ЭПЖ отправился на испытания
Из Владивостока вышло в рейс первое судно, на котором будут проверять работу электронно-промыслового журнала. Опыт реальной эксплуатации программного обеспечения поможет разработчикам улучшить его и устранить выявившиеся недочеты.
Законопроект о переводе промышленного лова на электронный журнал Росрыболовство подготовило еще в 2014 г. Разработка ЭПЖ велась под контролем ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи», которое в апреле этого года начало функциональное тестирование программы на судах в порту Мурманска. Затем ее доработали и подготовили к опытно-промышленной эксплуатации.
Первая «ласточка» с электронным журналом на борту отправилась в рейс из Владивостока 6 июля. Ей стал транспортный рефрижератор «Восток Рифер» рыболовецкого колхоза «Восток-1». На испытания программу и судно проводили сотрудники ЦСМС, в том числе начальник Центра Артем Вилкин.
Сколько всего флота примет участие в эксперименте, пока неизвестно. «Мы себе поставили планку - не менее 15 судов. Максимальное количество испытателей не ограничено, мы готовы работать со всеми желающими, - рассказал корреспонденту Fishnews Артем Вилкин. - Я обращусь к рыбопромышленникам с просьбой, чтобы они активнее шли на опытно-промышленную эксплуатацию ЭПЖ».
Изначально электронный промысловый журнал представлял собой программно-технический комплекс, включающий и программный продукт, и определенную технику, которые планировалось централизованно реализовывать через филиалы ЦСМС. «Мы отошли от этой концепции, а пришли к тому, что ЭПЖ – это программный продукт, который разработан государством, и, соответственно, будет устанавливаться на судовые компьютеры абсолютно безвозмездно. При этом, конечно же, как у любого программного продукта, у него есть требования к технике, - отметил Артем Вилкин. - Но мы сейчас абсолютно не ставим ограничений по производителям, маркам, видам аппаратуры, на которую ЭПЖ может быть установлен. Главное – чтобы соблюдались технические требования к программному продукту. Грубо говоря, чтобы были определенные операционная система, процессор, объем памяти и так далее».
Также необходим модем для отправки сообщений на сервер отраслевой системы мониторинга. «Здесь мы также отошли от концепции одного поставщика услуг спутниковой связи и с апреля на сегодняшний день протестировали три компании: «Иридиум», «Инмарсат» и отечественную систему «Гонец». Судовладелец будет выбирать то, что надежнее и дешевле. Пока, безусловно, «Гонец» вне конкуренции по стоимости трафика», - обратил внимание начальник ЦСМС. По его словам, возможность использования других операторов тоже не исключается.
На борту рефрижератора руководитель проекта «Электронно-промысловый журнал», начальник отдела защиты информации ЦСМС Кирилл Умников продемонстрировал антенну «Гонца». Небольшое устройство заключено в пластиковый корпус и прикреплено к поручням верхней палубы магнитом и болтами для большей надежности.
Затем разработчики познакомили гостей непосредственно с программой, установленной на судовом компьютере. В ходе рейса система «Гонец» будет прописывать координаты судна в ЭПЖ автоматически. Программу постарались сделать максимально удобной – при заполнении формы отображаются только доступные конкретному судну операции. Так, рефрижератор не сможет отправить сообщение о промысловой операции, не имея соответствующего разрешения, но в открывающемся списке вариантов можно выбрать «Перегруз рыбопродукции».
«Можно вывести судовое донесение в виде отчета, также можно распечатать промысловый журнал в той форме, которая указана в приложении к приказу Росрыболовства № 942», - отметил руководитель отдела разработки компании-субподрядчика GoLive Group Роман Максимов.
«Восток Рифер» вернется в порт 25 июля, а в целом тестирование ЭПЖ продлится до конца года в соответствии с распоряжением Росрыболовства.