Интервью

19 ноября 2008 года
Роман  ГРАНАТОВ

При перераспределении долей потери неизбежны!

Роман ГРАНАТОВ, Вице-спикер Законодательного собрания - председатель комитета по рыболовству ЗАКС Камчатского края

12 августа текущего года Владимир Путин подписал постановление, которым утвердил Правила распределения квот добычи (вылова) ВБР для осуществления промышленного рыболовства (за исключением прибрежного рыболовства) на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне РФ. Согласно новым Правилам квоты распределяются на 10 лет. Сегодня все рыбацкие регионы России включены в работу по перераспределению долей в общем объеме промышленных квот. О том, как работает комиссия по распределению квот на Камчатке и в Москве РИА Fishnews рассказал вице-спикер Законодательного собрания - председатель комитета по рыболовству, природным ресурсам и аграрной политике ЗАКС Камчатского края Роман Гранатов.

- Роман Георгиевич, насколько слаженно и оперативно удается работать комиссии по определению долей квот?

- Распределение промышленных квот на 10 лет – это большое и знаменательное событие для рыбопромышленников. Вообще за последний период рыбная отрасль претерпела кардинальные изменения. В новом законе (ФЗ-333 «О рыболовстве…») было исключено понятие «прибрежного рыболовства», а различные постановления Правительства определили, по сути, новые правила игры. Для прибрежных регионов, таких как Камчатский край, основным нормативно-правовым актом является постановление Правительства № 611. Именно на его основании была создана комиссия по определению долей квот добычи ВБР. В состав комиссии вошли представители Правительства Камчатского края, Краевого парламента, территориального управления, Федеральной антимонопольной службы, Торгово-промышленной палаты и других государственных ведомств. Члены комиссии являются профессионалами в своей сфере деятельности, поэтому работа протекает слаженно, и все вопросы решаются довольно оперативно.

Но мы понимаем, что от того, как будут определены доли, зависит судьба многих рыбопромышленников, да и вообще людей, занятых в рыбной отрасли. Поэтому в работе комиссии, конечно, присутствуют сложности. Например, мы столкнулись с вопросом, как определять долю рыбопромышленникам, которые не имели своей квоты, но вели промысел на своих собственных или арендованных судах, осваивая покупную квоту по договорам простого товарищества, по договорам о совместной деятельности. Также возник вопрос – как определять долю предприятия в случае, если за период с 2004 по 2008 оно год или более не осуществляло промысловую деятельность. Комиссия приняла решение не учитывать договоры простого товарищества и договоры о совместной деятельности, т.к. это не определено постановлением Правительства. Предприятия же, имевшие квоты и предоставившие документы, подтверждающие права на собственные или арендованные суда на период, когда они не осуществляли промысловую деятельность, допускаются к участию в конкурсе. Однако в год простоя мы просто ставим им нулевое освоение.

- Протоколы комиссий по определению долей квот пестрят замечаниями. Какие основные ошибки допускают рыбаки при подаче заявок?

- Основная задача комиссии – не оставить добросовестного рыбака без квот из-за ошибок во время подачи документов. Рыбаки допускают много ошибок. Характерные: не приложены копии документов, подтверждающие права заявителя на собственные или арендованные суда. Не приложены копии свидетельства годности судов к плаванию, копии документов о техническом состоянии флота. Нет справки из налоговой инспекции об отсутствии задолженностей по основным платежам в бюджеты всех уровней. Бывает, что заявлены виды водных биоресурсов, распределение которых не относится к полномочиям органов власти субъекта федерации. К сожалению, встречаются организации, которые имеют задолженности по налогам и сборам или иным обязательным платежам в бюджеты разного уровня.

Для устранения ошибок и замечаний комиссией установлен срок 3 дня со дня размещения информации на сайте Правительства Камчатского края. Мы даем возможность рыбакам исправить свои ошибки. Мы стараемся, чтобы все добросовестные предприятия получили квоты. Однако необходимо помнить, что основная работа по распределению долей (высокорентабельных объектов промысла) все-таки протекает в Москве.

- Вы были в Москве и видели работу комиссии, созданной при Федеральном агентстве по рыболовству. Оцените шансы Камчатки на общем фоне.

- Работа комиссии в Москве протекает нормально. Практически ежедневно специалистам из Федерального агентства приходится перерабатывать колоссальные объемы информации. Вместе с тем там активно работают представители из всех субъектов России, которые отслеживают всю документацию, внимательно следят за работой. Комиссия также идет навстречу рыбакам и дает возможность оперативно исправлять все недочеты.

Положение Камчатки вместе с тем выглядит неутешительно. В 2003 году при закреплении квот на 4-летний период мы потеряли порядка 80 тыс. тонн. При текущем распределении потери неизбежны, ведь тогда, четыре года назад, многие предприятия получили квоты, не имея в активе собственного или даже арендованного флота. А сегодня этот показатель является немаловажным, если не определяющим. Соответственно, квоты этих предприятий будут перераспределены между другими промысловиками, в том числе и из других регионов.

- Как Вы считаете, может ли повториться «лососевый сценарий», когда сотни людей были возмущены результатами конкурсов по закреплению рыбопромысловых участков и вышли митинговать на улицы?

- Нам, конечно, хотелось бы, чтобы распределение квот на прибрежное рыболовство полностью проходило в субъекте Федерации – в том числе и высокорентабельных объектов. Для нас прибрежный промысел – важная составляющая, которая позволяет поддерживать инфраструктуру муниципальных образований, обеспечить жизнь на удаленных территориях, особенно это касается Корякского АО, вошедшего в состав Камчатского края. Сегодня же мы распределяем в субъекте только малорентабельные объекты, которые не имеют определяющего значения для экономики и жизни региона.

Мы не исключаем того, что после перераспределения кто-то может остаться без работы. Однако учитывая, что общий объем распределяемых ресурсов не меняется, люди смогут найти себе работу в других, более крупных и успешных предприятиях. В этом есть свои плюсы. Закрепление участков на 20 лет положительно сказалось на организации лососевой путины и на жизни поселков в целом. У рыбаков появились перспективы. В крае стали строиться действительно современные рыбоперерабатывающие комплексы, банки охотнее идут на сотрудничество с рыбными компаниями. Поэтому закрепление квот на 10-летний период – это тоже горизонт и возможность для планирования и развития рыболовства.

Нас больше беспокоит увеличение цен на топливо, что делает прибрежный лов некоторых объектов попросту нерентабельным. Дотации топливных затрат рыбакам – насущная необходимость, иначе компании будут вынуждены поставить флот на прикол. Настораживают нас и разговоры о подъеме ставок за пользование ВБР до прежних размеров.

Вместе с тем, наш регион активно работает и не теряет надежды.

Ксения Писарева, РИА Fishnews.ru