Личное мнение

27 апреля 2017 года
Начальник управления аквакультуры Федерального агентства по рыболовству Виктор АШАРИН

Росрыболовству удалось снять часть претензий рыбоводов

Виктор АШАРИН, Начальник управления аквакультуры Федерального агентства по рыболовству

Принятый в 2013 году закон об аквакультуре стал для хозяйств фундаментом развития. Документ, который обсуждали и корректировали не один год, можно было бы назвать законодательным прорывом, устрой он все стороны. Однако предприниматели считают, что дискуссия еще не завершена и закон нуждается в корректировке. Ряд проблем, в частности, осветила в интервью Fishnews заместитель председателя Ассоциации развития аквакультуры Сахалинской области Галина Щукина. В Федеральном агентстве по рыболовству уверены, что часть озвученных претензий рыбоводов снять уже удалось. По другим работа продолжается. Начальник управления аквакультуры ведомства Виктор Ашарин подробно рассказал, что уже сделано и чем еще предстоит заняться.

Эксперты отмечают, что предприятиям по-прежнему запрещено многоцелевое использование рыбопромысловых участков (как для рыболовства, так и для товарного выращивания объектов марикультуры). Этот вопрос как-то решается?

– Данный вопрос в настоящее время актуален для ряда регионов, где большая часть акваторий занята под рыбопромысловые участки, особенно для Сахалина.

Стоит отметить, что рыбоводные и рыбопромысловые участки – это абсолютно разные понятия с точки зрения закона. Рыболовство и аквакультура регулируются разным законодательством. Поэтому есть нестыковки. Предоставление в пользование рыбоводных и рыбопромысловых участков регулируются разными нормативными правовыми актами. Деятельность может быть в чем-то и схожа, но к заявителям на РПУ и РВУ всегда были разные требования и обязательства по их использованию.

Однако сейчас проблема решается. Минсельхоз и Росрыболовство синхронизируют эти направления, чтобы дать возможность заниматься аквакультурой на уже предоставленных РПУ. Подготовлен законопроект, который урегулирует данный вопрос.

К механизму формирования морских рыбоводных участков имеется большое количество нареканий (особенно показателен опыт Приморского края). В частности, закон предусматривает возможность инициативного формирования участка (по заявочному принципу). При этом сложнейший этап согласования границ в различных инстанциях заявитель проходит самостоятельно. А затем РВУ выставляется на торги, и далеко не факт, что их победителем будет заявитель.

– В первую очередь хочется отметить, что в 2016 году государство особое внимание уделило развитию товарной аквакультуры, которое нашло отражение в поручениях президента РФ и правительства.

Сегодня с уверенностью можно говорить, что задача по увеличению объемов производства товарной аквакультуры выполняется. Так, по итогам 2016 года произведено 174 тыс. тонн товарной продукции, что на 13% больше объемов 2015 года. При этом следует отдельно отметить, что производство посадочного материала увеличилось на 26% и составило 31 тыс. тонн.

Немалую роль в увеличении производства продукции играют рыбоводные участки. Так, в результате проделанной в 2015-2016 годах работы дополнительно сформировано и предлагается для аквакультурной деятельности в РФ более 168 тыс. га акваторий, из которой уже предоставлено в пользование свыше 50 тыс. га.

Ранее, до вступления в силу закона об аквакультуре, рыбоводство в Российской Федерации осуществлялась на 320 тыс. га. Таким образом, рыбоводный фонд увеличился более чем на 50%.

Следует отметить, что в настоящее время территориальным управлениям совместно с отраслевыми институтами поручено определить потенциально пригодные акватории водоемов для осуществления аквакультуры. То есть в ближайшее время мы ожидаем дополнительное увеличение рыбоводного фонда страны.

К сожалению, до недавнего времени в некоторых регионах органы государственной власти к работе по формированию границ рыбоводных участков подходили формально. Заявителю отказывали по причинам наложения предлагаемых границ на границы рыбопромысловых участков, особо охраняемых природных территорий и т.д.

Вместе с тем органам государственной власти необходимо детально рассматривать поступающие предложения и при необходимости их корректировать. Это значительно упростит процедуру для самих претендентов. Сейчас такая работа Росрыболовством организована.

