их к 1 января 2013 года произведено 33,6 муб, или 67,2% к уровню 2011 года.
В последнее время стало более выгодно производить продукцию с высокой добавленной стоимостью как можно ближе к потребителю, поэтому основным производством перерабатывающих предприятий Сахалинской области является выпуск мороженой продукции из водных биоресурсов.
Однако к путине 2013 году в с. Озерское планируется ввод в эксплуатацию консервного производства производительностью до 20 муб. в год, что даст дополнительные рабочие места в количестве 60 постоянно работающих человек и 120 человек в сезонный период. Кроме того, продолжается монтаж консервного цеха в Анивском районе на 18 туб в сутки.
В результате реализации областной программы объемы производства пищевой рыбопродукции, в том числе консервов из рыбы и морепродуктов, должны увеличиться до 489 тыс. тонн.
Правительство Сахалинской области планирует подойти к решению вопросов системно. В долгосрочной целевой программе предусмотрено сразу несколько механизмов поддержки для предприятий, осуществляющих мероприятия по развитию рыбоперерабатывающего комплекса, в том числе и на производство консервов из рыбы и морепродуктов, что позволит увеличить количество предприятий, работающих круглогодично.
На реализацию мероприятия «Государственная поддержка предприятий рыбохозяйственного комплекса» будет выделено 1 млрд. 330 млн. рублей, которые могут быть использованы в форме бюджетных инвестиций на модернизацию перерабатывающих мощностей, на строительство холодильных мощностей, на строительство заводов (либо приобретение технологического оборудования) по переработке рыбных отходов.
Субсидии предусматриваются на возмещение процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на приобретение вновь вводимого в эксплуатацию оборудования для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью и организации промысла недоиспользуемых объектов ВБР, и на возмещение части затрат, понесенных организациями на производство товарной продукции, в том числе консервов и пресервов, а также для организации промысла недоиспользуемых объектов ВБР.
– Изменилась ли у сахалинских рыбаков система взаимоотношения с Россельхознадзором?
– Руководство Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору дважды в 2012 году проводило на Сахалине совещания по вопросам оформления продукции из водных биологических ресурсов, которые временно стабилизировали работу рыбопромышленных предприятий. Однако обещанный удобный алгоритм в сфере оформления ветеринарных сопроводительных документов на рыбопродукцию до настоящего времени не выработан.
Минсельхозом России не утвержден административный регламент исполнения федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок.
Отсутствие представителей Россельхознадзора в некоторых районах Сахалинской области, ограничения полномочий специалистов пограничного ветеринарного контроля на государственной границе и транспорте, увеличение времени документооборота и отсутствие оперативности в решении возникающих вопросов, которые требуют немедленного решения и личного присутствия руководителя хозяйствующего субъекта, приводят к задержкам оформления рыбопродукции, простоям транспортных судов и увеличению демереджа. В свою очередь, решение вопросов, возникающих на разных стадиях производственных процессов: от вылова водных биологических ресурсов до изготовления и транспортировки готовой продукции, – приходится согласовывать с руководителем Управления ветеринарного и фитосанитарного надзора по Приморскому краю и Сахалинской области, который находится во Владивостоке. Создаются ситуации, при которых происходит перенаправление документов из Южно-Сахалинска во Владивосток и обратно.
В свою очередь задержки по оформлению документов и простои судов дискредитируют предприятия рыбопромышленного комплекса Сахалинской области перед деловыми партнерами и наносят значительный финансовый ущерб предприятиям Сахалинской области.
– Какие факторы, на Ваш взгляд, являются основным тормозом развития рыбохозяйственного сектора экономики в регионе?
– Основным фактором, на наш взгляд, является несовершенство законодательства. Так, отсутствие законодательства в области аквакультуры не позволяет эффективно развиваться предприятиям, занимающимся воспроизводством тихоокеанских лососей, и существенно тормозит возможное развитие предприятий аквакультуры в прибрежных районах Сахалина и Курильских островов. Отсутствие норм, регулирующих отношения при осуществлении прибрежного рыболовства, существенно мешает более полному освоению квот водных биологических ресурсов, установленных предприятиям для данного вида рыболовства, так как не позволяет сохранить уловы водных биологических ресурсов для последующей переработки на береговых рыбоперерабатывающих предприятиях, добытых в удаленных от мест доставки уловов районах территориального моря, примыкающего к территории Сахалинской области.
– Какие еще стимулы для бизнеса предлагаются областным Правительством и какова Ваша позиция в вопросе освоения ЛРЗ промвозврата?
– В принятой областной программе «Развитие прибрежного рыболовства и береговой инфраструктуры Сахалинской области на 2013-2018 годы» предусмотрено сразу несколько механизмов поддержки предприятиям, осуществляющим мероприятия по развитию аквакультуры, в том числе строительство новых ЛРЗ и питомников. Среди мер поддержки предусмотрено возмещение части затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по привлеченным краткосрочным и долгосрочным кредитам на приобретение и расселение оплодотворенной икры, жизнестойкой молоди для воспроизводства и аквакультуры, на разработку биотехнологий новых или перспективных объектов воспроизводства и аквакультуры, на приобретение техники и оборудования организациям, занимающимся воспроизводством и аквакультурой.
Предусмотрено возмещение части лизинговых платежей на приобретение вновь вводимого в эксплуатацию оборудования для предприятий, занимающихся воспроизводством и аквакультурой, возмещение части затрат на развитие системы страхования рисков в области воспроизводства и аквакультуры.
Говоря о развитии аквакультуры, следует, конечно же, понимать, что всерьез надеяться на инициативу бизнеса в этой сфере можно только при достижении правовой определенности. Прежде всего необходимо скорейшее принятие федерального закона «Об аквакультуре». В отсутствие закона правовой вакуум самым негативным образом сказывается в решении такого важного вопроса, как вылов промыслового возврата лососей от работы рыбоводных заводов. В настоящее время, если предприятие, осуществляющее искусственное воспроизводство тихоокеанских лососей, является пользователем рыбопромыслового участка, предназначенного для промышленного или прибрежного рыболовства, оно получает право на вылов своего промыслового возврата на общих основаниях, наравне с прочими участниками промысла, которые не вкладывают средства в лососеводство. Понятно, что такое положение не стимулирует бизнес к инвестициям в воспроизводство.
Надежды на исправление ситуации мы связываем с законом «Об аквакультуре». При этом мы считаем, что существующее коммерческое лососеводство в законе должно рассматриваться только как «пастбищная аквакультура». Данный подход позволит собственникам частных рыбоводных заводов реализовать свое право собственности на промысловый возврат лососей, полученный благодаря деятельности их рыбоводных заводов. В противном случае, если к коммерческому лососеводству будет применено понятие «искусственное воспроизводство», в лососеводстве и после вступления в силу закона «Об аквакультуре» сохранятся все негативные явления, действующие в настоящее время. Поскольку искусственное воспроизводствоне предполагает вылова промыслового возврата и, по существу, не может являться коммерческой деятельностью, то возникновение права на вылов промыслового возврата не предусмотрено. Неопределенность в данном вопросе создает предпосылки как для конфликтов хозяйствующих субъектов, так и для коррупции, поскольку право на вылов промыслового возврата в конечном итоге непременно будет реализовано тем или иным способом, но этот способ не будет предусмотрен законодательством.
Елена ФИЛАТОВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Март 2013 г.