– Большинство рыбодобывающих предприятий Дальнего Востока называют 2015 год успешным. В чем же секрет этого успеха?
– Особого секрета здесь нет – успех любой путины зависит от многих факторов: хорошей промысловой обстановки, грамотных действий командного состава, работоспособности экипажа, стратегически правильного распределения флота в районе промысла, оперативной разгрузки грузового транспорта с готовой рыбопродукцией в порту Петропавловска-Камчатского или Владивостока. Понимаете, большая рыбалка – процесс коллективный. Если каждый работник заинтересован в ее успехе – будет результат. Мы и в прошлые годы работали довольно успешно, но 2015 год стал для нас, пожалуй, наиболее удачным и стабильным.
Во-первых, освоение квот практически по всем видам промысла у нас было стопроцентным, например, квоты на минтай во всех районах промысла освоены на 99,99%, на кальмар – на 97%, сельди мы выловили в два раза больше, чем в 2014 году. Лососевая путина тоже была значительно успешнее, чем годом ранее. К тому же наш флот полностью модернизирован, что позволило более эффективно трудиться в промысловых экспедициях: ускорить процесс переработки рыбы на заводах, улучшить ее качество и расширить ассортимент.
Наша продукция все более востребована на внутреннем рынке, поэтому мы стараемся быть не просто конкурентоспособными, но и превосходить других производителей и по качеству продукции, и по ее количеству. Если говорить о российском рынке, в прошлом году мы только филе реализовали более 18 тыс. тонн: это филе минтая, сельди и кальмара, произведенное на судовых рыбоперерабатывающих заводах прямо в районе промысла. Спрос на продукцию глубокой переработки постоянно растет, ее охотно приобретают и на Камчатке, и в остальных российских регионах. Сегодня жителей других регионов не удивишь камчатской рыбой, и продукцию «Океанрыбфлота» знают хорошо, ее практически полностью забирают на реализацию по России прямо в порту Владивостока. В общей сложности в прошлом году поставили на внутренний рынок более 60 тыс. тонн продукции. Причем в России мы реализуем кальмар, сельдь и лососевые на 100%. Также на наших судах мы производим консервы «Печень минтая натуральная», пока еще в небольших объемах, но уже видим, насколько вырос потребительский спрос на этот товар.
Надо сказать, россияне в последние годы все больше внимания уделяют не цене, а именно качеству продукта, и в этом отношении нам есть чем гордиться. Уже планируем в этом году увеличить поставки филе минтая на внутренний рынок, ведь, как известно, спрос рождает предложение. А нам есть что предложить.
– В этом году вы решили сменить фирменный стиль компании – новый товарный знак, новая упаковка товара. Что заставило вас принять такое решение и как это отразится на политике компании?
– Просто пришло время меняться. Чтобы оставаться в тренде и быть востребованными на рынке, нужно идти в ногу с прогрессом. Прежний бренд уже не отвечал требованиям современности, поэтому мы разработали новый товарный знак компании, полностью изменив его идеологию в духе нового времени, сделали более удобную и современную упаковку для рыбопродукции, снабдив ее штрих-кодом и подробной информацией для покупателя. Как я уже говорил, современный российский потребитель внимательно читает надписи на упаковке: где произведено, кем, когда, натуральный ли продукт или с какими-либо наполнителями. Теперь такие сведения будут на каждой пачке филе. И так как мы уверены в качестве нашего товара, думаю, сможем выйти на новый уровень.
Можно сказать, в этом году мы начинаем новую страницу нашей почти полувековой летописи. С новым брендом, новыми целями и большими амбициями. Сохраним мы только самое главное – хорошие традиции и богатую историю.
Кстати, о традициях – «Океанрыбфлот» уже много лет безвозмездно обеспечивает рыбопродукцией социальные объекты Камчатского края: детские дома, интернаты, детские больницы, школы, церкви. Для камчатских потребителей мы продаем нашу продукцию с 20% скидкой. По договоренности с региональным правительством мы таким образом делаем ее доступной для всех жителей Камчатки и в течение всего года находим для местного рынка необходимый объем. Нашим уважаемым ветеранам, проработавшим на предприятии 15 и более лет, ежеквартально выдаем по 10 кг рыбопродукции. Эти традиции сохранялись даже в самые трудные времена. Политика компании изначально строилась таким образом, чтобы человеку было комфортно трудиться, получать достойную зарплату, чувствовать свою востребованность и уверенность в завтрашнем дне. Только тогда он никуда не захочет уходить в поисках лучшей доли. Больно вспоминать, как после развала рыбной отрасли в 90-е годы прошлого века многие рыбацкие семьи остались без работы и средств к существованию. А ведь были целые камчатские династии, которые не представляли жизни без моря. Многие молодые парни и девчонки приезжали на Камчатку года на три, а оставались на тридцать. На них тогда держался весь флот… Восстановить престиж рыбацкой профессии – такую задачу мы сегодня и ставим перед собой.
