– Владимир Алексеевич, обозначьте, пожалуйста, основные вехи истории краевого профсоюза.
– Начальная веха нашего рыбацкого профсоюза не определена даже архивными данными. В 1930-е годы профсоюзные объединения организовывались во всех отраслях Приморского края, несколько десятков лет существовал Профсоюз рабочих пищевой промышленности. В него входили рыбаки, пищевики, хлебопеки, мясная, молочная промышленность. А в феврале 1986 года президиум ВЦСПС принял постановление о структуре профсоюзов агропромышленного комплекса. 21 февраля 1986 года во Владивостоке прошел организационный пленум, на котором первичные профсоюзные организации рыбной отрасли выделили из состава краевой организации профсоюза рабочих пищевой промышленности. Был избран руководящий состав Приморского краевого комитета профсоюза работников рыбного хозяйства. С этой даты и отсчитывается история рыбацкой профсоюзной организации края.
Конечно, с тех пор многое изменилось, в советские времена в рыбной отрасли края было занято более 120 тыс. человек, был мощный добывающий и перерабатывающий флот, профсоюз насчитывал 120 тыс. членов. Но, к сожалению, перестроечные процессы, особенно аукционы, подкосили отрасль, многие предприятия прекратили существование. По данным статистики, на ноябрь 2015 года в рыболовстве и рыбоводстве работало 10373 человека. Во всем комплексе, включая науку, судоремонт, учебные заведения, может, на 2-3 тыс. больше.
В ходе своей тридцатилетней деятельности организация внесла весомый вклад в развитие профсоюзного движения в Приморье и рыбной отрасли в целом. Члены профсоюза принимали самое активное участие в строительстве и реконструкции здравниц, домов отдыха, турбаз, гостиниц. Наши делегаты были участниками всех краевых и отраслевых мероприятий, они стали авторами многих предложений, включенных в различные документы для дальнейшей реализации.
Из-за неконструктивной, мягко говоря, политики ЦК Российского профсоюза работников рыбного хозяйства в 2011 году мы были вынуждены выйти из его состава. Мы прошли юридическую регистрацию, написали собственный устав, вошли в состав Федерации профсоюзов Приморского края. Выполняем уставные обязанности, стараемся проводить и культурные, и спортивные мероприятия. Главное – никогда не опускаем руки и не вешаем нос.
– Как профсоюз участвовал в решении глобальных проблем отрасли?
– С 1986 года краевая рыбацкая организация принимала активное участие в профсоюзной жизни региона. Первая бассейновая конференция у нас прошла в 1989 году – обсуждалось совершенствование организационной структуры управления. Вторая конференция, в 1991 году, была посвящена переходу отраслевых организаций к работе в условиях рыночной экономики. Профсоюз участвовал во всех этих мероприятиях и составлении основополагающих итоговых документов.
14 декабря 2000 года состоялась чрезвычайная бассейновая конференция, которую оперативно подготовили Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья и краевая профсоюзная организация рыбаков. Вопрос был очень серьезный: Правительство намеревалось ввести аукционы на приобретение квот вылова. Фактически это был скрытый налог, выражавшийся в таких суммах, которые рыбаки платили во все бюджетные и внебюджетные фонды, это было практически двойное налогообложение. Рыбаки Дальнего Востока приняли на конференции гневное постановление протеста, направили его в Правительство, но через пару недель Правительство Михаила Касьянова все-таки сделало «новогодний подарок» - приняло постановление о распределении квот на аукционной основе.
Рыбаки, не только Приморья, практически всех бассейнов России, долго и упорно сражались с этим безобразием. Многие предприятия не выдержали такого пресса, потому что на аукционах порой задирались цены, которые были не по карману отечественным компаниям. Те же, за кем стоял иностранный капитал, готовы были заплатить любую стоимость, лишь бы приобрести квоты. Мы подавали документы в Верховный суд, но обращение было отклонено. Однако организаторская работа не прошла даром: через четыре года Правительство было вынуждено отойти от аукционов, приняли закон о рыболовстве, согласно которому квоты распределялись на 10 лет. Это дало определенную устойчивость в экономическом и социальном развитии отрасли. Я считаю, это была победа и рыбаков, и их общественных объединений, в том числе профсоюзов.
В текущем году в очередной раз будет заключаться трехлетнее отраслевое соглашение по организациям рыбного хозяйства, которое подписывается Росрыболовством, профсоюзом и стороной работодателя. Еще в 2007 году мы предложили включить в этот документ следующий пункт: без согласования с профсоюзом его членов нельзя «передвигать» по работе, увольнять, наказывать. Это предложение прошло. На 2016-2018 год такая мера включена в территориальное соглашение по городу Владивостоку. Это говорит о том, что наша краевая организация уважаема, с ее мнением считаются на всех уровнях.
