Интервью

15 мая 2015 года
Директор департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморского края Александр ПЕРЕДНЯ

Для развития отрасли предлагаем экономические методы

Александр ПЕРЕДНЯ, Директор департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморского края

Меры по стимулированию поставок российской рыбы на внутренний рынок остаются одной из важных тем на региональных и федеральных уровнях. Предлагаются разные рычаги влияния на бизнес. Нередко – административного характера. Однако экономические стимулы здесь гораздо эффективнее, считает директор департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморского края Александр Передня. О мерах по развитию отрасли, показателях ее работы в регионе и других актуальных вопросах руководитель ведомства побеседовал с журналистом Fishnews.

– Александр Александрович, начать хотелось бы с традиционного вопроса. С какими результатами отработал рыбохозяйственный комплекс Приморского края в прошлом году? Каков вылов, сколько продукции из водных биоресурсов произведено? Можно ли отметить какие-либо особенности?

– Конечно, есть своя специфика. Если говорить об объемах добычи, то всего предприятия взяли 778 тыс. тонн. Основные объекты промысла – минтай, сельдь. Здесь, в принципе, мы не отличаемся от других регионов. Единственное, наш край, к сожалению, небогат лососевыми ресурсами. Тем не менее в прошлом году «красная» путина состоялась: рыбаки добыли порядка 1400 тонн. Это и промысел, и спортивно-любительское рыболовство, и рыболовство, осуществляемое коренными малочисленными народами Севера. Уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет на 1 тонну вылова выросла на 145 рублей. Переработанной и консервированной продукции произведено 647 тыс. тонн, или 97% к уровню 2013 года.

– Чуть снизился этот показатель?

На три процента. Конечно, это связано с тем, что предприятия снизили добычу, ведь квоты вылова в первой половине 2014 года были меньше на четыре процента (на 30 тыс. тонн), чем в 2013-м.

Главным образом, по минтаю. Во втором полугодии перед рыбаками открылись интересные возможности, которые, на мой взгляд, предприятия не смогли в полной мере реализовать. Был увеличен лимит по вылову минтая в Восточно-Сахалинской подзоне. Для предприятий Приморского края прибавка составила порядка 20 тыс. тонн. Пошла вверх цена на сельдь, причем не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. И перед хозяйствующими субъектами встал выбор: на промысел каких объектов идти – минтая или сельди. В результате первый, как более дорогостоящий объект, был поставлен во главу угла. Освоение прибавки по минтаю, можно сказать, почти состоялось. А вот сельдь осталась недоосвоенной. Так и появились эти три процента.

Не позволило заняться добычей этих двух массовых объектов сокращение флота. Суда списывают ежегодно. Такое крупное предприятия, как НБАМР, в прошлом году сократило свой флот на пять крупнотоннажников – в связи со сроком эксплуатации. За десятилетний период количество рыбопромысловых судов в регионе снизилось более чем на 30%.

В то же время отрасль находится в стабильном финансовом положении. Подросла среднемесячная заработная плата. Если смотреть по налоговой составляющей, то валютный скачок сыграл особую, неожиданную роль. Так как рыбное хозяйство ориентировано на экспорт, у многих предприятий кредиты валютные, за поставку ЗиП, снабжения, ремонт платят валютой. Соответственно, переоцененная кредиторская задолженность выросла, можно сказать, в два раза. Чисто расчетно это сократило финансовые показатели отрасли. Снизилась балансовая прибыль, это сократило налоговые поступления в краевой бюджет. Ведь налог на прибыль – один из бюджетообразующих в субъектах РФ. Если на федеральный уровень идет всего 2%, то на региональном остается 18%. Если сравнивать 2014 год и предыдущий, по приблизительным оценкам, более 300 млн. рублей таким образом не поступило в краевой бюджет. Это негативный момент, но он объективен.

С другой стороны, снизился экспорт в 2014 году на 45 тыс. тонн, по данным Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ). Соответственно, увеличились поставки продукции на внутренний рынок.

– Вы сказали о сокращении флота. То есть уже наблюдается негативное влияние на результаты работы отрасли от того, что суда в силу возраста выбывают?