– К слову о сотрудниках – насколько охотно идет в море молодежь, и хватает ли сегодня квалифицированных специалистов?
– Кадры сегодня – это очень сложная проблема. Во-первых, многие молодые люди в наше время не стремятся ни к карьерному росту, ни к повышению своего профессионального уровня. Их цель – быстро заработать побольше денег и уйти, не думая, что будет завтра. Поэтому они из рейса в рейс бегают по разным фирмам и пароходам и остаются в результате ни с чем. Нам проще работать с ребятами из Санкт-Петербурга, Калининграда, Астрахани – в этих городах очень хорошие мореходные училища, выпускающие квалифицированные кадры. Из Крыма сейчас приезжает много отличных молодых специалистов. Вот у них хорошие перспективы – специальное образование уже получили, работать они умеют, и цели у них есть.
У нас раньше тоже была отличная кузница кадров – КГТУ, а теперь там как-то больше готовят экологов, юристов, экономистов… Нам же всегда были нужны и будут нужны специалисты морских профессий. И, как это ни парадоксально, везем мы их теперь с другого конца страны. Хотя на Дальнем Востоке и сейчас работает несколько отличных профильных учебных заведений, которые в свое время подготовили тысячи прекрасных моряков. Впрочем, не хотят работать наши земляки – мы и не настаиваем. Учитывая, что средняя зарплата самого неквалифицированного матроса в компании «Океанрыбфлот» от 80 до 100 тыс. в месяц, можете представить, с каким желанием едут к нам ребята из южных и западных регионов России. У них здесь высокая зарплата, социальные гарантии, хорошая техническая обеспеченность и безопасность труда на судах, оплата перелетов к месту работы, оплаченный отпуск и так далее. Важно и то, что они видят заинтересованность предприятия в каждом сотруднике и его профессиональном росте. Поэтому если человек действительно хочет чего-то добиться в жизни, у него есть шансы сделать это в стенах нашей компании.
– Уже несколько месяцев не утихают разговоры о так называемых «квотах господдержки». Высказываются мнения и за, и против. Ваша точка зрения?
– Решение принято на правительственном уровне, мы будем его выполнять, но пока у рыбопромышленных компаний много вопросов. Каким будет принцип изъятия и распределения так называемых «квот под киль», какие российские верфи и в какие сроки сумеют качественно построить судно, отвечающее нашим требованиям?
Мы бы уже приступили к строительству флота, если бы была гарантия, что в течение, например, полутора лет мы получим нужный нам пароход. Мы в любом случае уже ведем диалог с кредитными организациями, но не можем принять окончательное решение, пока не будут конкретно прописаны механизмы распределения квот поддержки на самом высоком уровне.
Сегодня мы не видим в России заводов, которые бы строили суда под наши запросы – речь идет именно о крупнотоннажных рыбопромысловых, рыбоперерабатывающих кораблях. Нет даже проектов, которые могли бы лечь в основу серии. Поэтому сейчас просто ждем ясности.
А пока мы модернизировали свой флот, вложив миллиарды рублей в эту программу, и на сегодняшний день уверены в том, что их ресурса хватит минимум на 15 лет. Строительство судов, разумеется, необходимо. Это вопрос бесспорный. Но у нас даже система судоремонта разрушена, ремонтировать суда в России проблематично, что говорить про строительство. Мы много лет рассчитываем только на свои силы, и наши суда стараемся по максимуму ремонтировать на своей береговой базе межрейсового обслуживания судов. Все работы, кроме доковых, могут выполнять наши специалисты: от сложнейшей автоматики до слесарно-токарных работ. 11 участков базы технического обслуживания и 200 квалифицированных специалистов иногда совершают настоящие чудеса, возвращая к жизни пароходы.
Что же касается вопросов строительства нового флота, подчеркну еще раз – мы прекрасно понимаем, что суда нужно менять, и мы обязательно это сделаем. Пока планируем начать с постройки четырех новых траулеров и так постепенно заменим весь флот. Как только будет прописан механизм работы «квот господдержки», станет понятно, на каких конкретно российских судоверфях и насколько быстро смогут построить именно такие суда, какие необходимы нашей компании для максимально эффективной работы. Тогда и у нас появится более конкретный ответ о перспективах нашего строительства.
Валентина БОКОВИКОВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Апрель 2016 г.