Конечно, обращаться надо аргументировано. Вот живой пример: не так давно Минфин решил сэкономить на рыбохозяйственной науке. Представляете, что такое приватизировать научно-исследовательские организации? Без точных прогнозов рыбак в море – слепой. Против этого безумства протестовали все. Мы обратились с аргументированным письмом к президенту, обратили внимание: сегодня коммерческая структура есть, а завтра она может развалиться, обанкротиться. Мы довели до главы государства, что сначала это приведет к развалу рыбохозяйственной науки, а потом – к развалу всей отрасли, потому что в таких условиях ни один флот не сможет работать. Обращение подействовало, мы получили ответы от Администрации президента - Управления по работе с обращениями граждан и организаций, профсоюз поддержало Росрыболовство. В итоге отраслевую науку не приватизировали. Хотя сейчас уменьшается финансирование, имеются другие негативные процессы, но отраслевая наука осталась под эгидой государства, а значит у рыбаков будут объективные прогнозные данные для работы.
Еще пример: несколько лет назад появились инициативы ввести в некоторых регионах, в том числе в Приморском крае, социальную норму потребления электроэнергии. Мы, конечно, были против этого. Во всем мире растет количество бытовых приборов, и как тут ограничивать человека в потреблении электроэнергии? Он же за нее платит. Мы аргументированно обратились к губернатору, обосновали, что это получается не социальная норма, а антисоциальное явление. Другие профсоюзы поддержали нашу точку зрения, и Приморский край из экспериментального списка был исключен.
Одной из главных заслуг краевой рыбацкой организации я считаю очень серьезную работу по сохранению Южных Курил в составе Российской Федерации. В Конституции есть статья 4, которая определяет целостность и неприкосновенность территории РФ. Тем не менее в 1990-х годах пресса пестрела многочисленными публикациями всяких псевдопатриотов: дескать, Курилы надо отдать, это не наша территория. А Южно-Курильский промрайон – рабочее место для тысяч рыбаков. Шельф островов может ежегодно давать более 1 млн. тонн рыбы, в том числе ценных лососей, и морепродуктов, но главное богатство Курил – титано-магниевые конкреции. Также там находятся огромные поля красно-бурых водорослей, из которых можно делать агар-агар – ценный и необходимый продукт для биотехнологий. Кроме того, Курилы - это незамерзающие проливы для судов.
На третьем съезде профсоюза в мае 2001 года мы поставили вопрос ребром и приняли заявление «О ситуации вокруг Южных Курил», в котором потребовали прекратить на всех уровнях муссирование темы о передаче островов Японии. Это заявление было официально принято во всех государственных структурах, от МИД до законодательного собрания Сахалинской области. Вы видите, что после визита председателя правительства на Курилы в прессе практически не поднимается вопрос о передаче островов. Курилы – исконно российская территория, открытая русскими землепроходцами. Она обустраивается, экономически развивается и является форпостом РФ в Тихом океане. Вот что значит работа общественной организации, направленная на соблюдение национальных интересов.
- Какие актуальные задачи стоят перед профсоюзом сейчас?
- У всех профсоюзов схожие насущные проблемы: зарплата, охрана труда, оздоровление детей и взрослых.
По данным на ноябрь 2015 года средняя заработная плата в рыболовстве и рыбоводстве края составляет 56 490 рублей - больше региональной в полтора раза. Пять лет назад зарплата в отрасли составляла всего 24 570 рублей. Я считаю, что в увеличении доходов рыбаков есть и заслуга профсоюзов, ведь каждая профсоюзная организация через коллективный договор проводит тематику повышения заработной платы.
Охрана труда - это еще один мощный пласт работы профсоюзов. Там, где нет профсоюзов, на такие мероприятия смотрят сквозь пальцы, каждый предприниматель хочет на чем-то сэкономить. Вот как раз на охране труда экономить нельзя. Один из последних печальных примеров – трагедия траулера «Дальний Восток». Когда-то я беседовал с руководителем компании-судовладельца, предлагал организовать профсоюз. Но меня не услышали, не захотели.
Чтобы не возникало подобных ситуаций, надо восстановить профсоюзные судовые организации. Вот в Преображенской базе тралового флота они есть на всех судах. И там, конечно, положение не сравнить с той фирмой, где трудились рыбаки с «Дальнего Востока». Профсоюзная организация следит за охраной труда, за оплатой, председатель поднимает эти вопросы на всех значимых мероприятиях, проходящих на уровне предприятия. А где нет профсоюза, там, как говорится, и взятки гладки.
Объективная действительность такова, что у главы компании масса времени уходит на решение социальных вопросов, они всегда есть. Работник, когда его припечет, идет к руководителю - кто-то умер, заболел или возникла иная тяжелая ситуация. При наличии профсоюза все эти моменты держит в голове профсоюзный лидер. Если бы все руководители понимали и знали, что наличие профсоюза - в их интересах! Дальновидный, понимающий предприниматель никогда не будет против создания профсоюза. Кстати, это сказано и в краевом трехстороннем соглашении: «Работодатели не препятствуют созданию и возрождению профсоюзных организаций».