К примеру, в Приморье до вступления в силу закона об аквакультуре рыбоводство осуществлялось на площади около 20 тыс. га. В прошлом году и в конце марта нынешнего года в Приморском крае сформировано порядка 160 рыбоводных участков общей площадью более 38 тыс. га. То есть рыбоводный фонд увеличен почти в два раза.

В ближайшее время все эти участки будут разыграны на аукционах, которые организовывают Росрыболовство и его Приморское территориальное управление.

– А что вы думаете об аукционах? Согласны ли с тем, что это непрозрачный механизм?

– В прошлом году принята норма о том, договор пользования РВУ по истечении срока его действия перезаключается с добросовестным рыбоводным хозяйством без торгов. Это значительно повысит заинтересованность в соблюдении всех условий соответствующего договора и позволит предприятиям планировать деятельность на десятилетия вперед.

Наибольшую прозрачность процедур обеспечивает именно аукцион. Это консолидированная позиция всех ведомств. Поэтому все новые участки идут на открытый аукцион. С момента вступления в силу закона об аквакультуре по аукционам предоставлено в пользование уже более 900 рыбоводных участков площадью свыше 50 тыс. га. В бюджет по результатам этих торгов поступило более 190 млн рублей.

При этом участки, на которых люди ранее занимались аквакультурой, в том числе на основании лицензии на водопользование, предоставляются по конкурсу. То есть сегодня работает механизм, при котором учитывается история рыбоводного хозяйства. Главное, чтобы пользователь был добросовестным и занимался выращиванием рыбы и других морепродуктов. Такие рыбоводные хозяйства получат преимущество, чтобы не остаться «за бортом».

Прокомментируйте нормы о расторжении договоров и возможности изъятия участков у пользователей, если они не осуществляют никакой реальной деятельности.

Основная задача – государственная собственность должна использоваться эффективно.

В 2016 году совместными усилиями мы законодательно заменили одно из существенных условий договора пользования рыбоводным участком – видовой состав – на минимальный объем выращивания.

Рыбовод теперь имеет возможность подстраиваться под условия рынка и окружающей среды, ведь есть примеры, когда смена видового состава объектов аквакультуры обусловлена не увеличением или снижением рынка, а природными факторами.

Одновременно в законе об аквакультуре сказано, что договор подлежит досрочному расторжению в случае неосуществления на выделенном участке хозяйственной деятельности в течение двух лет. В нынешнем году Росрыболовство проводит анализ эффективности использования рыбоводных участков.

Это актуально как для старых, переоформленных, договоров, так и для новых. Пока правоприменительной практики по расторжению договоров нет, но, безусловно, она будет нарабатываться, если мы выявим, что рыбоводные хозяйства не работают на предоставленных в пользование акваториях. Такое поручение уже дано нашим территориальным управлениям.

– Как обстоят дела с передачей полномочий в сфере регулирования товарной аквакультуры регионам?

– В 2016 году велась активная работа по передаче ряда полномочий субъектам Федерации. Вступившими в силу в октябре прошлого года изменениями закона субъектам переданы полномочия по актированию выпусков объектов аквакультуры во внутренних водоемах. В результате устранен один из административных барьеров. Это было первым этапом.

Второй этап – передача полномочий по проведению торгов. В настоящее время эта работа активно ведется совместно с Минсельхозом. Ранее были подготовлены изменения в закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и правила проведения торгов на рыбоводные участки, однако пока они не приняты. В этом вопросе у нас есть поддержка органов исполнительной власти регионов и рыбоводных хозяйств. Будем искать новые пути решения.

Насколько я понимаю, масса вопросов у предпринимателей к методикам. Галина Щукина отмечает, что эти документы «широким шагом ведут нас именно к этому централизации, устанавливая обязательные минимумы или максимумы производства продукции, а также регламентируя перечень объектов, которые позволяется культивировать в конкретном районе, а, следовательно, и на рыбоводном участке».

– Как я уже говорил, в прошлом году видовой состав объектов аквакультуры заменен на минимальный объем их выращивания, установление которых – одна из мер контроля хозяйства, самый объективный критерий, который мы можем прописать в договоре. Максимум производства мы не устанавливаем. Вместе с тем уровень допустимого воздействия на окружающую среду должны регулироваться ветеринарным законодательством. Сейчас этот вопрос прорабатывается в рамках принятия ветеринарных правил содержания объектов аквакультуры. При этом ограничений выращиваемой биомассы по тоннам с гектара не будет. Как предложение – установить буферные зоны между хозяйствами.

