Как узнать правильную рыбу
WWF совместно с Морским попечительским советом (MSC) рассказали рестораторам о преимуществах российской рыбы, выловленной по стандартам экологически ответственного рыболовства.
3 июля Всемирный фонд природы (WWF) и Морской попечительский совет (MSC) провели в Москве презентацию, посвященную преимуществам дикой рыбы, добытой в результате экологически ответственного промысла, которая теперь доступна для покупателей в России. На мероприятие были приглашены представители отелей, ресторанов, торговых сетей, интернет-магазинов, СМИ. Как сообщает корреспондент Fishnews, эксперты постарались ответить на вопросы: чем «ответственная» рыба отличается от «безответственной», каким образом потребление рыбы влияет на человека и природу и как распознать правильную рыбу на прилавке?
Координатор проектов WWF России Александр Моисеев рассказал о тенденциях мирового промышленного рыболовства и его последствиях для рыбных запасов. «Люди необратимо меняют экосистему океана», – отметил он. По данным Комитета по рыбному хозяйству Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в настоящее время 90% популяций крупных хищных рыб уже никогда не смогут восстановиться до прежней численности – это и такие популярные виды, как тунец, меч-рыба, треска, палтус. По прогнозу ФАО, если не менять политику рыбного рынка, к 2050 г. наступит коллапс мирового рыболовства.
Экологическая сертификация, стандарты которой разрабатываются такими организациями как Морской попечительский совет, – один из способов избежать коллапса. По словам Александра Моисеева, формируя экологически чувствительный спрос, добиваясь прослеживаемости цепочки поставок и подтверждения происхождения рыбы, потребители могут влиять на устойчивость промыслов и тем самым предотвратить истощение мировых рыбных запасов.
Какие бывают виды экологической маркировки продуктов питания и в чем заключаются преимущества для бизнеса от введения в ассортимент сертифицированной продукции, объяснила директор по развитию Экобюро GREENS Елена Смирнова. Она привела примеры исправления имиджа крупных зарубежных компаний после изменения закупочной политики и увеличения продаж MSC-сертифицированной рыбы и морепродуктов. «Залог продвижения экологичных товаров – это работа с потребителями», – подчеркнула эксперт.
Положительно оценивают международный опыт работы с MSC-сертифицированной рыбой в компании McDonald’s. В ресторанах сети используются четыре вида рыб – минтай, треска, макруронус и пикша. Директор по качеству, безопасности и экологии «McDonald’s-Россия» Ирина Коршунова подтвердила, что переход на продукцию сертифицированных промыслов не привел к росту цен на блюда из рыбы.
Многие путают экологически чистую продукцию и продукцию экологически ответственных промыслов, тогда как сертификат MSC – это в первую очередь оценка качества промысла, обратила внимание директор по развитию MSC в России Анисья Шепелева. «Экологический промысел и качество продукции – это разные вещи», – согласен вице-президент Ассоциации «Рыбопромышленный холдинг Карат» Сергей Сенников. Он рассказал о технологических процессах производства филе в море и внутренних требованиях компании, позволяющих поддерживать высокий уровень качества продукта и успешно продавать его на международном рынке.
Но сертификация промысла – это только полдела. Для того чтобы продукция с полным правом называлась экологически ответственной, должна быть сертифицирована вся цепь поставок от борта до прилавка, причем ни на одном этапе не допускается пересечение сертифицированной и несертифицированной рыбы. Первой компанией на российском рынке, выполнившей эти условия, стало сбытовое подразделение холдинга ЗАО «КАРАТ-Трейдинг». Сертификат был вручен руководству компании прямо на презентации.
«Мы приняли принципиальное решение о том, что если мы производим MSC-сертифицированную продукцию, то хотим иметь возможность продавать ее на российском рынке, – прокомментировал завершение сертификационного процесса Сергей Сенников. – На сегодняшний день нельзя сказать, что наличие экомаркировки – это критический момент, как при экспорте. Спрос на экологически маркированную продукцию в России только начинает формироваться, но если он формируется, значит, мы должны быть готовы к тому, чтобы такую рыбу предложить тем, кто захочет ее купить».
Организаторы мероприятия напомнили, что раньше работа по пропаганде экосертификации велась преимущественно среди рыбаков. «Мы не хотели вводить в заблуждение потребителей, потому что этой рыбы не было в России. Теперь она появилась», – отметили в WWF. На внутреннем рынке уже есть сертифицированный минтай, лосось, треска и пикша, но на пути к потребителю возникает пробел – трейдеры, рестораны и ритейл не обращают внимания на экомаркировку. Вовлечение этих участников рынка в систему цепи поставок MSC, формирование спроса на экологически ответственную рыбу станет хорошим стимулом для российских рыбаков поставлять свою сертифицированную продукцию на внутренний рынок.
Fishnews