Во-первых, профсоюз, выполняя свои уставные задачи, улучшает на предприятии социальный микроклимат. Нормальный микроклимат – это прямая дорога к увеличению производительности труда, а это в интересах работодателя. Но не все это понимают, к сожалению. Особенно молодые руководители, которые считают профсоюзы пережитками прошлого. В Международной организации труда ведут переговоры три стороны социального партнерства: правительства, предприниматели и организации трудящихся. Если интересы одной из сторон не соблюдаются, то в государстве начинаются проблемы. А в России ущемлены наемные работники, у них непростительно низкая заработная плата.
Иногда не только руководитель компании выступает против создания профсоюза, но и сами наемные работники проявляют к этой организации чисто потребительское отношение. Страна прожила в условиях капитализма всего 20 с небольшим лет, небольшой исторический период, и люди еще не привыкли к тому, что профсоюз – это все они. Что работники должны быть объединены, солидарны и вместе отстаивать свои права. Многие следуют такому принципу: «Я вам заплатил профвзнос, окажите мне на эту сумму какие-то услуги». Профвзнос, кстати, составляет всего 1%. Но дело в том, что сила профсоюзов в коллективизме. Твои средства пошли, допустим, не на тебя, кому-то из твоих денег была оказана помощь, какое-то мероприятие было проведено в благих целях всего коллектива. И это твой вклад.
Например, 13 февраля мы провели соревнования «Рыбацкая лыжня» - в восьмой раз с 2008 года. Некоторые члены команд привезли с собой детей, которые тоже участвовали в гонке, это разрешено положением по проведению состязаний. Таким образом ребята со школьного возраста приучаются к спорту, приобретают дополнительный заряд бодрости.
Я считаю, что каждый человек наемного труда должен думать о том, что в настоящих условиях он один в поле не воин. Законодательство меняется каждый день, свои трудовые права в одиночку не отстоять.
В начале 1990-х годов мы, работники профсоюза, ездили на обучение в профсоюзные школы Дании и Германии. Дания – это очень благополучная страна. Там один из самых мощных профсоюзов и на первомайские демонстрации выходят сотни тысяч его членов. Правительство видит - народ сплочен, шутки с ним плохи, власти знают, что у профсоюзов есть средства на несколько недель забастовок. Естественно, там не будут проводить эксперименты, которые не в интересах людей, ухудшают их материальное положение. У нас же, к сожалению, Правительству ничего не стоит принять какие-то постановления, которые ущемляют, нарушают права трудящихся по сравнению с действующим законодательством.
- Чего краевому профсоюзу хотелось бы достичь в будущем?
- Конечно, главные планы – это укрепление профсоюзных рядов. Численность объединения сильно сократилась, в профсоюзе сегодня состоят 2720 человек. Это примерно треть от всех занятых в рыболовстве и рыбоводстве края. Вопрос очень сложный, он связан не только с нашими желаниями, но и политикой, которую ведет руководство предприятий, организаций, учреждений. У нас главное богатство, конечно, – люди, многие из которых которые отдали профсоюзу десятки лет. Работать с людьми очень сложно. У каждого свой характер, свои проблемы. Порой бывают такие ситуации, что ты ничем не можешь в тяжелой ситуации помочь человеку, и все равно нужно его выслушать, подбодрить, не дать упасть духом. И это, я считаю, одна из значимых сторон работы профсоюза.
Другие планы на будущее связаны с конвенцией МОТ о труде в рыболовном секторе. Хотелось бы, чтобы Россия ратифицировала этот значимый, всесторонний документ.
Также хочется, чтобы люди наемного труда сами понимали необходимость вступления в профсоюз. Я думаю, со временем те, кто воспринимает профсоюз в штыки, поймут, что организация действует и в их интересах. В частности, профсоюзы настаивают, что в крае должна утверждаться соглашением минимальная заработная плата. Во всех регионах Дальнего Востока она есть, а у нас - нет. Мы считаем, что в МРОТ не должны включаться региональные надбавки, коэффициенты и тому подобное, и он должен быть не менее прожиточного минимума по региону.
От лица руководства краевой профсоюзной организации я поздравляю всех членов профсоюзов, всех профсоюзных активистов и лидеров, желаю им здоровья, счастья, благополучия, энергии и оптимизма – без этого нельзя. Ни в коем случае профсоюз не должен вешать нос. Наше дело правое, мы патриотическая организация. То, что хорошо профсоюзам, хорошо и государству.
Алексей СЕРЕДА, Fishnews
Февраль 2016 г.