– Мы провели мониторинг: с 2004 по 2014 годы у нас получается средний возраст крупнотоннажных судов – 31 год, среднетоннажных – 29 лет. Это, конечно, критические показатели. Чем старше флот, тем выше затраты на его содержание. И наступает момент, когда предприятия понимают, что судно лучше списать, чем вкладывать в него средства.

Понимая эту ситуацию, губернатор Владимир Миклушевский дал поручение подготовить предложения по внесению изменений в статью 2 Закона Приморского края «О налоге на имущество организаций», в части введения инвестиционной льготы в виде налоговой ставки на первые 5 лет деятельности 0 процентов и последующие 5 лет 0,5 процента для рыбопромысловых судов, построенных не ранее 1 января 2015 года. Департаментом подготовлен соответствующий проект закона Приморского края, который одобрен на заседаниях общественных экспертных советов по промышленной политике, по рыбному хозяйству и по привлечению инвестиций в Приморский край. Поступил положительный отзыв на проект закона от регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей.

У нас, к счастью, есть примеры предприятий, которые строят новый флот, – немногие, но есть. В частности ПБТФ ввела недавно в эксплуатацию новый БАТМ, сейчас компания строит новый флот для лова сайры.

Также нужно отметить, что старый флот рыбаки не переоценивают, и налог на имущество по таким судам невелик. Поступления незначительны – в пределах 60 млн. рублей. Тогда как от одного нового крупнотоннажника – сразу 20 млн. рублей.

И предприятия обратились к главе региона с просьбой предоставить для вновь построенного флота инвестиционную льготу. У нас есть региональный закон, обеспечивающий преференции предприятиям, которые зашли в Приморский край с капиталами. Первые пять лет – нулевая ставка налога на имущество, затем такой же период – пониженная.

Обнуление налога на имущество делает край более привлекательным для предприятий, для регистрации флота. Ведь сегодня законодательно не закреплена привязка компаний к региону. Раньше это было, сейчас – нет. В прошлом году мы анализировали показатели работы отрасли, увидели сокращение вылова по объектам, например по минтаю. Выяснилось, что ряд предприятий были реорганизованы и в результате оказались перерегистрированы в Хабаровске. Следовательно, и статистика, и налоговые отчисления «отошли» в другой регион.

Такого рода законопроекты мотивируют не только оставаться в своем регионе, но и переходить из других. Формировать дополнительную налогооблагаемую базу. Вот эти аргументы мы заложили в обоснование законопроекта. Надеюсь, краевые депутаты его поддержат.

Инвестиционная льгота – один из стимулов для строительства новых судов, но, к сожалению, его недостаточно. Для рыбацких предприятий необходимы механизмы, которые позволили бы уйти от приобретения флота на вторичном рынке. Ведь сегодня компании покупают иностранный флот сроком до 20 лет, переоборудуют, подводят под требования регистра и запускают в эксплуатацию. В принципе, так происходит обновление флота.

Но понятно, чтобы строить суда, отвечающие даже не сегодняшнему, а завтрашнему дню, нужен совсем другой подход. И здесь очень много спорных точек зрения. Государство говорит: мы предоставили рыбакам ресурс, поэтому они должны обновлять флот.

Ранее мы обсуждали тему строительства судов на площадке Приморского рыбохозяйственного совета. Дважды приезжали представители калининградской верфи: благодаря оборонному заказу предприятие ожило, готово строить флот по современным проектам. Но та цена, которая прозвучала, не то что не устроила рыбаков – вопрос обсуждению не подлежал. У нас, кстати, во Владивостоке тоже есть предприятие, которое может строить, по крайней мере, среднетоннажники, – «Восточная верфь». Но опять же, возникает вопрос цены. То есть рыбаков стоимость не мотивирует к строительству нового флота. Тем не менее ситуацию все равно надо менять. По-другому – никак.

– Вы упомянули цели, которые ставит перед отраслью государство. Сейчас обсуждаются судьбоносные для рыбного хозяйства изменения в федеральный закон о рыболовстве. Какова позиция департамента по этим поправкам? В других регионах власти достаточно критично оценили законопроект.

