– Сергей Владимирович, напомните, как давно вы пытаетесь решить проблему «незаходных» судов?
– Наше судно «Генерал Трошев» в строю уже два года, но эту тему мы начали обсуждать еще три года назад. Когда-то эту проблему пытался решить Виктор Зубков, но, к сожалению, безуспешно. Мы регулярно выступали с предложениями на различных совещаниях разных уровней – от Дальневосточного научно-промыслового совета до Всероссийского съезда рыбаков, писали обращения в министерства, но пока воз и ныне там. Эта проблема приобрела уже политический характер – для чего в государстве создаются такие условия, которые мешают полноценной работе и становятся отпугивающим фактором для потенциальных инвесторов? Ведь очевидно, что если суда такого класса, как «Генерал Трошев», будут обслуживаться в российских портах, то под них будет создаваться соответствующая инфраструктура, будут появляться рабочие места. Но если не делать шагов к тому, чтобы судовладельцам стало выгодно вести обслуживание своего флота в российских портах, то о каком развитии можно говорить?
– Какой в таком случае должен быть первоочередной шаг?
– Это устранение основной причины появления «незаходных» судов – необходимости уплаты НДС и таможенной пошлины в размере 18% и 5% соответственно от стоимости судна. В случае с «Генералом Трошевым» – стоимость судна обошлась нам в 40 млн. долларов, а указанные 23% сборов – это 9,2 млн. долларов. Даже для нашей компании это очень серьезная сумма. Поэтому нам просто невыгодно максимально эффективно использовать судно. Аналогичные проблемы и у рыбаков на Северном бассейне. Должен быть закон или указ Президента, освобождающий владельцев построенных судов от НДС и таможенной уплаты.
Сейчас мы не можем, к примеру, полностью эксплуатировать «Генерала Трошева» на красной путине. Наша компания, конечно, будет работать на Камчатке, мы будем принимать и перерабатывать сырец, но перспективы включить в этот процесс «Генерала Трошева» нет. Кроме того, нам приходится производить смену экипажа, любые виды ремонта за границей. Соответственно, ряд услуг, которые могли бы оплачиваться здесь, идут в доход иностранных бизнесменов. Поэтому для государства это также невыгодно.
– Почему же, на ваш взгляд, этот вопрос уже пять лет на повестке дня, а суда продолжают обслуживаться за рубежом? Ведь для экспертов и властей такая ситуация должна быть предсказуемой с самого начала?
– Мне кажется, в какой-то момент произошел сдвиг в нашем государстве – принципиально изменилось взаимоотношение государства в лице чиновников и рядовых людей. Сегодня уже непонятно, государство ли создано для людей или люди существуют для государства? Каждый чиновник ассоциирует себя с высокой государственной ролью, хотя, по сути, сейчас он просто элемент бюрократии. Мы не понимаем, для чего нам нужны в принципе чиновники? Если они не в состоянии решить этот вопрос, то надо просто расформировать данное ведомство, а их направить на что-то более полезное.
Здесь принципиально отметить, что если в Приморье эта проблема мало кого кроме нас волнует, то на Северном бассейне, в Мурманской области она выглядит по-другому. В соседней Норвегии уже отстроена инфраструктура, ориентированная на российские «незаходные» суда. И все деньги, которые могли бы идти в Россию, идут в соседнее государство. Более того, сами отечественные рыбаки уже не горят желанием идти в Мурманск, поскольку у них уже налажены схемы работы с норвежцами.
– Достаточным ли будет в таком случае просто отказ от необходимости уплачивать 23-процентный сбор за построенное за рубежом судно?
– Конечно, нет: вопрос о «незаходных» судах нужно решать в комплексе. И не путем введения обязательств, несовместимых с коммерческой деятельностью, а необходимо устранить препоны, мешающие работе. На сегодняшний день Россия не может конкурировать со странами Юго-Восточной Азии в плане развития судоверфей. У нас банально не хватает производства, поэтому прибегать здесь к палочной системе бессмысленно.
Мы считаем, что только рассмотрев эту проблему с разных сторон, оценив и возможности береговой инфраструктуры, и возможности судостроя в России, и задачи, поставленные перед отраслью, можно решить вопрос о «незаходных» судах.
Сейчас на всех уровнях идет обсуждение вопроса об установлении многолетних квот. «Длинные» квоты позволяют говорить о стабильности для рыбаков, что является большим плюсом в плане инвестиций как со стороны собственников, так и со стороны кредитных организаций. Возможные инвестиции могут быть направлены и на строительство нового флота, который сможет работать с большей эффективностью, чем эксплуатируемые сегодня суда.
– Намерено ли ПБТФ озвучить эти тезисы на предстоящем Всероссийском съезде рыбаков кому-то из представителей власти? Ведь в последних поручениях Президент обязал кабинет министров проработать вопрос об условиях осуществления рыболовства в исключительной экономзоне РФ рыбопромысловыми судами, не прошедшими таможенное оформление на российской территории.
– Как уже ранее упоминалось, нам неоднократно приходилось делать заявления о необходимости устранения барьеров, чтобы «незаходные суда» стали «заходными». Мы рассчитываем на активное участие в этой проблеме полпреда на Дальнем Востоке Юрия Трутнева. Этот человек нам видится как нацеленный на результат, а не на проведение рамочных совещаний. Поэтому мы надеемся, что совместными усилиями нам удастся продвинуться в решении этого вопроса.
Константин ОСИПОВ, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Июль 2014 г.