– Ирина Викторовна, принято считать, что наших рыбаков не особо интересует судьба улова после того, как его выгрузили в порту. В какой момент у вас появилась идея развивать переработку и производить продукцию именно для конечного потребителя?
– Естественно, мы отталкивались от добычи, поскольку компания «Русская рыбная фактория» создана крупным российским холдингом «Антей». У предприятия есть свой флот, оно добывает крабов и рыбу, входит в Ассоциацию добытчиков краба Дальнего Востока. Понятно, что для любого рыбака самое главное – быстро сбыть продукцию и получить средства для того, чтобы финансировать новые рейсы, выплачивать заработную плату экипажам, осуществлять ремонт и снабжение судов и т.д.
Но, может быть, в силу того, что я женщина, видение процесса у меня несколько иное. Поэтому когда после введения эмбарго возникла ситуация, при которой стало возможным, чтобы российская рыба попадала на прилавки наших магазинов не таким тяжелым путем, как раньше, мы решили воспользоваться шансом.
– Вы начинали именно с краба. Очень необычно, ведь дальневосточный краб до сих пор воспринимается как чисто экспортная история. Почему вы решили поставлять его на внутренний рынок? Что это для вас – подстраховка, диверсификация, поиск новых ниш?
– Одной из причин стало желание, чтобы не только другие страны имели возможность наслаждаться этим замечательным продуктом, но и в России люди могли его попробовать и в принципе узнать, что такое камчатский краб и чем он хорош. Даже если поставлять его приходится не по самым выгодным для компании ценам, ведь в том же Китае живой краб на порядок дороже.
Тем не менее мы готовы продолжать. Мы пока в самом начале пути, планируем и дальше развивать и растягивать российский рынок, в том числе на перспективу, популяризировать употребление в пищу краба и других морепродуктов.
– Расскажите, каким образом выстроен ваш бизнес. Понятно, что промысловые суда работают на Дальнем Востоке, а где размещена переработка? Вы обеспечиваете загрузку производственных мощностей только за счет собственного сырья или у вас есть другие поставщики?
– Переработка частично осуществляется тоже на Дальнем Востоке. Некоторые виды продукции, в частности речь идет о крабах, выпускаются непосредственно на судах. Мясо краба очень нежное, и, если вовремя его не переработать, качество будет страдать. Поэтому варка, первичная обработка крабовых конечностей и даже расфасовка и упаковка происходят сразу на борту судна. Все эти операции усложняют процесс крабодобычи, и не скажу, что моряки от этого в восторге, но ничего не поделаешь. Если мы хотим качественный продукт, то идем на это.
Наш основной рыбоперерабатывающий комплекс расположен в Москве и имеет мощности для изготовления рыбопродукции холодного и горячего копчения, соленой, вяленой, охлажденной, пресервов, то есть того, что можно предложить конечному покупателю. Сейчас у нас новая серия продуктов – мы выпускаем замороженные полуфабрикаты для гриля, которые составляют примерно третью часть от всего объема.
«Русская рыбная фактория» – сравнительно небольшое предприятие, поскольку мы изначально решили сделать ставку не столько на количество, сколько на качество. Мы попробовали найти свою нишу, свой сегмент на рынке и на данный момент можем выпускать около 300 тонн продукции в месяц. Мощности на самом деле до конца не загружены, мы находимся в процессе оптимизации и производства, и продаж, поэтому все еще впереди.
Разумеется, сырье нам приходится докупать, поскольку холдинг добывает не все виды дальневосточных рыб – это просто невозможно. С расширением ассортимента мы начали работать и с другими компаниями. В принципе все основные производители качественной продукции на Дальнем Востоке давно известны. Поэтому если нам необходимо какое-либо сырье, мы обычно знаем даже марку того предприятия, у которого бы нам хотелось его приобрести. Например, чавычу мы закупаем у ведущих производителей этой рыбы, но качество отслеживаем сами. Для этого наши специалисты выезжают на место промысла, смотрят, как изготавливается данная продукция, чтобы мы на выходе могли поручиться за товар.
– Традиционно одним из слабых мест российского рыбного рынка считается звено доставки рыбы с Дальнего Востока в центральную часть России. Именно на этом этапе очень часто происходит потеря качества вследствие несоблюдения условий перевозки и хранения продукции. Как вы справляетесь с этой проблемой?
– Это общероссийская проблема, с которой сталкиваются все предприятия на Дальнем Востоке и не только. Решать ее очень тяжело, поскольку Россия – большая страна, и, для того чтобы добыть рыбу и довезти ее до склада в Москве, может потребоваться не один месяц. Это долгий путь и, конечно, большие риски. К сожалению, мы никак не можем на это повлиять. Разумеется, мы стараемся свести эти риски к минимуму – заказываем только автономные рефрижераторные контейнеры, которые закрываются непосредственно в порту и идут железнодорожным транспортом. От вагонов-термосов мы отказались, для того чтобы хоть как-то себя обезопасить и гарантировать качество.
– В феврале на выставке «Продэкспо» вы анонсировали масштабное расширение продуктовой линейки «Русской рыбной фактории». Что побудило вас пополнить ассортимент новыми позициями и какую рыбу вскоре увидит столичный потребитель?
