Анализ причин выбросов
Объемы выбросов сократятся, если рыбаки будут знать, где, когда и как ловить, отмечают представитель WWF России Алексей Голенкович и преподаватель Дальрыбвтуза Артур Майсс.
По оценкам международных экспертов в мире ежегодно выбрасывается от 7 до 30 млн. тонн рыбы и других гидробионтов. Примерно одна треть всех мировых уловов возвращается обратно море, но, как правило, уже в мертвом виде. Это явление в той или иной степени присутствует практически на любом промысле. «Следует признать, что подобная живучесть выбросов не случайна и имеет определенные причины. В связи с этим, на наш взгляд, назрела потребность в теоретическом переосмыслении накопленного материала по данной проблеме, выявлении наиболее общих причин, закономерностей и принципов», - считают координатор программы по устойчивому рыболовству Баренцевоморского отделения WWF России Алексей Голенкович и старший преподаватель кафедры «Промышленное рыболовство» Дальрыбвтуза Артур Майсс.
В статье, опубликованной на сайте Fishnews, они констатируют, что на промысле даже при соблюдении всех необходимых мер предосторожности нежелательная часть в том или ином объеме может присутствовать в любом улове. В категорию нежелательного прилова попадают все нецелевые, некоммерческие (неценные, некондиционные), то есть невостребованные по различным причинам объекты, которые после осуществления выброса становятся, как правило, неучтенными и неконтролируемыми. Поэтому по аналогии с ННН-промыслом эксперты называют эту часть ННН-приловом, то есть невостребованным, неразрешенным и неучтенным.
Представитель WWF и сотрудник Дальрыбвтуза условно делят промысловый цикл на два основных этапа: до поднятия улова на борт и после. Они, в свою очередь, состоят из отдельных операций, фаз. Первая фаза - выбор района для промысла. Для этого капитану необходимо иметь блок информации об объекте лова (биологические характеристики, фоновые, нормативно-правовые и экономические данные), которая позволит выбирать оптимальное место и в определенной степени избежать ННН-прилова. «Как правило, такой информации на судне недостаточно и выбор района промысла осуществляется исходя из личного опыта капитана», - отмечают Алексей Голенкович и Артур Майсс.
На второй фазе - в процессе поиска скопления - предпосылкой для ННН-прилова является отсутствие точной оперативной информации о горизонтальном и вертикальном распределении размерно-видового состава объектов в районе промысла. В результате промысел может осуществляться на участках и горизонтах с высоким приловом молоди или нецелевых видов.
На третьей фазе - в процессе облова, по словам экспертов, определяющую роль играют основные параметры орудий лова, которые не могут гарантировать улов определенного размерно-видового состава, а также обеспечить сохранность всех особей.
На четвертой фазе - во время подъема улова на борт - в результате несовершенства промысловых схем и механизмов могут возникнуть дополнительные условия для повреждения части улова.
«Вполне очевидно, что если бы на первом этапе у экипажа была возможность вылавливать только то, что необходимо, и он точно знал, где, когда и как это делать, то и проблема выбросов в значительной степени потеряла бы свою актуальность», - подчеркивают авторы статьи. Они замечают, что понятие «неконтролируемый прилов» приобретает двойной смысл. «С одной стороны, этот прилов бесконтрольно выбрасывается, с другой стороны, он становится таким потому, что рыбаки не имеют возможности контролировать его вылов. То есть он попадает в улов вопреки их намерениям. Отсюда также следует, что воздействуя на указанные выше причины на первом этапе промыслового цикла можно уменьшить возможности формирования ННН-прилова. Это приведет к тому, что по факту уменьшится объем ННН-прилова, а соответственно, и объемы выбросов», - резюмируют Алексей Голенкович и Артур Майсс.
Полный текст читайте в рубрике «Крупный план» на сайте Fishnews.