Личное мнение

16 февраля 2017 года
Управляющий Ассоциации «Большая рыба» Александр ЕРШОВ

Гибрид гибриду рознь

Александр ЕРШОВ, Управляющий Ассоциации «Большая рыба»

Снизить себестоимость продукции в прудовом рыбоводстве вполне реально – за счет грамотного применения технологий. В случае с карпом переход от «беспородной рыбы» к выращиванию высокопродуктивных гибридов позволит за короткий срок нарастить объемы производства товарной рыбы при прежних затратах.

Цель любого бизнеса, даже такого благородного, как выращивание рыбы, – не только накормить народ рыбой, но и получить прибыль. А чтобы заработать деньги, свою продукцию нужно продать, и желательно выгодно. Настоящие бизнесмены уже давно используют алгоритм «выращу столько, сколько смогу продать», мы же, рыбоводы, чаще всего придерживаемся принципа родом из эпохи развитого социализма: «выращу, сколько смогу, и авось как-нибудь продам».

Пока был дефицит продуктов питания и избыток рублей, работалось очень хорошо, но потом ситуация изменилась. Конкуренция на рыбном рынке очень высокая. Спрос зависит от сезонности, а платежеспособность населения резко пошла вниз. Залогом успешной реализации продукции – при соизмеримом качестве – становится цена. А цена определяется себестоимостью, и чем меньше последняя, тем прибыльней заниматься рыбоводством.

В условиях постоянного роста цен найти ответ на вопрос, как снизить или хотя бы обуздать себестоимость, удержав ее на приемлемом уровне, совсем не просто. Не просто, но возможно; и один из путей решения – это совершенствование технологии аквакультуры.

Остановлюсь только на одной составляющей этой технологии. На сегодняшний день аквакультура в России на 80% представлена прудовым рыбоводством, а если точнее – карповодством с использованием поликультуры «карп – растительноядные рыбы». Из 170 тыс. тонн рыбы, выращиваемой в нашей стране, порядка 100 тыс. тонн – это карп. Так что именно карп – наше национальное достояние, а вовсе не осетры, семга, клариевый сом и прочие. Как следствие, наибольшего эффекта в плане увеличения объемов производства можно достигнуть именно за счет карповодства. Повышение продуктивности по карпу всего на 10% – это солидный прирост в реальной рыбе на столах россиян.

С нынешнего года предприятия, входящие в состав Ассоциации «ГКО Росрыбхоз», активно привлекаются к участию в программе по широкомасштабному внедрению в товарное рыбоводство России высокопродуктивных гибридов карпа (сокращенное название «карп-F1»). Суть ее проста: с давних времен было известно, а в дальнейшем подтверждено генетиками и животноводами, что межпородные гибриды имеют значительные преимущества в выживаемости, темпе роста, резистентности к болезням по сравнению с родительскими формами.

В нашей отрасли этот фактор используется осознанно только в продвинутых рыбоводных хозяйствах, таких как «Рыбхоз Пара», Ассоциация «Большая рыба», РСП «Ангелинское» и ряде других. Однако далеко не все рыбоводы знают, что венгерский карп, голый, чешуйчатый – это еще не породы, это породные группы, объединенные общими признаками. Пород карпа достаточно много, и они отличаются друг от друга не меньше, чем породы крупного рогатого скота или свиней.

По рыбоводным производственным показателям межпородные карпы как минимум на 15-20% превосходят даже хорошие породы, не говоря уже о беспородном карпе, широко используемом в рыбоводстве, особенно в фермерских хозяйствах. В пересчете на объемы выращивания карпа в России – это десятки тысяч тонн прироста исключительно за счет совершенствования технологии прудового рыбоводства – и, что немаловажно, при минимальных затратах. Пока задачей отечественной аквакультуры остается наращивание объемов производства до насыщения рынка и полного импортозамещения, этот инструмент очень эффективен.

Росрыбхоз ставит задачу уже весной текущего года на базе наиболее подготовленных племенных рыбоводных хозяйств и племрепродукторов значительно увеличить долю гибридов карпа первого поколения в товарном рыбоводстве. Возможности для этого существуют, но важно наглядно на практике продемонстрировать преимущество гибридов и добиться того, чтобы рыбоводы массово переходили на их использование.

В то же время эта программа должна опираться на научный подход в части генетики. Гибрид гибриду рознь. В разных зонах рыбоводства нужны разные гетерозисные гибриды. И здесь свое слово должны сказать рыбохозяйственные научные учреждения, причем выступающие не на общественных началах и благих пожеланиях, а на базе работ, включенных в план научных исследований по госзаданию.

Как ни странно, юг европейской части России, который относится к регионам, где наиболее развито прудовое рыбоводство, с благоприятными природно-экономическими условиями и расположением вблизи рынков сбыта, до сих пор не имеет селекционно-генетического центра рыбоводства, способного вести на высоком научном уровне работу по созданию и поддержке пород. Научная база есть – это АзНИИРХ, но сейчас институт в основном озабочен проблемами Азовского моря. Конечно, это тоже важный вопрос, но аквакультура неизбежно будет развиваться быстрее промысла, как это происходит во всем мире, и отраслевой науке нужно быть в тренде.

И, конечно, крайне важно, чтобы на управленческом уровне появилось осознание, что рыболовство и рыбоводство – это разные отрасли экономики России. Все попытки объединить их под одной крышей наносят вред. Товарное рыбоводство (аквакультура) – это отрасль сельского хозяйства. Взять даже УЗВ: вроде бы со всех сторон индустриальное предприятие, а методы и приемы работы принципиально от хорошей птицефабрики не отличаются.

Когда рыболовство с рыбоводством перестанут путать в самых высоких эшелонах власти, тогда, наверное, исключать аквакультуру из программы поддержки АПК по кредитованию никому и в голову не придет, а пока это, к сожалению, не так.

Александр Ершов, управляющий Ассоциации «Большая рыба» (Ростовская область), руководитель рабочей группы по селекционно-племенной работе Ассоциации «ГКО Росрыбхоз»

Fishnews

Февраль 2017 г.