Личное мнение

31 марта 2016 года
Генеральный директор Преображенской базы тралового флота Сергей ЕРЕМЕЕВ

Для легального краба в стране нужно расчистить рынок

Сергей ЕРЕМЕЕВ, Генеральный директор Преображенской базы тралового флота

В последние годы Россия заключила ряд международных соглашений для борьбы с незаконным промыслом краба. Сейчас такие договоры действуют с Южной и Северной Кореей, Китаем и Японией. Проблема, конечно, не решена полностью, но, по крайней мере, какая-то работа по перекрытию поставок браконьерской продукции за рубеж ведется. Однако с пресечением торговли нелегальным крабом на российском берегу дело обстоит намного хуже.

Компаниям, которые занимаются легальным промыслом краба, крайне тяжело продавать его на внутреннем рынке. ПБТФ попыталась реализовывать свою продукцию в Приморье, но здешняя цена не идет ни в какое сравнение с японской. Насколько я знаю, во Владивостоке и пригороде краба продают в большом количестве, и очевидно, что он если не весь, то на 99% пойман незаконно. Если браконьеры ставят цену в 400 рублей за килограмм, то мы при всем желании не можем с ними конкурировать. Компания реализует, например, краба-стригуна опилио по 500 рублей, из которых 10% составляет прибыль. Снизить эту стоимость – значит, брать меньше топлива, сокращать зарплаты рыбакам. Пока машины с браконьерским крабом свободно стоят на улицах края, честным предпринимателям зайти на этот рынок невозможно.

При этом легальный промысел надзорные органы проверяют по полной программе. Рыбаков все время пытаются на чем-то поймать, выискивают мелочные нарушения… Был случай, когда капитан, подавая ССД, перепутал цифру – вместо «6» написал «9». Выписали протокол за «искажение данных», оштрафовали и капитана, и компанию. Хотя вполне можно было ограничиться предупреждением.

А браконьерский краб продают на рынках совершенно свободно у всех на виду. Таких же тяжело «кошмарить» - они в случае проверки могут быстро скрыться. Легче проверять стабильно работающие компании, чем каких-то дельцов, которые сегодня - одна фирма, завтра – другая. Хотя именно контролирующие органы должны бороться с нелегальной продукцией. Пограничникам, ГМИ, теруправлениям Росрыболовства, Россельхознадзору нужно совместно работать над решением проблемы: и гонять браконьеров в прибрежных водах, и изымать нелегальные уловы на берегу.

Сейчас такие изъятия просто смехотворны по объемам – задерживают килограммов по 100. Проводят рейд, потом все успокаивается, браконьеры отсиживаются пару дней, и опять на рынке с крабом, креветкой, гребешком. Кроме того, сегодня можно сделать любые документы и запустить нелегальную продукцию в торговую сеть, что часто и происходит.

Один из путей решения проблемы – ужесточение наказания. По закону юридическому лицу выписываются штрафы в разы больше, чем физическому. Также за нарушения компанию могут лишить квот. А пойманный с поличным браконьер возмещает свои убытки уже через несколько дней.

Преображенская база тралового флота ежегодно добывает около 500 тонн краба, и практически весь он уходит за границу. Лишь немного мы продаем своим работникам практически по себестоимости, в основном перед праздниками. А вот большая часть нашей креветки успешно реализуется на внутреннем рынке. В частности, всю варено-мороженую креветку мы везем на российский берег. Пользуется спросом и сыромороженая, но встает вопрос хранения и транспортировки: нужны холодильники и рефконтейнеры, способные удерживать температуру в минус 28-30 градусов. На популярность отечественной креветки, конечно, повлияли продовольственные санкции, перекрывшие доступ заграничного продукта. Но также немаловажно и то, что по креветке нет такой конкуренции с браконьерами, как по крабу, ее сложно поймать. А единственный способ нарастить в России продажи легального краба – задушить нелегальный рынок этого морепродукта.

Сергей Еремеев, генеральный директор ОАО «Преображенская база тралового флота»

Fishnews

Март 2016 г.