Интервью

28 сентября 2015 года
Заместитель генерального директора ТИНРО-Центра Игорь МЕЛЬНИКОВ

Улучшая промысел минтая

Игорь МЕЛЬНИКОВ, Заместитель генерального директора ТИНРО-Центра

Ассоциация добытчиков минтая продолжает работать над улучшением промысла в Охотском море. В этом году объединение и ТИНРО-Центр запускают совместный проект подготовки наблюдателей. О том, какие цели преследует программа и как она будет реализовываться на практике, в интервью Fishnews рассказал заместитель генерального директора Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра Игорь Мельников.

– Игорь Владимирович, почему возникла необходимость в реализации подобного проекта? Ведь в море уже работают научные сотрудники?

– Этот проект является частью «дорожной карты» по улучшению промысла минтая в Охотском море, которая была разработана Ассоциацией добытчиков минтая в рамках сертификационной кампаниив 2013 году (сертификат Морского попечительского совета - MSC). Один из основных пунктов этого долгосрочного плана предполагает реализацию мер по улучшению научного обеспечения промысла, в частности увеличение числа наблюдателей. В рамках выполнения этих обязательств ТИНРО-Центр и АДМ заключили договор на разработку программы, реализация которой позволит увеличить степень покрытия промысловых операций научными наблюдателями в Охотском море.

Для работы над программой на базе Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра создана рабочая группа по совершенствованию мониторинга промысла минтая в Охотском море, в которую, помимо сотрудников ТИНРО, вошли представители Ассоциации добытчиков минтая и Всемирного фонда дикой природы (WWF).

Сейчас наша основная цель - разработать программу обучения и выработать методические рекомендации по подготовке наблюдателей, инструкции, регламентирующие порядок работы и сбор научных данных на промысле, а также подготовить пилотную группу наблюдателей для работы на промысле.

– Эта система будет аналогична зарубежной?

– Не совсем. На Западе наблюдатели не только собирают научную информацию, но и осуществляют контроль за промыслом. Например, за соблюдением правил рыболовства в части работы с приловом и др. Российские научные наблюдатели такими полномочиями не наделены в силу того, что контрольно-надзорные функции не входят в сферу их компетенции. То есть российские наблюдатели именно «просматривают приловы», собирают биоинформацию. Наши западные коллеги готовят специалистов довольно быстро: желающие проходят двухнедельные курсы, затем их отправляют на годичную стажировку в море. После они получают сертификат и могут приступить непосредственно к работе. На Западе и при подготовке, и в работе акцент делается на наблюдение и контроль, а также степень покрытия научными наблюдателями, у нас – на научные компетенции. Мы намерены сохранить наш подход, но увеличить количество наблюдателей.

По западному образцу мы будем набирать желающих на специальные курсы. Студенты прослушают 90 часов лекций, затем им выдадут комплект документов, снабдят необходимой техникой, инструкциями и отправят в рейс. Первый рейс (1 сезон) выпускник будет проходить с сотрудником ТИНРО-Центра. Уже в море он сможет отработать свои навыки на практике. Лишь затем выпускнику выдадут сертификат, и он сможет отправиться в рейс. Основная задача такого наблюдателя – мониторинг промысла и сбор научных данных. Это предполагает разбор уловов, установление биологических параметров выловленных рыб, плюс к этому он должен фиксировать приловы других (нецелевых) рыб, млекопитающих и др., травмирование птиц.

Перед нами стоит задача – воспитать независимых и квалифицированных специалистов. Именно поэтому мы стараемся обеспечить набор из профильных учебных заведений, например Дальрыбвтуза.

Ежегодно на промысле минтая в Охотском море работает 14-15 научных наблюдателей из дальневосточных рыбохозяйственных научных институтов. Размещение на промысле дополнительного количества наблюдателей позволит повысить степень покрытия и повысить репрезентативность собираемой на промысле информации. Этот информационный массив необходим для оценки и прогнозирования запасов. Полученные данные позволят более детально изучить влияние промысла на экосистему Охотского моря в части оценки прилова нецелевых ВБР и риска случайного прилова морских млекопитающих и птиц.

– У вас уже есть расчеты, сколько наблюдателей нужно для решения таких задач?

– Да, мы провели необходимые исследования и выяснили, что 25-30 человек будет достаточно. На эту цифру и ориентируемся. Мы не сторонники того, чтобы посадить наблюдателя на каждое судно. Мы считаем, и наши западные коллеги с нами соглашаются, что в данном случае - лучше меньше да лучше. Мы намерены подготовить действительно квалифицированных специалистов, которые смогут закрывать довольно большой пласт вопросов. Отмечу, в современных условиях, когда работа научно-исследовательских судов в поисково-промысловом режиме практически невозможна, важность информации, собираемой научными наблюдателями на промысловых судах, приобретает особое значение. Использование при прогнозировании математических моделей предполагает ежегодный сбор целого комплекса «входных» данных для модельных прогнозов. Кроме того, именно информация научных наблюдателей в период промысла на сегодняшний день является единственным источником данных для осуществления оперативного управления промыслом.

– Когда стартует обучение?

– Состоялось первое заседание рабочей группы, где мы обсудили методические рекомендации, рабочие проекты. Ориентировочно мы планируем открыть набор с 1 октября. Планируется, что пилотная группа наблюдателей-стажеров будет подготовлена до конца 2015 года и сможет приступить к работе на промысла минтая в Охотском море в сезоне А 2016 года.

Ксения ПИСАРЕВА, Fishnews

Сентября 2015 г.