– К нашей линейке прибавились очень интересные виды рыб, в том числе олюторская сельдь – та самая легендарная селедка еще с советских времен, которая рекомендовалась в знаменитой «Книге о вкусной и здоровой пище». Весной мы наконец привезли ее в столицу. Олюторская сельдь отличается повышенной жирностью и большим размером – попадаются особи и по 600 граммов. И она очень вкусная – во время рыбного фестиваля люди буквально охотились за ней.
Кроме сельди в этом году к нашей продукции добавится камбала, планируем все-таки вводить кальмаров и, может быть, сахалинскую креветку. Опять же, эти морепродукты мы сами добывать не планируем, поэтому будем поставлять их через наших хороших партнеров.
Конечно, хочется не просто привозить рыбу в мороженом виде. Наша команда – творцы, мы постоянно в поиске – это очень интересный процесс. У нас работают замечательные технологи, которые каждый день предлагают какие-то новые виды продуктов. Мы все время дегустируем, все время пробуем, для того чтобы представить рынку что-то новое и аппетитное.
– Где в столице можно встретить продукцию «Русской рыбной фактории»? Через какие каналы у вас идет реализация? Вы взаимодействуете с сетями?
– Мы работаем в трех направлениях. Первое – это розничные сетевые магазины, где мы присутствуем как сами, так и через дистрибьюторов, в том числе выпускаем продукцию для собственных торговых марок сетей. Причем не только в Москве, в данный момент мы уже выходим в регионы.
Второе направление – это сегмент HoReCa – рестораны, в основном достаточно известные, отели, предприятия общественного питания.
И третье направление – это розничные продажи, наши собственные продажи. У нас есть розничный проект Fish&Crab, который мы запустили с целью популяризации дикого лосося в России. Он носит экспериментальный характер и на сегодняшний день охватывает и рыбные лавки, и фаст-фуд, и ярмарочную торговлю. Посмотрим, что из этого получится, нам самим интересно.
На сегодняшний день под брендом Fish&Crab работает лавка на фермерском рынке в торговом центре «МЕГА Химки», в которой реализуется наша продукция. Кроме того, мы арендуем шале на главной аллее в парке «Сокольники», где предлагаем фишбургеры, фиш-энд-чипс и легкие салаты с рыбой по нашим фирменным рецептам. Такое же шале мы организовали во время майского фестиваля «Рыбная неделя» в Новопушкинском сквере.
Я совсем не считаю, что формат уличной еды – это плохо. Это очень удобно, особенно для вечно занятых жителей крупных городов, у которых нет времени и которым нужно, чтобы все было быстро, вкусно и недорого. Зарубежный опыт показывает, что срабатывают именно те проекты, которые исполнены очень просто, понятно и направлены на людей. Поэтому мы в своих точках гарантируем стопроцентное качество нашей продукции. Если покупателю что-то не понравилось, он может прийти, и мы без вопросов вернем деньги и извинимся.
В рамках Fish&Crab мы запустили даже интернет-магазин. Интернет-торговля – это вообще очень перспективный сегмент во всех областях, не только в рыбе. Конечно, здесь есть свои сложности. Нам придется поработать, для того чтобы изменить мировоззрение людей, чтобы они захотели покупать рыбу через интернет. Но у нас уже есть постоянные покупатели, которым нравится заказывать удаленно. Они доверяют компании и, не выходя из дома, получают тот продукт, который им интересен.
– По данным департамента торговли и услуг, в Москве насчитывается уже 165 несетевых магазинов, которые специализируются на реализации рыбы и морепродуктов. На ваш взгляд, с чем связан растущий интерес к рыбе у москвичей и стремление приобретать ее не только в супермаркетах?
– Я бы сказала, что растущая популярность рыбы и морепродуктов – это тенденция больше не Москвы и даже не России, а всего мира, так как люди приходят к правильному питанию, начинают вести здоровый образ жизни и заниматься спортом. Поэтому они обращают внимание на продукты, которые приносят пользу, и вводят их в свой рацион. А рыба, как известно, природный источник омега-3, а потому полезна и для взрослых, и для детей.
Тут еще очень важен вопрос качества и разнообразия. По опыту недавнего фестиваля «Рыбная неделя» мы увидели, что люди словно изголодались по хорошей рыбе. И настолько, что в день открытия олюторская сельдь у нас закончилась за два часа! Это казалось даже странным, потому что многое из представленной продукции можно найти и в супермаркетах, но покупатели почему-то выбрали ярмарку.
Возможно, в сетевых магазинах действительно нет того качества рыбы, которое люди хотели бы видеть, а возможно, им не хватает личного общения. Поскольку супермаркет – это витрины, пусть даже очень красивые, то там продавец, как правило, не знает даже сотой доли той информации, которой с вами поделятся в специализированном магазине. Людям хочется знать, что именно они покупают, чем хорош тот или иной вид рыбы или краба, как их лучше приготовить, – и мы с удовольствием рассказываем им об этом.
Анна ЛИМ, журнал « Fishnews – Новости рыболовства»
Июнь 2016 г.