– Есть момент, который нас особенно насторожил. Свою позицию мы направляли во Всероссийскую ассоциацию рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), озвучивали на заседании рабочей группы в Министерстве сельского хозяйства РФ.

Дело в том, что прибрежные воды Приморья не столь богаты, как Сахалина и Камчатки. И механизм распределения квот, предложенный в законопроекте, не будет способствовать развитию предприятий нашего края, потому что в этом случае ресурсы будут чисто математически распределяться в пользу тех регионов, которые обладают значительными запасами в «прибрежке». Никто не повезет из Берингова или Охотского моря свежую или охлажденную рыбу на береговое производство в Приморье. Поэтому здесь мы видим неравную позицию для рыбацкого сообщества нашего края.

Как положительный момент я бы отметил создание единого промыслового пространства. Уже много лет говорится о том, что рыба границ не знает, они созданы виртуально, а рыбаки вынуждены их соблюдать. Для прибрежного рыболовства барьер был снят: можно добывать биоресурсы и в исключительной экономической зоне, но в режиме промышленного рыболовства по-прежнему нельзя вести промысел в прибрежных водах.

– То есть позиция Приморского края не изменилась: поддерживаете единое промысловое пространство?

– Да, это для всех серьезный положительный момент. А вот в части распределения ресурсов возникают вопросы. Мы предложили другой вариант: как мотивировать предприятия к поставкам на береговые комбинаты. Это льготы по уплате ставки сбора за пользование ВБР – экономический стимул.

В пошлом году обсуждались инициативы по изменению системы расчета сбора. Причем было непонятно, как предложения будут реализовываться на практике. Вы имеете в виду: обнулить ставку для тех, кто поставляет для переработки на российский берег, для тех, кто поставляет за рубеж, сохранить 15%?

– Вопрос процентов – это счетная позиция. Мы говорим о том, что ставку сбора можно было бы использовать как механизм. Но рассуждая о загрузке береговых производств, нужно понимать, что должна быть прозрачность этой административной схемы. Ведь уже есть опыт, когда государство использовало определенные административные рычаги, и они не срабатывали. Самый яркий пример – закон о рыболовстве, который предписывает доставлять уловы в российские порты. Таким образом подтверждается легальность продукции. Кроме того, предполагалось, что это будет мотивировать предприятия к поставкам на внутренний рынок, на береговую переработку. Но этого не произошло: рыбаки взяли на себя расходы по доставке в порт, суда, не разгружаясь, если продукт востребован на внешнем рынке, уходят за рубеж, просто потеряв промысловое время и понеся затраты на переход.

Административные меры зачастую легко обходят, и главная цель не достигается. То есть можно много времени потратить на то, чтобы продумать, как увеличить поставки на береговые комбинаты, а в результате этого может и не произойти. Хотя все будет выполнено по закону.

Но можно использовать меры экономического стимулирования. В Приморском крае действует государственная программа по развитию рыбохозяйственного комплекса. Основные направления – это поддержка береговой переработки и аквакультуры. Участники программы получают субсидии для возмещения затрат на обновление оборудования, развитие производства. Глава региона также поддержал такую меру, как субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на приобретение сырья для переработки.

– Вы перешли к краевой программе развития отрасли. Что бы хотелось отметить в плане реализации этого документа?

– В прошлом году число участников программы составило восемь береговых перерабатывающих предприятий и шесть аквакультурных. С хозяйствующими субъектами заключаются соглашения, предусматривающие выполнение ряда условия для получения поддержки – рост заработной платы, налоговых отчислений, инвестиционная составляющая. То есть предприятие должно вкладываться в развитие. Если какие-то обязательства не выполняются, то выясняются причины, принимаются решения. Были решения и по изъятию субсидий при невыполнении показателей.

Говоря о поддержке аквакультуры, хочется отметить, что объемы выращивания продукции удалось увеличить в 2,1 раза – показатели доведены практически до 6 тыс. тонн. Это хороший результат, он превышает план. Надеемся, что в это году рост сохранится.

Маргарита КРЮЧКОВА, Fishnews

Май 2015 г.