А «крыша» все там же...
В сети операции «Путина-2014» ежедневно попадают богатые «уловы» незаконно добытого лосося и красной икры. На Дальнем Востоке, где в самом разгаре лососевая путина, с опережением показателей идут только браконьеры. Десятки тонн выпотрошенной рыбы на Камчатке спускают по рекам, на Сахалине вываливают прямо на берег. Информационные агентства не устают цитировать рапорты и релизы силовых структур, которые регулярно отчитываются о новых «поимках». Однако каждый раз на рейсах Петропавловск-Камчатский – Москва, Петропавловск-Камчатский – Владивосток и аналогичных – с Сахалина «улетают» тонны икры.
Вся она расфасована в куботейнеры по 25 кг. Тщательно замотана в черные пакеты и «заскотчевана». После того как заканчивается регистрация на рейс, к стойке подходит человек в форме. Он достает пачку денег, отсчитывает, и икра уезжает по ленте. На острове и полуострове все знают, чей это груз. Проследить его путь несложно. Получая багаж, вы также увидите приезжающие вместе с чемоданами кубы. И опять люди в форме.
О том, что браконьеры буквально вырезают реки, говорят все - от простого рыбака до глав регионов, сообщает корреспондент Fishnews.
– Незаконный вылов водных биоресурсов сегодня приобрел угрожающие масштабы. Численность лосося в отдельных реках Камчатки снизилась до катастрофически низкого уровня. Государственные рыборазводные заводы, работающие на основных промысловых реках края, тратят колоссальные средства, стараясь сохранить хотя бы минимальную численность лососей. Браконьеры буквально «душат» наши реки. Незаконный промысел наносит колоссальный ущерб окружающей среде и экономике Камчатки, для которой рыбная отрасль всегда была основой, - отметил в ходе совещания с главой Росрыболовства Ильей Шестаковым губернатор края Владимир Илюхин.
Отметим, в прошлом году по итогам антибраконьерской операции «Путина-2013» на Камчатке было возбуждено 59 уголовных дел по ст. 256 УК РФ (незаконная добыча водных биоресурсов). Изъято около 4,5 тыс. кг рыбы лососевых пород, около 4,2 тыс. кг красной икры, 51 плавсредство, семь руль-моторов. Это цифры официальной статистики.
Браконьерством в отдельных районах Камчатского полуострова занята львиная доля населения, при этом легально работающие рыбопромышленники не могут найти себе сотрудников на период путины и вынуждены привлекать их в том числе из стран ближнего зарубежья. Многие местные жители в период путины переключаются на заготовку браконьерской икры. Берега нерестовых рек завалены потрошеной рыбой, и местная рыбоохрана сегодня не может это остановить.
Аналогичная проблема и на Сахалине. Плотность речной сети на Сахалине и Курилах самая высокая в России. Здесь расположено более 65 тыс. рек и ручьев общей протяженностью 105 тыс. км, и почти все они являются местами обитания тихоокеанских лососей - симы, горбуши, кеты и кижуча. Площадь их нерестилищ превышает 21 млн. м². Реки на островах небольшие, их легко перекрывать сетями и за короткий срок вычерпывать лососей, массово заходящих на нерест. Высокая интенсивность хода рыбы позволяет браконьерам за короткий срок вылавливать огромное количество лососей и наносить значительный ущерб ценным государственным ресурсам. Причем браконьеры уничтожают лососей, пропущенных рыбаками на нерестилища, т.е. фактически неприкосновенный фонд, без которого не будет и возобновления ресурса. Все рыбаки в один голос утверждают: проходные дни для браконьеров - самый лакомый кусок.
В этом году инспекторы Сахалино-Курильского теруправления Росрыболовства с начала путины провели 1083 рейда и выявили 1092 нарушения – на 263 больше, чем за аналогичный период прошлого года. 30 материалов переданы в полицию для возбуждения уголовных дел. Начиная с мая по август инспекторы оштрафовали нарушителей на 3,3 млн. рублей (из них более 1 млн. рублей уже взыскано). Это намного выше уровня 2013 г. У браконьеров изъято 1,8 тонны лососевых, свыше 45 кг икры, 822 орудия лова и 8 транспортных средств. Эти показатели значительно превышают прошлогодние, хоть в этом году рыбы меньше.
Главы регионов пытаются найти выход из ситуации, призывая увеличивать численность сотрудников рыбоохраны, обеспечить им достойную заработную плату, проводят совещания по улучшению межведомственного взаимодействия различных структур, в чьи обязанности входит контроль за реками и наказание браконьеров. Однако в частной беседе все указывают, что без «силовой крыши» браконьеры бы так не орудовали.
Вы знаете, что на Камчатке самый низкий показатель по угону автомобилей? Практически их не угоняют. Почему? Потому что ехать некуда! Путь один – по воздуху.
- Стоит перекрыть аэропорт, и мы в прямом смысле перекроем браконьерам воздух! Они не смогут сбывать свою продукцию, ведь на местной территории таких объемов реализации не найти, – заявил один из крупных рыбопромышленников, пожелавший остаться неназванным.
– Всем известно, кто прикрывает браконьеров - полиция! Закройте аэропорт на Камчатке, и у них исчезнет самый высокий источник дохода, – говорит другой представитель рыбной промышленности и тоже просит не озвучивать его имя.
Один из предпринимателей во Владивостоке, занимающихся реализацией рыбо- и морепродукции оптом и в розницу, рассказал, что раз в неделю они встречают 5-10 кубов с военных бортов с Сахалина и Камчатки. А таких бизнесменов в Приморье – десятки.
– Приедете в аэропорт Владивостока - там ВСЕ торгуют икрой. В окрестностях Артема есть несколько складов с икрой, - рассказал он.
- Я заплатил 4,5 млн. рублей «людям в погонах» (МВД, ГИБДД, рыбоохрана) в прошлую путину за то, чтобы вывозить икру машинами до аэропорта. А вообще, я плачу 20% с выручки. Сдаю сырье в Стародубске, Долинске (Сахалин). Цеха занимаются скупкой сырья. Все, в том числе и легальные, – поделился один из «нелегальных» добытчиков.
Схема такая: оформляют несколько лицензий на разных лиц, выходят на промысел на законных основаниях. Рыбинспектор в таком случае сети не отберет. Вот и получается, что лицензии берут на мешок рыбы, а вылавливают 20.
Работники на таких «предприятиях» получают по 100-150 тыс. рублей в месяц. Работают днем и ночью, пока идет путина. Берут на работу всех. Для населения отдаленных районов - это огромные деньги.
Браконьеры сегодня – довольно сплоченное, хорошо организованное, финансово, технически обеспеченное, но самое главное - подкрепленное административно-силовым ресурсом сообщество. Вот и получается, что сегодня рыбоохрана борется и ликвидирует лишь последствия незаконного промысла. В то время как силовики-браконьеры действуют по отлаженной и не дающей сбоя схеме. Ловят только тех, кто не платят. Те, кто ворует машинами и вагонами, оказываются в «законе», а те, кто для себя несколько хвостов заготовил, – попадают в рапорты и торжественные сводки отчетов. Для некоторых силовых структур «крышевание» браконьерства на путине превратилось в весьма доходный бизнес. И разрубить этот гордиев узел, судя по всему, можно только «извне» и действуя одновременно по всем направлениям.
Ксения ПИСАРЕВА, Fishnews
Сентябрь 2014 г.