Дешевая рыба спряталась в «серой зоне»
По данным ФАС России, почти половина розничной стоимости рыбы формируется в так называемой «серой зоне» – в связи с наличием многочисленных посредников между производителями или оптовиками и розничными торговыми сетями.
В соответствии с поручением, которое дал первый вице-премьер Виктор Зубков, Федеральная антимонопольная служба провела исследование формирования цен на рыбопродукцию. «Нам надо выяснить, действительно ли есть на этом рынке конкуренция, что происходит с ценами, почему цены не понижаются для потребителей», – сформулировал задачи статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский.
Чтобы узнать, что происходит с продуктом, пока он идет по цепочке от моря до прилавков, было отобрано 11 популярных видов рыбы: минтай, треска, пангасиус, горбуша, форель, лосось, сельдь, мойва, путассу, пикша, хек. Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, специалисты ФАС проанализировали данные за 18 месяцев (с 1 января 2009 г. по 1 июля 2010 г.) по 12 торговым сетям Москвы и Московской области и 9 крупнейшим производителям и переработчикам рыбопродукции.
Как заявил на пресс-конференции начальник управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС России Рачик Петросян, из 238 рублей, которые платит за 1 кг «усредненной» рыбы покупатель в столичном регионе, 20% составляет наценка торговой сети, 46% приходится на долю посредников и лишь 34% уходит производителям. Откуда возникает такая накрутка, пока остается загадкой для антимонопольщиков. При этом речь не идет о прибавке, которая образуется в результате переработки сырья, его хранения и доставки в субъекты РФ. Внимание ФАС привлекла разница между отпускными ценами крупных рыбоперерабатывающих комбинатов и закупочными ценами для магазинов.
Именно этот сегмент – «серая зона» – является наиболее закрытым для контролирующих органов с точки зрения ценообразования. «С рыбой происходит очень интересный процесс, таинственная миграция. Нам понятно, где она появилась, затем она нырнула неизвестно куда и всплыла уже на прилавках в торговых сетях, по дороге обрастя ценой вдвое. И вот это нам пока непонятно», – констатировал Андрей Цариковский. – «Можно сказать коротко, половину рыбины, которая оказалась у нас на столе, съел кто-то другой». По его словам, на сегодняшний день ясно прослеживаются только начало и конец цепочки, что происходит с рыбой и деньгами в середине – вопрос открытый.
Интересный факт – наименьшее воздействие «серая зона» оказывает на дорогие, преимущественно импортные сорта, например, норвежскую форель и лосося. Причина, по мнению представителя ФАС, очевидна: европейские поставщики действуют максимально прозрачно. Зато поистине золотой становится на пути к прилавку так называемая «народная» рыба (в основном отечественного производства) – сельдь, мойва, путассу, пикша, горбуша. Даже без наценки торговых сетей, которая в среднем составляет 20%, проходя через руки посредников, она становится дороже на 40-60%. Причем, по данным антимонопольного ведомства, это не столько реальные посредники, сколько «посредники в деньгах, а не в товаре». «Через эти фирмы проходят деньги, но такого количества посредников никто не знает. Какая реальная работа происходит за эти деньги, пока не видно», – отметил Рачик Петросян.
В условиях, когда производитель или оптовик продает сельдь по 46 рублей, а торговая сеть ее с готовностью покупает по 120 рублей, странно выглядит пассивность большинства участников рынка. Вот и у ФАС России появился вопрос: «А нет ли каких-то особых взаимоотношений между производителями или розницей и посредниками»? «Крупные компании продают рыбу большому количеству предприятий, торговые сети покупают у большого количества предприятий – их многие десятки. И далеко не всегда эти цепочки срастаются в одну. Именно это направление мы сейчас исследуем дальше», – рассказал журналистам Рачик Петросян.
Есть ли на рынке сговор, антимонопольной службе предстоит только разобраться. Но, по мнению Андрея Цариковского, может оказаться так, что никому и не пришлось договариваться. Как ни парадоксально, нынешняя ситуация устраивает всех: и производителей, которые без задержек реализуют рыбу, и торговые сети, предпочитающие иметь дело с товарами более высокой ценовой категории, и разумеется, посредников, загадочным образом обеспечивающих это повышение. Страдает в итоге только покупатель, вынужденный оплачивать услуги всех участников этой схемы.
РИА Fishnews.ru