С учетом вступивших в силу изменений в закон об аквакультуре ограничения по видовому составу устанавливаются только природоохранным законодательством.

Но осуществив отсадку молоди на морской участок, производитель теряет право собственности на нее вплоть до момента изъятия выращенной товарной продукции

– Это мы также устранили в тех поправках, которые вступили в силу с 1 октября 2016 года. Теперь у любого рыбоводного хозяйства есть право собственности на объекты аквакультуры с момента их выпуска при пастбищной аквакультуре.

Данные изменения позволят рыбоводным хозяйствам получать доступ к оперативному кредитованию в финансовых организациях и осуществлять охранные мероприятия в отношении объектов аквакультуры.

Вместе с тем в отношении пастбищной аквакультуры тихоокеанских лососей, с учетом особенностей ее осуществления и биологии самих лососей, которые уходят на нагул далеко за пределы России, эти условия не применимы. На тихоокеанских лососей право собственности, как и раньше, возникает только при их изъятии.

Федеральное агентство часто обвиняют в том, что рекомендации предпринимателям даются, исходя из степени изученности вопроса отраслевыми институтами, но без учета мирового или даже отечественного опыта, если он приобретен вне рамок рыбохозяйственной науки.

– У нас мощная отраслевая наука, однако на разработки в области аквакультуры деньги до 2015 года почти не выделялись.

В 2016 году в Росрыболовстве создана рабочая группа, целью которой является определение перспективных научно-исследовательских работ, направленных на получение конкретных прикладных, адресных результатов и возможности внедрения научных разработок в производство в кратчайшие сроки. В состав этой группы также вошли представители отраслевых ассоциации и союзов.

Так, на 2017 год приоритетными в области товарной аквакультуры являются работы по охране здоровья, кормам, повышению продуктивности традиционных объектов аквакультуры, а также селекции.

Вместе с тем, необходимо проработать вопросы широкого распространения информации о выполненных работах среди различных категорий потребителей, механизмы передачи результатов разработок и обеспечения обратной связи для оценки эффективности их применения.

К первоочередным задачам, которые должны быть решены для обеспечения эффективного выполнения и последующего использования научных разработок в области аквакультуры, мы относим обобщение имеющегося отечественного и зарубежного опыта по передаче в производство результатов научно-исследовательских работ, а также разработку механизмов проведения апробации и внедрения результатов научных работ.

По этим направлениям Управлением аквакультуры совместно с ВНИРО уже начата системная работа.

В настоящее время проблемами развития отечественной аквакультуры в той или иной степени занимаются не только рыбохозяйственные институты, но и другие авторитетные представители научного сообщества, имеющие более широкий профиль своих задач.

Нам необходимо выработать единые подходы развития науки в области рыбоводства, предусматривающие основные векторы для дальнейших исследований в этой области.

Данный подход, по нашему мнению, позволил бы наиболее эффективно использовать полученные результаты для успешного развития аквакультуры.

Для этого 16 мая текущего года мы организуем Первую всероссийскую научную конференцию на площадке Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Пользуясь случаем, приглашаю всех желающих принять в ней участие.

– Ассоциация развития аквакультуры Сахалинской области отмечает постоянную несогласованность в отчетных цифрах у профильных административных структур и производителей. Возможно, это связано с тем, что предприниматели считают реальные объемы выращенной и реализованной продукции, а чиновники – рассчитанной по формулам?

– Основная отчетность, которая идет в официальную статистику, формируется на основании данных, предоставленных рыбоводными хозяйствами. Есть формы РП и РППР, утвержденные приказом Минсельхоза от 2 апреля 2008 года № 189 «О Регламенте предоставления информации в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства». По этому регламенту рыбоводы отчитываются в органы АПК субъектов Российской Федерации, после этого эти цифры идут в департамент животноводства Министерства сельского хозяйства РФ. Это уже отработанный годами механизм.

Ксения ПИСАРЕВА, Fishnews

Апрель 2017 г.