Как привлечь «амнистированный» флот в Россию?
Чтобы вернуть «незаходные» суда на обслуживание в РФ, помимо таможенной и налоговой «амнистии» необходимо создать более выгодные условия в отечественных портах, считает начальник отдела исследований стратегических направлений развития флота ОАО «Гипрорыбфлот» Эдуард Егоров.
Возможную отмену обязательной при ввозе в РФ 23% выплаты от контрактной стоимости судна для флота, построенного или модернизированного за границей после 2008 г., представители научно-исследовательского института «Гипрорыбфлот» считают правильным шагом, отвечающим интересам государства. Однако для того, чтобы эта мера дала ожидаемые результаты, необходимо устранить все барьеры, которые делают непривлекательным базирование в отечественных портах и поставку продукции в Россию.
Как сообщил Fishnews начальник отдела исследований стратегических направлений развития флота Эдуард Егоров, пока сложно однозначно сказать, как отразится «амнистия» на развитии российского судостроения и загруженности отечественных портов. «Сейчас владельцы «незаходных» судов имеют налаженный бизнес, обеспеченные сбыт рыбопродукции зарубежным потребителям и качественное техническое обслуживание своих судов, – отметил специалист. – Есть большие сомнения в том, что они променяют все это на возможность базирования в российских портах». Сегодня негативные последствия для российских верфей маловероятны, поскольку рыбацкий флот практически не строится. По мнению сотрудника института, один из главных вопросов развития этой отрасли в РФ: кто в России предложит аналогичные финансовые условия для строительства и ремонта судов?
Состояние нынешнего российского флота эксперт оценивает как требующее широкомасштабного обновления. «Если все причины, мешающие этому, будут устранены, то заказов на новые суда хватит и нашим, и зарубежным верфям», – обратил внимание Эдуард Егоров.
Чтобы повысить конкурентоспособность отечественных верфей, специалист предлагает понизить таможенные пошлины и НДС на импортное комплектующее оборудование, без которого сегодня невозможно построить судно. Это позволит российским верфям не проигрывать зарубежным коллегам по стоимости строительства судов.
В случае введения «амнистии» не исключено начало строительства на зарубежных верфях судов по разработанным в России проектам. Тем не менее представитель Гипрорыбфлота полагает, что конструкторскую документацию все же проще заказывать «на месте». «В России надо разрабатывать качественное техническое задание на проектирование, основанное на оптимизационных технико-экономических расчетах основных эксплуатационных характеристик создаваемого судна, и проводить на всех стадиях профессиональную экспертизу проектной документации», – подчеркнул Эдуард Егоров.
Fishnews